Рабочая программа среднего общего образования по истории для 11Б класса
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» на 2017 – 2018 уч. год. и рассчитана на реализацию концентрического подхода к школьному историческому образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11b_istoriya_kubrakov.docx | 110.99 КБ |
Предварительный просмотр:
а
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора школы ___________ /Филиппова Н.В. Приказ № 168/Р от «1» сентября 2017 г. |
Рабочая программа
среднего общего образования
по истории для 11Б класса (II подгруппа)
Автор-составитель:
Кубраков Д.Н..,
учитель истории и обществознания
2017 – 2018 уч. год
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. Зав. кафедрой ____________ /Зеленеева К.Ю. | Согласовано Зам. директора по УМР ___________ / Иванова О.В. «___»________ 2017 г. |
Структура рабочей образовательной программы по интегрированному курсу
«История России и мира в ХIХ – начале XXI века»
для 11 класса Б гуманитарного профиля:
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала по курсу
- Требования к уровню подготовки выпускников
- Календарно-тематическое планирование
- УМК и дополнительная литература по курсу
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база рабочей образовательной программы по курсу
«История России и мира во второй половине ХIХ – начале XXI века»:
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 5.03.2004 г.) // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008.
- Примерная программа среднего общего образования по истории. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. История. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008.
- Программа А.Н. Сахарова, С.И. Козленко по курсу «История России, 10-11 кл. Профильный уровень» // Программы общеобразовательных учреждений: История: «Академический школьный учебник». 5 – 11 класс
- Авторская программа Е.Е. Вяземского, О.А. Стрелковой «История России. XX – начало XXI века (к учебнику Шестакова «История России. XX - начало XXI века») /Профильный уровень. 2010.
- Авторская программа «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс». Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. Базовый и профильный уровни. М.: «Мнемозина», 2013.
- Инструктивное письмо № 3117 Департамента Смоленской области по образованию и науке от 02.09.2010 г.
- Учебный план СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» на 2017 – 2018 уч. год.
Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» на 2017 – 2018 уч. год. и рассчитана на реализацию концентрического подхода к школьному историческому образованию.
Согласно инструктивному письму № 3117 Департамента Смоленской области по образованию и науке от 02.09.2010 г., основные содержательные линии рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках интегрированного курса «Истории России и мира в ХIХ в. – начале XXI века» с выставлением единой оценки в классный журнал на странице «История».
Внутренняя периодизация в рамках этого курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала по истории России и всеобщей истории.
С учётом специфики образования в СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» и с целью реализации ее принципов (интеграция с другими предметами, деятельностный подход, педагогизация, индивидуализация, культурологический подход, личностно ориентированное образование), а также для воплощения авторских педагогических замыслов (использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий) рабочая программа корректирует распределение учебного времени в рамках интегрированного курса «История России и мира с древнейших времён до сер. ХIХ в.» следующим образом:
ВИ = 46 часов + ИР = 90 часов. Итого 136 часов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по истории на профильном уровне в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов.
Программа предназначена для преподавания в 10 классе гуманитарного профиля по модели второго концентра лицейского исторического образования.
Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
На ступени среднего общего образования в рамках преподавания интегрированного курса «История России и мира во второй половине ХIХ - начале XXI века» предполагается синхронно-параллельное изучение материала по истории России и всеобщей истории. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса:
Объем учебного времени (федеральный компонент) | Разделы рабочей программы | |
История России | Всеобщая история | |
136 ч | История России (вXIX – начале XXIв.) – 90 ч. | Всеобщая история (во второй половине XIX начале XXIв.) – 46 ч. |
Реализация программы исторического образования на профильном уровне в условиях педагогического лицея предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Цели изучения истории на профильном уровне на ступени среднего общего образования:
Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования на профильном уровне:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при профильном изучении истории принципиально важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Специфика целей и содержания изучения истории на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования на профильном уровне является тесная взаимосвязь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент рабочей программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на профильном уровне (в том числе: проводить комплексный поиск информации, осуществлять критику источника, систематизировать информацию, использовать методы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, представлять ее результаты в различных формах и др.).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России).
