Приемы формирования и развития учебной мотивации на уроках истории
учебно-методический материал по истории

Можно усадить детей за парты, но без мотивации добиться хороших результатов невозможно. Предлагаю конструктор - краткое описание приемов, которые помогут учителю сконструировать урок, сделать его ярким и привлекательным

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приемы формирования и развития учебной мотивации на уроках истории

Можно усадить детей за парты, но без мотивации добиться хороших результатов невозможно. Предлагаю конструктор - краткое описание приемов, которые помогут учителю сконструировать урок, сделать его ярким и привлекательным

Никонорова Марина Вячеславовна, учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №22» (МБОУ «СОШ №22»)

Главная роль в организации урока отводится учителю. Задача педагога - повысить мотивацию к изучению предмета, облегчить восприятие и освоение учебного материала. Мотивацию рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Дети хорошо воспринимают материал, если вовлечены в процесс познания, а не пассивно слушают учителя. Посредством ненавязчивого изменения позиции учащегося с пассивной на активную учитель мотивирует детей и направляет их деятельность на уроке. Используя нестандартные приемы, учитель не только привлекает внимание детей, но учит их мыслить, искать, действовать.

Для того, чтобы выбрать наиболее эффективные приёмы работы на разных этапах урока или подготовить интересный, нестандартный урок, предлагаю своеобразный конструктор – перечень. За счет использования разнообразных приемов, занятие можно сделать интересным, ярким и запоминающимся.

Этот конструктор могут использовать не только учителя истории и обществознания, но и педагоги, преподающие любой предмет в школе (внося в него необходимые коррективы)

Начало урока

Важная роль отводится началу урока. Несмотря на то, что этот этап непродолжительный по времени, именно здесь формируется положительный эмоциональный фон, доброжелательная обстановка, создается настрой на весь урок.

«Необычные вопросы» - учитель задает несколько вопросов, на которые ученик не смогут ответить в начале урока (Умеет ли прыгать коч? Чем питаются самоеды? Умеет ли воротник ходить? Кто такие целовальники? и т.д.);

«История с продолжением» (учитель в начале урока рассказывает историю, но обрывает на самом интересном месте, концовка – в завершении урока);

«Загадка» (исторический сюжет, содержащий загадку, «странная» иллюстрация, необычный рисунок, схема);

«Верите ли вы, что…» (учитель говорит какой-либо факт, а ответ вместе найдут к концу урока);

«Удивляй» (учитель приводит интересные факты из новой темы, интригующие учащихся);

«Вопрос» (задать вопрос, ответ отложить (Колизей имел 80 входов и выходов, но посетители использовали только 79, почему?)

«Проблемная задача» (дается историческая ситуация, ученикам предлагается найти из нее выход, в течение урока выясняют, какое решение принял по решению ситуации исторический персонаж);

«Что? Где? Когда?» (учитель задает вопрос, на который возможно ответить путем предположений и логических рассуждений; например, известно, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Предположите, какие это языки и почему?);

«Прогноз» (учащимся предлагается дать прогноз складывающимся событиям, например, предположить исход войны);

«Гипотеза» (учитель предлагает ситуацию, дети выдвигают гипотезы, например: в первобытное время люди часто голодали, хотя было очень много животных, почему?);

«Картина», «Инфографика» (рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, предполагают, определяют роли, далее в процессе урока выясняют детали, в конце урока необходимо вернуться к данной иллюстрации, обсудить детали);

«Блеф» (учитель говорит несколько утверждений, ученики предполагают, что правда, а что – вымысел, правильность ответов проверяют в процессе изучения материала)

Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания, повторение изучаемого материала может проводиться как в традиционной форме (опрос, тест, развернутый ответ на вопрос), так и в нестандартной.

Взаимоопрос (учащиеся задают вопросы друг другу по теме, по определениям, датам, историческим терминам);

«Да» или «Нет» (опрос строится так, что ученик должен ответить только «да» или «нет»);

«Историческая цепочка» (учащиеся задают вопросы  друг за другом);

«Блиц – опрос» (учитель задаёт вопросы, требующие быстрых и коротких ответов (даты, события, факты);

«Корзина вопросов» (учащиеся составляют вопросы по теме на листках и обмениваются ими друг с другом);

«Что такое, кто такой» (на большом экране термины, их надо правильно объяснить. Также могут быть портреты исторических деятелей, схемы битв и др.);

«Анаграммы» (дано слово из перемешанных букв, их надо правильно расставить и объяснить слово).

 

Усвоение новых знаний

Пресс-конференция по теме урока, по определённым вопросам темы (вопросы дети готовят в группе или самостоятельно);

«Чистая доска» (на доске написаны вопросы, при изучении нового материала учитель спрашивает, на какой вопрос дети знают ответ; если дети ответили – вопрос стирается. К концу урока доска чистая);

«Лекция с паузами» (лекционный материал читается дозированно, после каждой смысловой части идет обсуждение или дается задание, групповое или индивидуальное);

«Хронограф» (при изучении материала предлагается составить хронологию событий);

«Лекция-визуализация» (передача информации сопровождается показом иллюстраций, схем, опорных записей, карт, диаграмм и пр.);

«Видеосюжет» (дети смотрят отрывок фильма, отвечают на вопросы);

«Интерактивная карта» (просмотр изменений территории в процессе войны поможет осмыслить ситуацию, развивает пространственное мышление);

«Кластер» (в центре – тема, а вокруг все крупные смысловые единицы, составляется в процессе урока);

«Инсерт» (при работе с текстом исторического источника ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы);

Театрализация  по каким – либо вопросам темы;

«Взаимообучение» (предлагается ряд вопросов, дети в группе сами их разбирают, объясняют друг другу непонятные моменты);

«Мозговой штурм»;

«Тезисы» (конспектирование важных вопросов или составление тезисного плана);

«Теги» (при изучении материала составить теги- ключевые фразы, слова);

«Историческая азбука» (подобрать по алфавиту слова по изучаемой теме, какая группа больше и правильнее).

