Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
статья по истории по теме
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1011.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1) как тема урока;
2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) создания проблемной ситуации - означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации -представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Например, на уроке история России в 6-м классе при изучении темы «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва», постановка проблемной ситуации была организована следующим образом:
Учитель | Дети |
Анализируем документ: Из летописной повести «О великом побоище на Дону». Как решил действовать Дмитрий Иванович Московский? Посмотрите на картину «Александр Невский в Орде». Как предшественники Дмитрия Донского – Александр Невский и Иван Калита – относились к ордынцам? Приведите примеры. Сравните две характеристики взаимоотношений между Москвой и Ордой. Какой возникает вопрос? | Противостоять силой оружия Сотрудничали. Иван Калита помог подавить ордынцам восстание в Твери. Они изменились. Почему? |
Формулируем учебную проблему: Почему Дмитрий Донской нарушил обычаи предков и пошел против Орды? |
Гипотезы. |
Подводящий к теме диалог
Данный метод постановки учебной проблемы представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение), которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Например, постановка проблемной задачи на уроке в 6-м классе, тема «В рыцарском замке»:
Действия учителя | Предполагаемы ответы детей |
Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем? | Честного, отважного, бесстрашного, галантного, воспитанного, вежливого и т.п. человека. |
Приведите пример рыцарского поступка. | Защитил слабого, уступил место в автобусе, подал руку женщине и т.д. |
А в средние века кого называли рыцарем? | Военного феодала на службе короля, получившего свой титул по наследству. |
Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»? | Нет. |
А почему сейчас мы так понимаем это слово? | Наверное, средневековые рыцари тоже соответствовали этим качествам. |
Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему? | Смотрят отрывок. Первый герой поступил по рыцарски, защищая честь любимой женщины, а второй герой поступил подло, заменив наконечник копья. |
Итак, кто же из них был рыцарем по титулу? А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе? | Второй герой. Да, нет (разные версии ответов). |
Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке? Так какой же возникает вопрос? | Настоящий рыцарь ведет себя не по - рыцарски, и наоборот. |
Формулируем учебную проблему: Кто такие рыцари в средние века? Кто мог стать рыцарем? |
Гипотезы. |
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Например, постановка проблемной задачи на уроке в 9-м классе, тема «СССР в 30-е гг.»:
Действия учителя | Предполагаемы ответы детей |
Что вы знаете об отношении людей к его личности? | Характеризуют его по-разному |
По официальной версии И.В. Сталин родился 21 декабря 1879 под знаком Сатаны. |
Как думаете о чем пойдет речь? | Отразилось ли это на его политики? |
Однако следует отметить, что указанные методы постановки учебной проблемы имеют различия в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитирует творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение обеспечивает эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, а также позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....
Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Творческая работа с презентацией...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....