Требования к уровню подготовки выпускника средней (полной) средней школы, изучившего курс истории на профильном уровне, соответствуют уровню подготовки, необходимому для успешной сдачи Единого государственного экзамена по истории России.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «РОССИЯ И МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX –НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (136 ч)
ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Профильный уровень (46 ч)
Введение (1 ч). Основные концепции исторического развития: цивилизационная, формационная, теория модернизации, теория «длинных волн». Проблемы соотношения общего и особенного, закономерного и случайного в истории. Роль личности в истории.
РАЗДЕЛ I. ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИИ — НАЧАЛО ИСТОРИИ XX В. (15 Ч)
Т е м а 1. Мир в начале XX в. (8 ч)
Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального общества. Научно-технический прогресс.
Модернизационные процессы в ведущих странах мира в начале XX в.: общее и особенное.
Великобритания. Характерные черты экономического и политического развития. Конец Викторианской эпохи. Массовые демократические движения. Суфражизм. Ирландский вопрос и борьба за гомруль. Реформы в политической и социальной сфере. Деятельность Д. Ллойд Джорджа. Основные цели внешней политики.
Германия. Внутреннее положение Германской империи. Борьба политических партий. Рост влияния социал-демократов. Экономические успехи. Пангерманская пропаганда. Усиление противоречий между Германией и Великобританией, Францией, Россией. Ориентиры «мировой политики» кайзера Вильгельма II.
Франция. Политический режим Третьей республики. Борьба республиканцев и радикалов. Расширение деятельности профсоюзов. Особенности хозяйственного развития. Политика Ж. Клемансо. Укрепление франко-русского союза.
Соединенные Штаты Америки. Особенности внутриполитического строя. Доминирование двух партий: республиканцев и демократов. Деятельность Американской федерации труда (АФТ). Быстрый рост промышленности и сельского хозяйства. Реформы президентов Т. Рузвельта и У. Тафта. Активизация внешней политики в Южной Америке и Восточной Азии.
Австро-Венгерская империя. Своеобразие политической системы дуалистической монархии. Пестрый национальный состав. Социально-экономическое положение империи. Консервативная политика Франца Иосифа I. Усиление позиций социал-демократии. Основные задачи на международной арене.
Италия. Модернизация итальянской экономики. Различия между промышленным Севером и аграрным Югом. Реформистская деятельность правительств Дж. Занарделли и Дж. Джолитти. Дипломатическое лавирование между европейскими державами.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв.
Общая характеристика колониальных и зависимых стран. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Новые явления в хозяйстве и обществе. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
Япония. Достижения модернизации экономики и общества. Активизация внешней политики. Начало японской экспансии в Азии.
Китай. Кризис Цинской империи. Угроза распада страны на отдельные территории. Восстание ихэтуаней. Попытки реформ. Синьхайская революция. Ликвидация монархии и установление республики.
Индостан. Особенности британского колониального управления. Внутриполитическое положение. Экономическое развитие. Деятельность Индийского национального конгресса (ИНК).
Иран. Столкновение интересов ведущих держав в Иране. Кризис шахского режима. Демократическая революция в Иране. Ввод русских и британских войск на территорию страны.
Османская империя. Политический и экономический кризис. Репрессии султана Абдул Хамида. Возникновение младотурецкого движения. Демократическая революция и создание правительства младотурок. Сближение с Германией.
Страны Африки. Господство европейских держав. Колониальные империи Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии и Бельгии. Начало модернизации традиционного общества. Народные движения против колонизаторов. Появление политических партий.
Страны Латинской Америки. Общие черты стран региона. Особенности социально-экономического развития. Господство латифундистов. Формирование городских слоев. Характеристика политических режимов. Политика США и Панамериканский союз. Мексиканская революция.
Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Характерные черты политики ведущих держав. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты: испано-американская, англо-бурская, русско-японская, итало-турецкая, Первая и Вторая Балканские; кризисы вокруг Марокко и Боснии. Усиление международной напряженности. Завершение подготовки к войне Германии.
Основные понятия: индустриальное общество, промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, пангерманизм, панисламизм, миссионеры, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.