Комплексное применение знаний

(закрепление, отработка умений)

Составление логической схемы;

«Узнай меня» (предлагается описание исторической личности, нужно определить персоналии);

Путешествие по карте (на контурной карте отметить значимые для изучаемого события объекты);

«Шпаргалка» (учащимся предлагается заранее составленная шпаргалка (схемы, слова, даты, имена), по которым они составляют рассказ;

«Составь шпаргалку» (учащиеся самостоятельно готовят «шпаргалку» на изучаемую тему);

«Интервью» (дети задают вопросы историческому персонажу);

«За и против» (при обсуждении проблемного вопроса, детям предлагается занять позицию «за» или «против» и аргументировать свой выбор);

Написание мини – сочинения или эссе;

Составление таблицы (сравнительной или хронологической);

«Бумеранг» (ученики задают друг другу вопросы поочередно);

«Следствие ведут знатоки» (ролевая игра на выявление исторических связей, причин и т.д.);

«Четвертый лишний» (Исключение лишнего из предложенного перечня, аргументация);

«Лови ошибку» (предлагается исторический текст с ошибками, можно заранее указать сколько ошибок в тексте);

«Историческая дуэль» (учащиеся выходят парами, заранее готовят вопросы, задают по-очереди друг другу, если не ответил – убит, ответ неполный – ранен);

«Настольная игра-«бродилка» (готовится заранее по принципу любой настольной игры с фишками, кубиком и карточками-вопросами, если ответ верный-движемся дальше, нет- вернуться на 2-3 хода);

Ролевая игра «Как это было», «Колесо истории», «Загадки века» (распределяются роли, участникам задают вопросы, они отвечают от имени своего исторического персонажа);

Заседание клуба «Всезнайки» (детям предлагается за определенное количество времени собрать как можно больше фактов об изучаемом историческом событии или личности);

«Логическая цепочка» (расставить явления, события или имена в логике происходящего);

«Вопросы к тексту» (учащимся предлагается самостоятельно составить 5-10 вопросов по изучаемому материалу);

«Карточки-перевертыши» (на одной стороне карточки – даты, на второй-события, или на одной стороне-термины, на другой-пояснение);

«Слабое звено» (по принципу одноименной игры задаются вопросы, требующие краткого ответа);

Составление схем, таблиц, маршрутов;

«Пост», «Телеграмма» (читая материал, ученик должен очень кратко его передать в виде 2-3 предложений;

«Гид» (предложить поработать в качестве гида и рассказать об историческом памятнике, месте и др)

 

Контроль и оценка знаний

Главная цель - получить объективные данные об уровне освоения материала

Письменный контроль;

Рассказ по цепочке (учитель начинает рассказ, далее продолжают ученики по одному предлождению);

«Продолжи предложение» (учитель начинает фразу, ученик должен продолжить);

«Карта» (предлагается на контурной карте показать страну, регион, где произошло событие, или определить по карте, что за событие);

«Пазлы» (сложить пазлы-термин/понятие, личность/эпоха, дата/событие);

Составление кроссвордов, сканвордов и ребусов;

Написание эссе (высказывание собственных суждений по поводу изучаемого события, продолжительность написание не более 5 минут);

«Блеф» (учитель говорит несколько утверждений, ученики определяют, что правда, а что – вымысел);

«Кредит доверия» (в случае спорной отметки учитель ставит в сторону повышения);

«Право на ошибку» (при оценивании у учащихся есть право допустить ошибку, критерии даются с учетом этого; например, если 10 вопросов, то 10-9 правильных ответов ставится отметка «5», за 8-7 ответов – «4» и т.д.)

Завершение урока

Рефлексия позволит учителю увидеть не только настроение учеников, но и понять, насколько они осмыслили изучаемый материал, увидели свою работу на уроке

«Светофор» (учащиеся поднимают зелёную карточку,  если хорошо всё поняли, жёлтую –есть затруднения, красную – нужна помощь);

«Взаимооценка, самооценка учащегося» (мне не понятно.. было сложно… теперь я знаю…);

«Чемодан, корзина, мясорубка» (предлагается детям определить, что из материала урока возьмут с собой – «чемодан», что нужно переработать, осмыслить самостоятельно – «мясорубка», а что отправить в корзину;

«СМС» (кратко изложить свое состояние, отношение к уроку и изучаемому материалу);

«Продолжи фразу» (на уроке я узнал… меня удивило…);

«Мишень» (рисуется мишень, делится на 4 части: мое эмоциональное состояние на уроке, моя работа на уроке, насколько я понял материал, самооценка)

Учителю нужно помнить:

- чтобы применять активные средства обучения, активным должен быть и сам педагог;

- методы применяем ради результата, а не ради метода;

- никто, кроме самого учителя, не может подготовить схему урока для конкретного класса;

- методы и приемы можно и нужно адаптировать под разный возраст и возможности учащихся;

- всегда сравнивайте результаты ученика только с его достижениями;

- главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Так и учителю при подготовке урока следует помнить: можно добиться дисциплины на уроке, но без мотивации добиться хороших результатов нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦА69266290 о размещении авторского материала методическая разработка "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦА69266290 о размещении  авторского материала  методическая  разработка   "Средства развития учебной  мотивации на уроках истории ...

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике...