Урок истории в 7 классе «Монголо-татары»
презентация урока для интерактивной доски по истории (7 класс) на тему

1.      Технологическая карта урока

2.      Описание технологических приемов работы с презентацией (ПО   SMART Notebook

Основной материал вышлю по электронной почте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx228.95 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное  бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

имени Г.С.Плюснина с.Верховонданка Даровского района»

УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА: «БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ. МОНГОЛО-ТАТАРЫ»

Журавлева Татьяна Петровна, учитель истории,

высшей квалификационной категории  

КОГОБУ для детей-сирот  ШИ  ОВЗ  

им. Г.С. Плюснина  с. Верховонданка

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Технологическая карта урока
  2. Описание технологических приемов работы с презентацией (ПО   SMART Notebook) (Приложение № 1)
  3. Раздаточный материал – «Маршрутные листы» (два варианта для дифференциации) (Приложение № 2)
  4. Вопросы для тестирования  в программе  MyTest (Приложение № 3)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема

«Монголо-татары»

Тип урока (занятия)

Урок изучения нового материала

Целевая аудитория

Учащиеся 7 класса

Дидактическая задача

 Создать условия для осознания и осмысления учебной информации о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар.

Задачи на урок:

1. Воспитательные

Воспитывать интерес к истории своего Отечества.

Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.

2. Коррекционно-развивающие

- познавательные

Формировать умение  осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Формировать умение использовать различные  источник информации для решения учебной задачи.

Учить умению  актуализировать собственные знания.

Умение осуществлять фиксацию выборочной информации.

Формировать умение  смыслового чтения.

- регулятивные

Формировать способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью.

Учить умению соотносить  планируемый  и полученный  результат деятельности.

 Умение вносить коррективы в действие на основе его оценки.

- коммуникативные

Формировать умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение работать в инициативном сотрудничестве. 

3. Образовательные

Формировать знания у учащихся о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар.

Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Методы и приемы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приемы:

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Выбор фактов из текста;

Предположение о событиях;

Составление плана;

Соотнесение термина и определения;

 Работа с источниками информации, самостоятельное получение информации;

Фиксация выборочной информации;

Сравнение изображений;

Анализ и классификация объектов.

Формы работы

Фронтальная,  парная, индивидуальная.

Система средств

Учебник  «История России. 7 класс». Авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.

Раздаточный материал – «Маршрутные листы» (Приложение № 1),

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Презентация в программе  SMART Notebook (Приложение № 2. Описание технологических приемов работы с презентацией).

Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей VIII века».

Ноутбуки для компьютерного тестирования. ПО MyTest.

Задания для тестирования в ПО MyTest (Приложение № 3)

ХОД УРОКА

Структура занятия (приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

познавательные

коммуникативные

регулятивные

ОРГМОМЕНТ

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учеников к уроку.

 

Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на восприятие учебной информации.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Умение настраиваться на восприятие учебного материала

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

Поиск ответов на поставленные вопросы

 

Работа с картой

Работа с учебником

Выполнение задания № 1 маршрутного листа.

Работа со словарем как источником информации.

Работа с картой как источником информации.

Определение темы урока.

Составление плана урока. (Прием «перемещение объектов»)

Организует диалог об источниках информации, важных для историков. Работа со слайдом 1.

  • Скажите, кто такие историки?
  • Какие науки помогают   историку изучать   прошлое? Исключите лишние науки. Почему исключили?
  • Хотите вы еще больше узнать об истории нашей страны?
  • А если я предложу вам стать на время нашего урока историками-исследователями? Вы согласитесь?

Организует работу с презентацией. Слайд 2.

  • Какие источники помогают получать  исторические сведения?   Вот с этими историческими источниками нам  придется сегодня работать.

Организует работу с картой как картографическим источником информации.  

  • Перед вами карта. Какой это источник информации?
  • Посмотрите внимательно на карту.  
  • Сколько отдельных княжеств было в то время? Назовите?
  • Почему Русь того 13 века нельзя назвать сильным государством?
  • Что происходило между князьями и боярами княжеств?
  • Почему Русь постоянно подвергалась нашествиям соседних государств?
  • Чем была привлекательна Русь для соседних государств?

Организует работу с учебником.

  • Откройте учебники, страницу 225. Как называется раздел, который мы с вами начинаем изучать?
  • Кого мы называем иноземными завоевателями? Как понять слово иноземный?

Слайд 3

Дает инструкция для выполнения задания № 1 маршрутного листа.

  • Вы не забыли, что мы сегодня историки-исследователи? Для этого вам в помощь – задания для исследования на маршрутных  листах.  В задании № 1 выберите  подходящее определение к слову «иноземный».  
  • Какой из информационных источников вам может пригодиться в поиске определения к слову? Конечно, словарь.

Организует проверку результатов выполнения Задания № 1 маршрутного листа.  Слайд 4.

Организует работу с картой на слайде № 5.

  • Посмотрите еще раз внимательно на карту. Предположите, какие соседние государства могли бы быть потенциальными врагами Руси?

  • Действительно, монголо-татары были грозным и воинственным народом.
  • Мы говорим об иноземных завоевателях. И вы уже догадались,  о каких завоевателях пойдет речь сегодня на уроке.
  • Совершенно верно,  сегодня мы с помощью  различных источников постараемся узнать   как можно больше о монголо-татарах.