Т е м а 2. Первая мировая война (1914—1918) (4 ч)
Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Увеличение количества воюющих государств. Начальный период маневренных боевых действий (август—декабрь 1914 г.). Поражение германских войск на Марне. «Бег к морю». Успехи русской армии в Галиции и поражение в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Закавказье. Захват Антантой германских владений на Тихом океане. Основные сражения 1915—1916 гг. Переход к позиционной войне. Отступление русских войск в мае—августе 1915 г. Кровопролитные бои в Шампани, Артуа и Фландрии. Сражение на Сомме. Бои у Вердена. Брусиловский прорыв. Борьба на море. Ютландский бой. Действия подводных лодок. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Брестский мир 1918 г. Ситуация на периферийных фронтах: Северная Италия, Балканы, Месопотамия. Поражение германских сил в африканских колониях. Попытка германского наступления во Франции весной—летом 1918 г. Контрнаступление войск Антанты. Нарастание внутренних трудностей в Германии, Австро-Венгрии и Болгарии. Революционные движения. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Введение нормированного снабжения. Нарастание тягот и бедствий гражданского населения. Проблема военнопленных. Антивоенные и национально-демократические движения. Положение нейтральных стран в годы войны. Итоги Первой мировой войны.
Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, рационирование продовольствия, сепаратный мир.
Т е м а 3. Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров (2 ч)
Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Возникновение Чехословакии и Королевства СХС (Югославии). Воссоздание Польского государства. Образование Австрийской республики. Ноябрьская революция в Германии. Возникновение Веймарской республики. Создание Венгерского государства. Образование независимых республик Балтии. Воссоздание Финского государства. Попытки обретения суверенитета Украиной, Белоруссией, Молдавией, республиками Кавказа. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Подготовка Парижской (Версальской) мирной конференции. Повестка дня и особенности переговорного процесса. Итоги и значение конференции. Организация и проведение Вашингтонской мирной конференции. Основные документы. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, социализация, советизация, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
Урок обобщающего повторения (1 ч).
РАЗДЕЛ II. МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (11 Ч)
Т е м а 4. Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е гг. XX в. (2 ч)
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения.
Великобритания. Послевоенное восстановление экономики. Обострение внутриполитической борьбы. Результаты парламентских выборов. Первое лейбористское правительство. Кризис и раскол либеральной партии. Всеобщая забастовка 1926 г. Проблемы советско-британских отношений. Колониальная политика британского правительства.
Франция. Постепенное возвращение к мирной жизни. Реформы в социальной сфере. Особенности партийно-политической борьбы. Советско-французские отношения. Политика правительства в колониях.
Соединенные Штаты Америки. «Эра процветания». Биржевой бум. Массовая иммиграция из Европы. Соперничество республиканской и демократической партий. Обострение социальных противоречий. Изоляционизм во внешней политике. «Дипломатия доллара».
Германия. Стабилизация режима Веймарской республики. Демократизация политической жизни. Возникновение новых партий. Попытки антиконституционных путчей справа и слева. Экономические трудности. Проблема репараций. Восстановление отношений с Россией (СССР).
Италия. Социально-политический кризис в стране. Забастовочное движение. Массовое недовольство итогами Первой мировой войны. Возникновение фашистской партии. Деятельность Б. Муссолини. Поход фашистов на Рим и захват ими власти в стране. Переход к созданию корпоративного общества.
Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.
Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг. XX в.Международные отношения в 20-е гг. XX в.Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Территориальные вопросы. Репарации и долги. Планы Ч. Дауэса и О. Юнга. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.
Основные понятия: стабилизация капитализма, военные путчи, теория твердого индивидуализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, Малая Антанта, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.
Т е м а 5. Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. XX в. (5 ч)
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику СШA. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.
Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма.
Италия. Диктатура фашистов. Особенности государственного строя. Экономическая политика. Идеология. Репрессии против инакомыслящих. Программа расширения колониальных владений.
Германия. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Деятельность А. Гитлера. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии.
Франция. Социально-политические противоречия начала 30-х гг. XX в. Политический кризис. Угроза прихода к власти правых и левых радикалов. Забастовочное движение. Образование правительства Народного фронта. Внутри- и внешнеполитическая деятельность правительства Народного фронта. Причины его распада.
Испания. Особенности социально-политического развития в первой трети XX в. Диктатура М. Примо де Риверы. Общественное движение. Национальные проблемы. Программа создания Народного фронта. Антиконституционный мятеж генерала Ф. Франко. Гражданская война 1936—1939 гг. Поражение левых сил. Установление авторитарного режима. Преобразования в политической структуре и экономической сфере.
Великобритания. Особенности социально-политического развития. Деятельность второго лейбористского правительства. Углубление раскола либеральной партии. Создание национального правительства. Экономическая политика национального правительства. Внешнеполитический курс невмешательства. Деятельность Н. Чемберлена и У. Черчилля. Развитие британо-советских отношений.
Авторитарные режимы в Восточной Европе. Общая характеристика и национальные особенности.
«Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Цивилизаторская миссия европейских держав. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
Япония. Дальнейшая милитаризация экономики. Борьба за рынки сырья. Внешнеполитическая экспансия. Вторжение в Северо-Восточный Китай и создание государства Маньчжоу-Го. Укрепление авторитарного режима внутри страны. Подавление выступлений профсоюзов и военных. Вторжение в Центральный Китай.
Китай. Глубокий внутриполитический кризис. Господство милитаристских клик. Вмешательство иностранных держав. Деятельность Сунь Ятсена. Создание Компартии. Революция 1925—1927 гг. Установление диктатуры Чан Кайши. Борьба коммунистов против Национального правительства. Возникновение советских районов на территории Китая. Создание Национального фронта борьбы против Японии.
Индия. Политика британской колониальной администрации. Усиление влияния ИНК. Деятельность М. Ганди. Идеология гандизма. Политические реформы 30-х гг.
Турция. Ликвидация султаната и установление республики. Деятельность М. Кемаля. Реформы во всех областях жизни. Сохранение противоречий в национальном вопросе. Внешняя политика.
Страны и народы Африки. Особенности развития арабских государств Северной и Тропической Африки. Идеология панафриканизма. Первые Панафриканские конгрессы.
Латинская Америка. Своеобразие развития латиноамериканских государств. Воздействие крупных международных монополий на хозяйство. Характерные черты политической жизни. Образование Народных фронтов в Аргентине и Чили.
Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства, идеология гандизма, пантюркизм, панафриканизм.
Т е м а 6. Распад Версальско-Вашингтонской системы (2 ч)
Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа.
Т е м а 7. Наука и культура в первой половине XX в. (1 ч)
Развитие естественных и гуманитарных наук. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Возникновение новых научных дисциплин. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Основные понятия: теория относительности, физика атома, биохимия, геополитика, социология, авангардизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, революция в моде, Олимпийские игры.
Урок обобщающего повторения (1 ч).
РАЗДЕЛ III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (4 Ч)
Т е м а 8. Начало, ход и этапы Второй мировой войны
Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.
Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.
Основные понятия: вермахт, «зимняя война», «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации, пакт, хартия.
РАЗДЕЛ IV. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. (14 Ч)
Т е м а 9. Международные отношения во второй половине XX в. (3 ч)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Греции. Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание Коминформа и советско-югославский конфликт. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.)Первый этап «холодной войны» (1946—1969 гг.), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), Хельсинкский акт.
Т е м а 10. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40—90-х гг. XX в. (5 ч)
Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в.Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в.Соединенные Штаты Америки. Превращение США в доминирующую силу Запада. Великобритания. Ослабление политических и экономических позиций в мире. Франция. Неравномерность общественно-политического и экономического развития. Италия. Влияние наследия движения Сопротивления, демонтаж тоталитарной модели и становление демократии. Федеративная Республика Германия. Становление государственности, формирование демократической системы и приобретение политических и экономических позиций в Европе. Япония. Становление современного демократического общества и государства, быстрое экономическое развитие.
Особенности эволюции государств Северной и Южной Европы. Общие черты развития. Историческая и культурная обусловленность политического и экономического единства в рамках региона. Скандинавские страны. Тесные политические и экономические связи. Страны Южной Европы. Греция, Испания и Португалия. Нестабильность политического развития и переход к демократии.
Основные понятия: военно-промышленный комплекс, военный паритет, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, голлизм, еврокоммунизм, коалиционное правительство, майский кризис, маккартизм, политика «новых рубежей», расовая сегрегация, рейганомика, референдум, социальное партнерство, «справедливый курс», тэтчеризм, «экономическое чудо», авторитарный режим, баскская проблема, каталонская проблема, режим полковников, скандинавская модель социализма.
Т е м а 11. Развитие стран Восточной Европы в 40—90-е гг. XX в. (2 ч)
Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов. «Албанский путь к социализму». «Югославский социализм». Румыния. Венгрия. Чехословакия. Польша. ГДР. Болгария.
