Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию (8,9 класс) по теме

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Формирование учебной мотивации

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса:

  1. Совершенствование методов обучения
  2. Разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения
  3. Модернизация структуры урока
  4. Расширение форм самостоятельной работы на уроке
  5. Активизация учебной деятельности школьников на уроке
  6. Особая система работы по воспитанию приемов самообразования.

Наиболее активным средством формирования положительной учебной мотивации является самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя. Самостоятельная учебная работа – это работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время.

Очень эффективна самостоятельная работа учащихся на уроках изучения нового материала. Ее можно организовать с помощью инструктивных карточек.

Какова структура инструктивных карточек?

  1. Названия изучаемой темы и темы урока.
  2. Цели урока (формулируются в действиях ученика – т.е. диагностические).
  3. План урока.
  4. Исторические термины (понятия).
  5. Задания по каждому пункту плана.

        

                 

                                 

                               Инструктивная карта урока

Основные понятия

1.Социальные нормы                2. Социальный контроль           3. Санкции                                  4. Отклоняющееся поведение          5. Преступность                         6. Алкоголизм                           7. Наркомания

Тема: Что такое деятельность.                                                                                                            Тема урока: Социальные нормы и отклоняющее поведение.                                                  Цели урока:                                                                                                                        Характеризовать отклоняющееся поведение как один из вариантов многообразия человеческой деятельности.                                                                                                Обосновать значимость социальных норм в качестве регулятора человеческой деятельности.          

План темы урока.              

1.Социальные нормы. Их значение.          

2.Социальный контроль.

3.Отклоняющееся поведение.

4.Преступность.

5.Алгоколизм и наркомания.          

1. Социальные нормы. Их значение.  

Задание 1.                      Понятие «социальной нормы»     

  1. Прочитайте абзац 1 статьи «Социальные нормы» на с.62.
  2. Сформулируйте определение понятия «норма».                                                        

Норма это -  _______________________________________________________________

  1. Ответь на вопросы.                                                                                                                                   1). Нужны ли обществу социальные нормы («Да» или «Нет»)?                                                           2). Какую роль в обществе играют социальные нормы? (схему ответа см. ниже).                 Социальные нормы:                                                                                                                                        1. направляют поведение людей;                                                                                                                    2. __________________________;                                                                                                                     3. __________________________;            впиши только ключевые слова                                                                                                        4. __________________________;              

Задание 2.                        Разновидности социальных норм                                                                   1. Прочитай статью «Социальные нормы» до абзаца «социальные нормы» на с.63.          2. Заполни схему, запиши разновидности существующих социальных норм.   _________________           ↖                             ↗                   ________________       _________________            ←Социальные                       ________________              _________________            ←    нормы          →                    ________________        _________________             ↙                          ↘                     ________________            

Задание 3.                             Функции социальных норм                                                                 1. Прочитай последний абзац на с.63.                                                                                                          2. Выпиши нормы разных сфер бытия.                                                                                                       * Социальные                                                                                                                                                        * _________________                                                                                                                                           * _________________                                                                                                                                      * _________________                                                                                                                                         * и др.                                                                                                                                                           3. Укажи функцию социальных норм ( впиши пропущенные слова в предложение). Социальные нормы регулируют  __________________________________________  между а) __________________, б) ___________________, в) ____________________.

2. Социальный контроль

Задание 1.                        Понятие «Социальный контроль»                                                            1. Прочитай абзац 1 статьи «Социальный контроль» на с.64.                                                          2. Сформулируй определение понятия «Социальный контроль».                                     Социальный контроль – это один из __________________________________________.        3. Укажи цель социального контроля.                                                                                                    Цель социального контроля _________________________________________________.

 Задание 2.                           Механизм социального контроля                                                                1. Прочитай абзац 2 на с.64.                                                                                                                     2. Объясни, как работает механизм социального контроля на конкретных примерах (опоздание в школу, безбилетный проезд, сдача крови – донорство).                                          

                        Поведение                                           Соц. контроль                                                                                                                  -------------(как проявляется)                                                                                                                           Проезд в        → оплачен                                                  _______________                                                          транспорте    → не оплачен                                            _______________    

Донорство    → сдает кровь                                            _______________                                                                              ------------------не сдает кровь                                       _______________

  Задание 3.                                    Понятие «санкции». Виды санкций.                                                                             -----------------------------( от лат. sanctio – строжайшее постановление).                                                                   1. Прочитай последний абзац на с.64.                                                                                                                            2. Сформулируй определение понятия «санкция».                                                                                         Санкция – это способ проявления ________________________________________________.    3. В предложенном списке слов подчеркни то, что относится к санкциям.                         Штраф, выговор, радость, замечание, поиск, похвала, наблюдение, решение суда.          4. Раздели санкции на два вида и укажи их направленность.                                                       -------------------Вид санкции                                       Направленность                                      ------- _______________________                                        ________________        

Санкции  ↘  ______________                                        ________________      

Задание 4.     Самоконтроль. Механизм самоконтроля. Понятие «совесть»                                           1. Прочитай статью «социальный контроль» до конца.                                                                                         2. Укажи, что лежит в основе самоконтроля (впиши в предложение нужные слова).                                В основе контроля лежат  _____________, _____________, ____________  ______________, усвоенные индивидом.                                                                                                                                                  3. Дай определение понятия совесть (закончи предложение).                                                               Совесть – субъективное сознание ________________________ или ______________________    собственного поведения __________________________________________________                             4. Укажи, что лежит в основе самоконтроля (заполни схему).          

                                                     Элементы самоконтроля                                                                                           ------------------------------------------социальные нормы                                                                          Самоконтроль                              _________________                         Механизм                                  --------------------------------------------          _________________                    самоконтроля                                         --- _________________________  __________________                                                                                                    

3. Отклоняющееся поведение                                                                                          Задание 1.                           Понятие «отклоняющееся поведение»                                                       1. Прочитай абзац 1 статьи «Отклоняющееся поведение» на с.66.                                               2. Сформулируй определение понятия «отклоняющееся поведение» в соответствии с предложенным планом.                                                                                                       Отклоняющееся поведение – это поведение, которое                                                            1)________________________________________________________________________;   2)________________________________________________________________________. Задание 2.                Группы отклонений в поведении                                                                     1. Прочитай абзацы 2 и 3 с.66.                                                                                                                      2. Определи по значению последствий (закончи схему).

            Группа отклонений поведения                      Последствия                                                                   _____а)__________________________                полезные для общества                         

           б)__________________________                ______________________                        _______________________________________  ______________________

                                                                                                                        

         

Задание 3.                    Социальное значение отклонений в поведении                        Распредели жизненные ситуации в соответствии с их социальным значением            (используй знак «+»).

   

                               Жизненные ситуации

Отклонения в поведении

Положительн.

Негативные

Д.И. Менделеев во сне увидел «Периодическую систему элементов».

Подростки в подъезде слушают громкую музыку, пьют пиво.

Взрослые дети отказались заботиться о старом больном отце. Отправили в дом престарелых.

В.А. Моцарт в 5 лет прекрасно играл на клавесине, сочинял музыку.

Совершеннолетний сын не работает и живет на пенсию матери.

  1. Преступность                                                                                                    Задание 1.        Понятие «правонарушение»                                                                                     1. Внимательно прочитай признаки правонарушений:                                                        1) Активное общественно опасное деяние, выражающееся в действии или бездействии ( кража, неоказание помощи).                                                                                    2) Противоправное поведение, т.е. нарушение нормы права.                                              3) Виновное поведение.

2. В каждом признаке определи ключевые слова и, используя их, сформулируй определение понятия «правонарушение».                                                          Правонарушение –  это __________________________________________________                     ______________________________________________________________________ Задание 2.             Понятие «преступление» и «проступок»                                                 1. Прочитай абзац 1 статьи «Преступность» на с.68.                                                                         2. Сравни определения двух понятий «преступление» и «проступок», укажи сходство  и отличие.

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.                                                                             Проступок – это действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, но в силу малой значительности не представляющее общественной опасности (уголовно не наказуемо).                          Сходство: _____________________________________________________________       ______________________________________________________________________ Различия:_____________________________________________________________        ______________________________________________________________________

        

Задание 3. Понятие «преступность»                                                                                                      1. Прочитай абзац 2 статьи «Преступность» на с. 68.                                                                       2. Закончи мысль.                                                                                                                                   Сумма преступлений, как массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей сопутствующие – называется ____________________________.                                                                                           Задание 4.                                                                                                                                                     1. Прочитай абзац 4 на с.69.                                                                                                                       2. Выпиши виды преступлений, указанные Уголовным кодексом РФ.                                          а) ________________________________________________________                                             б) ________________________________________________________                                          в) ________________________________________________________                                            г) _________________________________________________________                                             д) ________________________________________________________                                            е) _________________________________________________________

5. Алкоголизм и наркомания                                                                           Задание 1.  Алкоголизм и наркомания – как виды отклонения поведения                             1. Прочитайте статью «Алкоголизм и наркомания» (с.72-74)                                                        2. Проведите сравнительную характеристику этих видов отклонения поведения             (заполните таблицу).

   Виды отклоняющегося поведения

(дать краткие определения понятий)

Общие свойства

 Последствия

 для общества

Алкоголизм – это __________________

__________________________________

__________________________________

Наркомания – это __________________

__________________________________

__________________________________

 

Статья «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».

Д/З – Просмотреть карточку и еще раз продумать задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"

Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....

Формирование положительной мотивация на уроках истории и обществознания.

Материал содержит примеры форм и методов работы....

Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания

Диагностика процесса формирования внутренней мотивации на уроках истории и обществознания у учащихся 8 классов...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...