Приемы на этапе мотивация на уроках история
статья по истории на тему

Новожилова Татьяна Александровна

в статье рассмотрены приемы на эапе мотиции, применяемые на практике на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novozhilova_t.a.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Т.А. Новожилова  

Енисейск, Россия

Магистр педагогического образования,

учитель истории

КБОУ «Школа дистанционного образования».

ПРОБЛЕМЫ  МОТИВАЦИИ НА ЭТАПЕ ВЫЗОВА НА УРОКАХ

 ИСТОРИИ

THE PROBLEMS OF MOTIVATION AT THE STAGE OF A CHALLENGE IN A HISTORY LESSON

T.A. Novozhilova

Town Yeniseisk, Russia

Muster in Education, a history teacher

The school of distance learning

Аннотация

В данной статье рассмотрены три основные составляющие современного урока.  Описана  одна из главных проблем в преподавании,  заключающаяся в том, что у школьника  XXI века  низкая мотивация к изучению учебных тем урока.  В статье рассмотрено с  помощью,  каких приемов новых технологий образования учитель может заинтересовать   ребенка  и направить на  активное изучение нового материала именно на этапе вызова. Выявлены примеры литературы и методических рекомендаций  для организации учебного процесса в школе, соответствующего федеральному государственному стандарту нового поколения.  Показано несколько примеров применения приемов  технологии критического мышления на уроках истории на этапе вызова по разным учебным темам, которые больше всего вызвали интерес у школьников и направили на активную учебную работу. Описано чему способствуют и учат современные педагогические приемы.   Приводятся выводы о том, как работают данные приемы на практике.

Ключевые слова:  урок,  мотивация,  универсальные учебные действия,  технологии образования,  критическое мышление,  педагогические приемы,  кластер.

Annotation

Three main components of the modern lesson are considered in this article.  One of the main problems in teaching is described, that the student of the 21st century has low motivation to study the lesson's topics.  The article considers with the help of what methods of new technologies of education the teacher can interest the child and direct them to actively study new material at the stage of the call.  Examples of literature and methodological recommendations for the organization of the educational process in the school, corresponding to the Federal state standard of the new generation, are revealed.  There are several examples of the use of techniques of critical thinking technology in History lessons at the stage of a call on different educational topics, which most of all aroused interest among schoolchildren and sent to active educational work.  Described what is promoted and taught by modern pedagogical methods.  This article presents conclusions on how these pedagogical methods work in practice.

Key words: lesson – урок, motivation, universal educational actions, education technologies, critical thinking, pedagogical methods, cluster.

Основу содержания   современного урока составляют  взаимосвязанные  этапы:   вызов, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. На этапе вызова происходит  актуализация знаний по определенной теме, включается мотивация и постановка целей на урок.  Следующий этап урока позволяет школьнику получить ответы на поставленные задачи, соотнести полученные знания с имеющимися, систематизировать  материал. На последнем этапе - рефлексии -   происходит целостное обобщение и присвоения нового знания, подводится итог работы [4, с. 5].

ФГОС  нового поколения направлен  на  развитие у школьников регуляционных учебно-универсальных действий.  Это значит, что  ребенок должен уметь самостоятельно ставить цель и задачу для изучения нового материала [5, с. 7]. Но  так как у современных детей низкая мотивация к обучению, их необходимо заинтересовать, поэтому нужно верно направить ребенка и вызвать у него интерес именно на этапе вызова.   Я столкнулась с этой проблемой на своих уроках, поэтому занялась ее исследованием.

Для того чтобы учителю было легче разработать сценарий урока, ученые создают сборники с  примерами приемов технологий образования, отвечающих требованиям ФГОС. В сборниках  таких авторов как Анатолий Александрович Гин [2],  Игорь Олегович Загашев, Заир-Бег Сергей Измайлович  и Муштавинская Ирина  Валентиновна [3], [4] имеется большой выбор педагогических приемов, которые можно применять на разных предметах и стадиях урока, в том числе и на этапе вызова. Среди них хочется отметить такие как  «Кластер», «ЗХУ», «Дорожка ассоциаций», «Прием – Игра  Верите ли вы?» или «Данетка», «Перепутанные цепочки»,   «Ключевые слова», «Синквейн» и многие другие.

На своих уроках, среди перечисленных приемов  на этапе вызова, применяю –  понятийное колесо (кластер) [4, с. 28]. Этот прием  учит систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях усвоения, а также помогает  поставить проблему перед учениками и  сосредоточить их над  темой урока (вспомнить  любые сведения). Суть данного приема в том, что школьники заполняют одним цветом, то, что уже знают, затем ставят задачи на урок. Работая по поставленным задачам, к концу урока мы возвращаемся  к кластеру и дозаполняем то, что узнали (на этапе рефлексия).  Интерес придает именно множество новых, заполненных другим цветом овалов. Ученики четко понимают – достигли ли они нужного результата.  Пример использования данного приема можно посмотреть на рисунке 1.  «Хозяйство России в XVII  веке» (светлые овалы – знания на начало урока, темные – знания, приобретенные во время урока).

«Хозяйство России в XVII  веке»

Прием «Ключевые слова»  также способствует активизации деятельности школьников, как на этапе мотивации, так и на протяжении всего урока [2, с. 7]. Этот прием развивает коммуникационною деятельность у школьников, учит обобщить имеющиеся знания по данной теме, самостоятельно называть учебные задачи. Смысл данного приема на этапе мотивации заключается в следующем: в начале урока, на слайде или на доске написано несколько разных  слов по определенной теме и ряд вопросов, на которые классу предстоит найти ответы: «Что же общего у этих слов?»,  «Что связывает их?»  или  «Как они могут относиться к теме урока?».  Таким образом, ученики выходят на тему урока, которую уже  начали исследовать, вспоминая события, факты или персонажей, связанных с написанными терминами. Пример данного приема можно посмотреть на рисунке  2 «Ключевые слова» по теме «Петр 1».

«Ключевые слова»

  • Коллегии
  • Северная война
  • Санкт-Петербург
  • Азовские походы
  • Полтавская битва

Часто использую  на этапе мотивации прием – игру  «Верите ли вы?» [2, с. 9]. Прием помогает пробудить интерес к теме урока, а также обнаружить и осознать о недостаточности знаний у ребят. Суть данного приема сводиться к тому, что учитель задает вопросы, на которые надо ответить в таблицах, приготовленных перед уроком, «да» или «нет» в первой строке, а вторая строка остается пустой.  Дети понимают – вопросы – это задачи, а вторая строка – это проверка того, насколько они были правы. Цель и  задачи ставятся автоматически  – необходимо доказать в течение урока правильно ли они дали ответы на вопросы «Верите ли вы?». Тем самым интерес возрастает, и дети с легкостью, работают  в течение урока. Им  важно проверить правильность и точность своих ответов. Образец данного приема можно рассмотреть на рисунке  3 «Верите ли вы?» по теме «Иван Грозный». 

«Верите ли вы?»

Тема «Иван Грозный»

  • Верите ли вы, что Иван Грозный 1 царь?
  • Верите ли вы,  что Иван Грозный организовал  Тайную Думу
  • Верите ли вы, что  Грозный учредил земскую думу
  • Верите ли вы, что в 1497 г. на Земском соборе был учреждён новый Судебник
  • Верите ли вы, что Иван 4 организовал приказы

Использование современных педагогических технологий, частности, технологии развития критического мышления,  на этапе вызова  позволяет сформировать умения и навыки работы с разноуровневой информацией (перерабатывать ее, формировать к ней собственное мнение, выбирать и использовать нужную), также систематизировать, анализировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. Школьники учатся самостоятельно ставить задачи на занятие и искать на них ответы, работая  не только с учебником, но и другими источниками.  

Учащиеся могут сравнивать исторические объекты, события и явления, при этом самостоятельно выявлять линии или признаки сравнения, также   обозначать проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

Я пришла к выводу, что  использование данных приемов помогает  мотивировать школьников, к изучению тем, а уроки, в свою очередь делать разнообразнее.

Литература:

1. А. А. Гин. Приемы педагогической техники //  Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. З-е изд., - М.: Бита-Пресс, 2001. –  88 с.

2.  Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.

3. И. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб.: Альянс Дельта , 2003. – 192 с.

4. С.И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская // Развитие критического мышления на уроке».,  - М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22.12.2009 № 373. [Электронный ресурс]  // – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127. -  Издательство Гарант  –  Дата обращения 22.09.2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

Приемы для формирования мотивации на уроках математики у школьников

Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных....

Приемы формирования и развития учебной мотивации на уроках истории

Можно усадить детей за парты, но без мотивации добиться хороших результатов невозможно. Предлагаю конструктор - краткое описание приемов, которые помогут учителю сконструировать урок, сделать его ярки...