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция, «Солидарность», «Хартия-77».
Т е м а 12. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. (1 ч)
Политическая ситуация во второй половине 40-х гг. XX в. Движение за национальное освобождение. Общие и особенные черты общественно-политического развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны».
Достижения и проблемы развивающихся стран в 70—90-е гг. XX в. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.
Основные понятия: апартеид, Год Африки, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, религиозно-этнические группы, суверенитет, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», красные кхмеры, маоизм, шариат.
Т е м а 13. Наука, культура и спорт во второй половине XX в. (3 ч)
Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. XX в. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Ядерная энергетика. Генетика. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Завершение индустриализации всех секторов общественного производства. Соединение науки с производством и качественное изменение системы образования. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество. Новая роль религий.
Искусство и спорт в 50-е гг. XX — начале XXI в. Направления и жанровые особенности искусства в 50—70-е гг. Новые черты искусства в 80—90-е гг. Тенденции развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Олимпийское движение и массовый спорт.
Основные понятия: компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, абстракционизм, виртуальная реальность, гиперреализм, концептуализм, массовая культура, постмодернизм, реализм, сюрреализм, хиппи.
Т е м а 14. Общие черты и закономерности развития мира в XX в. (2 ч)
Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Итоги развития человечества к началу XXI в. История повседневности. Роль личности в истории в XX в.
ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ (90 ЧАСОВ)
Тема 1. Россия во второй половине XIX в. (9 ч)
Россия во второй половине XIX века (9 часов)
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
Основные понятия:Крестьянская реформа, отрезки, временнообязанные крестьяне, выкупные операции, мировые посредники, сельский и волостной сходы, сельское общество, староста, волостной старшина; отработки, аренда, капитал, буржуазия, предприниматели, пролетариат, стачки; земство, земская управа, курия, городская управа, мировой суд, коронный суд, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, классические и реальные гимназии; либералы, разночинцы, прокламации, артель, катехизис, народничество, административная ссылка, конституция, Учредительное собрание;контрреформа, чрезвычайное положение, циркуляр, рабочая инспекция; суверенитет, национально-освободительное движение, займы; передвижники, меценаты.
Тема 2. Российская империя в начале ХХ в. (8 ч)
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала ХХ в.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале XX в. Консервативные, либерально-демократические, социалистические, национальные движения. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением.
Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. «Серебряный век» русской поэзии. Критический реализм. Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Элитарная и народная культура.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиции, община ,отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, легальный марксизм; парламент, фракции, революция, движущие силы революции, политическая партия, Государственная дума; ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, символизм, футуризм.
Тема 3. Революция 1917 г. и гражданская война в России (10 ч)
Революция 1917 г. Причины падения самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Отделение церкви от государства и восстановление патриаршества. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Борьба в партии большевиков и Советском правительстве по вопросу о путях выхода из мировой войны. Брестский мир и его итоги. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Установление однопартийной системы в России.
Гражданская война и интервенция: этапы, участники. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках гражданской войны. Цели и идеология противоборствующих сторон. «Зеленое» движение. Политика «военного коммунизма». Белый и красный террор. Итоги гражданской войны. Причины поражения белого движения.Создание Коминтерна. Война с Польшей и провал курса на мировую революцию.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, однородное социалистическое правительство, Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция» сепаратный мир, гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Тема 4. Советское общество в 1922-1941 гг. (12 ч)
Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Борьба за власть в правящей партии. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Денежная реформа. Роль государства в экономике периода НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Переход к плановой экономике. Индустриализация, ее источники и результаты. Создание новых отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на востоке страны. Создание военно-промышленного комплекса. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации.
Централизованная (командная) система управления страной. Мобилизационный характер советской экономики. Дискуссии о советском типе государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Задачи и итоги «культурной революции». Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь советских людей.
Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Деятельность Коминтерна. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. СССР и Лига наций. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Дискуссия об их характере в исторической науке. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Основные понятия:нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн; модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса» секретные протоколы.
Тема 5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны ( 11 ч)
Причины Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне. Состояние Красной Армии накануне войны.
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перлом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Тема 6.СССР в первые послевоенные десятилетия (9 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война, споры о ее причинах и характере. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Политическая жизнь страны в 1950-х гг. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Поиск путей реформирования страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления, причины их неудач. Политика Н.С. Хрущева в оценках историков.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Военно-политические союзы. Формирование мировой социалистической системы. Характер взаимоотношений СССР с социалистическими странами. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира», реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Тема 7. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. ( 8 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики», усиление коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития.
Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Нарастание социальной элитарности и массовых нигилистических настроений в условиях господства партийно-государственной системы. Концепция развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Международные обязательства СССР по соблюдению прав человека. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг., оценка их в исторической литературе.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Самиздат. Роль науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине ХХ в. Успехи в области спорта.
Основные понятия:«директивная экономика», экстенсивный путь развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика
Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. ( 8 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты.Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмысление прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления.Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики.
Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Подготовка нового союзного договора. Августовские события 1991 г., споры об их характере и последствиях.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения «холодной войны». Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Роль СССР в объединении Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы «перестройки».
Основные понятия: перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
Тема 9. Российская Федерация (1991-2014 гг.) (12 ч)
Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки». «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны.
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Укрепление правовой базы реформ. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г., 2008 г. и 2012 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Отношения России и Европейского Союза. Россия и вызовы глобализации. Проблемы борьбы с международным терроризмом. Россия и НАТО.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества.Особенности современного развития художественного творчества.Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале XXI века.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, авразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ (3 ч)
Российская империя — СССР — Россия в конце XX — начале XXI в. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого. Россия в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В результате изучения истории на профильном уровне лицеист должен
знать/понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный предмет.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ
в 11 классе Б гуманитарного профиля
В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «РОССИЯ И МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА».
№№ п/п | Дата | Содержание | Количество часов | Д/з |
1. | Введение. Основные концепции исторического развития | 1 | ||
Тема. Российская империя вXIX веке | 9 | |||
2-3. | Реформы 1860-70-ых годов. Споры современников о значении реформ | 1 | ||
4. | Общественные движения России в конце XIX века | 1 | ||
5. | Утверждение капиталистической модели экономического развития | 1 | ||
6. | Политика контрреформ | 1 | ||
7-8. | Внешняя политика России во второй половине XIX века | 1 | ||
9-10. | Духовная жизнь российского общества в XIX в. | 2 | ||
Раздел I. Война и революции: мир и Россия в начале XX века | 33 | |||
11. | Становление индустриального общества | 1 | ||
12-13. | Модернизационные процессы в ведущих странах Европы в начале XX века: общее и особенное | 2 | ||
14. | Модернизационные процессы в США в начале XX века | 1 | ||
15. | Австро-Венгерская империя и Италия в начале XX века | 1 | ||
16. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX – XX веков | 1 | ||
17-18. | Российский монополистический капитализм и его особенности. Дискуссии о месте России в мировой экономике начала XX века | 2 | ||
19. | Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале XX века | 1 | ||
20. | Революция 1905-1907 гг | 1 | ||
21. | Становление российского парламентаризма | 1 | ||
22-23. | «Серебряный век» русской культуры | 2 | ||
24-25. | Международные отношения в 1900-1914 гг | 2 | ||
26. | Внешняя политика России в начале XX века. Россия в системе военно-политических союзов | 1 | ||
27. | Июльский кризис и начало Первой мировой войны. Характер войны и планы сторон | 1 | ||
28-29. | Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны | 2 | ||
30. | Война и социально-экономическое развитие государств. | 1 | ||
31. | Образование национальных государств в Европе | 1 | ||
32. | Послевоенная система международных договоров | 1 | ||
33. | Влияние войны на российское общество. Февральская революция 1917 года | 1 | ||
34. | Внутренняя политика Временного правительства. Причины слабости демократических сил в России | 1 | ||
35. | Приход к власти большевиков. Провозглашение и утверждение Советской власти | 1 | ||
36. | Характер событий октября 1917 года в оценках современников и историков | 1 | ||
37. | Становление новой России: создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков | 1 | ||
38-39. | Гражданская война и интервенция: этапы, участники, основные события | 2 | ||
40. | Политика «военного коммунизма» | 1 | ||
41. | Итоги гражданской войны. Дискуссии о причинах, характере и хронологических рамках гражданской войны | 1 | ||
42. | Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к НЭПу | 1 | ||
43. | Контрольная работа по разделу «Война и революции: мир и Россия в начале XX века» | 1 | ||
Раздел II. Мир и Россия, СССР между двумя мировыми войнами | 23 | |||
44-45. | Социально-экономические и политические измерения в ведущих государствах в 1920-ые годы | 2 | ||
46. | Мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки | 1 | ||
47. | Италия и Германия: становление и эволюция тоталитарного режима в 30-ые ггXX века | 1 | ||
48. | Испания, Франция, Великобритания : особенности социально-политического развития в 1930-ые гг. | 1 | ||
49. | Авторитарные режимы в Восточной Европе: общие черты и национальные особенности | 1 | ||
50. | «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США | 1 | ||
51. | Причины и предпосылки объединения советских республик. Образование СССР | 1 | ||
52. | Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Борьба за власть в правящей партии. | 1 | ||
53. | Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа | 1 | ||
54. | Новая экономическая политика в оценках современников и историков. | 1 | ||
55. | Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития | 1 | ||
56-57. | Социально-политическое развитие СССР в 1930-ые гг.: становление тоталитарного режима. Дискуссии о советском типе государственности | 2 | ||
58-59. | Идеологические основы советского общества и культура в 1920-30-ые годы. | 2 | ||
60. | Наука и культура в первой половине XX века | 1 | ||
61. | Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР | 1 | ||
62-63. | Международные отношения в 1930-ые годы. Кризис Версальско-Вашингтонской системы | 2 | ||
64. | Внешнеполитический курс СССР 1930-ые годы. Попытки создать систему коллективной безопасности | 1 | ||
65. | Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Дискуссия об их характере в исторической науке | 1 | ||
66. | Контрольная работа по разделу «Мир и Россия, СССР между двумя мировыми войнами» | 1 | ||
Раздел III. Вторая мировая война . Великая Отечественная война советского народа. | 15 | |||
67. | Причины войны и планы участников | 1 | ||
68. | Причины Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне | 1 | ||
69. | Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны | 1 | ||
70-71. | Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Коренной перелом в ходе войны. | 2 | ||
72-73. | Этапы боевых действий на фронтах Второй мировой войны. | 2 | ||
74. | Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Участие СССР в войне с Японией | 1 | ||
75. | Партизанское движение и его вклад в Победу | 1 | ||
76. | Перевод экономики СССР на военные рельсы | 1 | ||
77. | Идеология и культура в военные годы | 1 | ||
78. | Дипломатия в 1939-1945 гг. | 1 | ||
79. | СССР в антигитлеровской коалиции | 1 | ||
80. | Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира | 1 | ||
81. | Контрольная работа по разделу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» | 1 | ||
Раздел IV. СССР – РФ и мировое сообщество во второй половине XX – начале XXI века | 55 | |||
82. | Международные отношения во второй половине XX века: послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» | 1 | ||
83. | Первые конфликты и кризисы «холодной войны» | 1 | ||
84. | Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (1950-90-ые гг) | 1 | ||
85-86. | Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX века | 2 | ||
87-88. | Крупнейшие западные страны и Япония в конце 1940-х – 90-ые годы. Соединенные Штаты Америки | 2 | ||
89. | Особенности эволюции государств Северной и Южной Европы | 1 | ||
90-91. | Развитие стран Восточной Европы в 1940-90 гг | 2 | ||
92. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века | 1 | ||
93. | Две волны научно-технической революции 1950-90-х гг. | 1 | ||
94-95. | Искусство и спорт в 50-ые гг. XX –начале XXI века | 2 | ||
96. | Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства | 1 | ||
97 | Идеологические кампании конца 1940-х гг. | 1 | ||
98. | Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие. | 1 | ||
99. | Политическая жизнь страны в 1950-х гг. | 1 | ||
100. | Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг. Политика Н.С. Хрущева в оценке историков | 1 | ||
101-102. | Внешняя политика СССР в 1950-начале 1960-х гг | 2 | ||
103-104. | Духовная жизнь в 1950-ые – начале 60-ых гг | 2 | ||
105-106. | Экономические реформы середины 1960-ых гг., причины их неудач | 2 | ||
107. | Социальные процессы в СССР во второй половине 1960-ых – начале 1980-ых гг. | 1 | ||
108. | Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-ых гг., оценка их в исторической литературе | 1 | ||
109-110. | Внешняя политика СССР середины 1960-ых – начала 1980-ых гг | 2 | ||
111-112. | Советская культура середины 1960-х – начала 1980-ых гг. | 2 | ||
113. | Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. | 1 | ||
114. | Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. | 1 | ||
115. | Политика «гласности». Дискуссии о переосмыслении прошлого | 1 | ||
116. | Рост напряженности в межэтнических отношениях: причины и последствия. | 1 | ||
117. | Августовские события 1991 г., споры об их характере и последствиях | 1 | ||
118 | «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. | 1 | ||
119. | Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки». Распад СССР | 1 | ||
120 | Политический кризис сентября-октября 1993 года: причины и последствия | 1 | ||
121. | Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-ых гг. | 1 | ||
122. | Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России | 1 | ||
123-124. | Трудности и противоречия экономического развития 1990-ых гг: реформы и их последствия. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ | 2 | ||
125-126. | Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социально-политическую стабильность, упрочение национальной безопасности | 2 | ||
127-128. | Участие России в формировании современной международно- правовой системы | 2 | ||
129-130. | Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества | 2 | ||
131. | Итоговый урок. Российская империя – СССР – Россия в конце XIX – начале XXI в. | 1 | ||
132. | Промежуточная аттестация по истории (контрольная работа) | 1 | ||
133- 134. | Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней | 1 | ||
135-136. | Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны | 1 |
- УМК И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА В ХIХ В. – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА» (профильный уровень)
Учебный курс | Учебная программа | Учебник(и) | Методические пособия для учителя | Мониторинговый инструментарий |
Интегриро-ванный курс «История России и мира во второй половине XIX- начале XXI века» | 1. Рабочая образовательная программа среднего (полного) общего образования по курсу «История» (профильный уровень) для 11 Б класса гуманитарного профиля 2. Примерная программа среднего (полного) образования по истории. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. История. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008. 2. Программа Л.Н. Алексашкиной, В.А. Головиной «Новейшая история зарубежных стран». 11 класс. Профильный уровень // Сборник программ общеобр. учреждений. История. 10-11 кл. М.: Мнемозина, 2008 3. Программа А.Н. Сахарова, С.И. Козленко по курсу «История России, 10-11 класс. профильный уровень// Сборник программ общеобр. учреждений. История. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2008 4. Авторская программа Е.Е. Вяземского, О.А. Стрелковой «История России. XX – начало XXI века (к учебнику Шестакова «История России. XX - начало XXI века») /Профильный уровень. 2010. | 1. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина Новейшая история зарубежных стран: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М.: Мнемозина, 2013 2 Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сажаров А.Н. История России, конец 17 – 19 век. 10 кл.: Учебник для общеобр. учр. (профильный уровень). Под ред А.Н. Сахарова М.: Просвещение, 2011 3. Шестаков История России. XX – начала XXI века. Учебник для общеобр. учрежд. (профильный уровень) М.: Просвещение, 2011 | О.А. Стрелкова, Е.Е. Вяземский История России. XX -начало XXI века. Книга для учителя. 11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2011 | 1. Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса. 2 Демоверсия ЕГЭ-2017 3. Сборники для подготовки ЕГЭ различных лет 4. Р.В. Пазин «История России. Новые задания высокого уровня сложности (С4-С6). Легион, Ростов-на-Дону, 2014 5. Р.В. Пазин «История России. Анализ исторического источника (С1-С3) Легион, Ростов-на-Дону, 2014. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа среднего общего образования по математике 10 -11 класс( Мордкович А.Г. Атанасян Л.С.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, национально-региональный компонент и список УМК....
Рабочая программа среднего общего образования по истории России
Рабочая программа по истории России профильный уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС
Рабочая программа разработана с учетом Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по иностранным языкам (Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. 10-11 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования по истории для 10-11классов
Рабочая программа составлена на основе:Закон РФ « Об образовании» п.2.7.ст 32 - Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утверждённого приказ...
Рабочая программа среднего общего образования по истории (профильный уровень)
Рабочая программа по истории и ктп ( профильный уровень )...
Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Информатика» 10 класс (углубленный уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентирована на использование учебника &laq...
Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Информатика» 11 класс (углубленный уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентирована на использование учебника &laq...