Организует работу со слайдом № 6 по составлению плана изучения жизни, быта, особенностей, обычаев монголо-татар. Слайд № 6.

  • Мы много говорили с вами о жизни, быте, занятиях, особенностях  народов Руси.  Поэтому вы уже можете самостоятельно части  плана  в нужном порядке.

  • Распределите пункты в нужном порядке. Молодцы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Исключают на слайде лишние науки.

Соглашаются стать историками-исследователями на время урока.

Вспоминают информационные источники, работают со слайдом.

Работают с картой.

Отвечают на проблемные вопросы учителя. Делают выводы.

Открывают учебники. Называют новый раздел.

Выполняют задание маршрутного листа.

Работают со словарями.

Еще раз находят нужное определение слова «иноземный» на слайде.

Выделяют на карте маркером соседние государства.  

Приходят к выводу, что мнголо-татары – потенциальные враги Руси.

Определяют тему   урока.

Составляют план изучения  жизни, быта, особенностей, обычаев монголо-татар.

Определяют задачи урока.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Умение использовать картографический источник информации для решения учебной задачи.

Умение строить рассуждения  при ответе на вопросы учителя.

Умение выделять информацию из текста.

Умение осуществлять поиск необходимой информации с помощью словаря.

Умение работать с картой.

Умение выделять и формулировать познавательную цель.

Умение распределить части плана в нужном порядке.

Умение выражать свои мысли.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение оценивать результат собственной деятельности.

Умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью.

ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.  ОСОЗНАНИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа по первому пункту плана «Расселение монголо-татар»

Работа с контурной картой.

Работа по второму пункту плана «Образ жизни монголо-татар»

Упражнение «Исключи лишнее»

Работа с маршрутными листами.

Работа со словарем.

Поиск правильного ответа из нескольких предложенных.

Работа с учебником.

Работа с маршрутным листом.

Работа с маршрутным листом.

Работа в парах

Упражнение «Исключи лишнее»

Сравнение изображений

Анализ выполнения работы

Работа с маршрутным листом

Анализ выполнения работы

Работа с картой

Работа с учебником

Упражнение «Исключи лишнее»

Организует работу по первому пункту плана «Расселение  монголо-татар». 

 Дает инструкцию для выполнения задания № 2 маршрутных листов.

  • В 13 веке в далеких азиатских степях у южных границ Руси появились монголо-татары.
  • Прочитайте задание № 2 маршрутных листов?
  • Что нужно сделать?  
  • Обозначьте на   карте   территорию  проживания монголо-татар.  
  • Обозначьте на слайде территорию проживания монголо-татар.
  • Проверьте правильность выполнения задания.

Организует работу по второму пункту плана «Образ жизни монголо-татар». 

 

  • Обратимся еще к одному информационному источнику. Рассмотрите внимательно рисунок на странице учебника 227.
  • Вспомните уроки географии, какая это может быть природная зона?
  • Что такое степь? (равнинное, безлесное пространство, покрытое травой)
  • Докажите, с помощью иллюстрации, что основным занятием монголо-татар было скотоводство.  (Да, действительно, жили в степи, можно было пасти скот).
  • Монголо-татары перегоняли стада с одного пастбища на другое. Что такое пастбище? Запишите в словарик.
  • Что вы видите на заднем плане рисунка?
  • Это жилища монголо-татар. Они жили в юртах.
  • Исключите на слайде жилье, которое нельзя назвать юртой. Слайд № 8

Открывает «контейнер» на слайде.

  • Докажите, с помощью рисунка  на слайде, что юрта  – это временное жилище.
  • Выполните задание  № 3  маршрутного листа. 

  • Зачем монголо-татарам нужно было временное жилище? (вели кочевой образ жизни)

  • Что значит кочевой образ жизни?

Организует работу со слайдом № 9. 

  • Как можно назвать   людей, которые кочуют? Найдите на слайде правильный ответ, а Лера подтвердит ваш выбор определением   из словаря.  

  •  Запишите определение в словарик.

Организует работу по выполнению задания № 4 маршрутного листа.   

  • Прочитайте,  как выглядели монголо-татары.

Организует упражнение «Соотнесение подписей и картинок». Слайд № 10

  • Соотнесите подписи и картинки.
  • По каким признакам вы определили человека монголоидной расы.

Организует работу по третьему пункту плана. «Монголо-татарские племена».

  • Прочитайте второй абзац параграфа.

Организует работу по выполнению задания № 5 маршрутного листа.   

Организует анализ выполнения работы.

  • Что удалось вам выяснить? Молодцы.
  • Как вы думаете, почему орды враждовали между собой? (не было руководителя)
  • В 13 веке все орды объединились под властью одного Хана. Им стал Чингисхан. И с этого времени монголо-татары начали свои великие завоевания.

Организует работу по выполнению задания № 6 маршрутного листа.   

  • Выполните  задание № 6 маршрутного листа и запомните имя первого хана, объединившего монголо-татарские орды.

Организует работу в парах по четвертому пункту плана «Военная сила монголо-татар»

  • Прочитайте  второй  абзац  на стр. 226.  Запомните   в чем была военная  сила монголо-татар.
  • в чем же была сила монголо-татар? (все были воины)

Слайд № 13

  • Посмотрите на слайд, укажите монголо-татарского воина.
  • Выполнив задание № 7 маршрутного листа, вы сумеете обосновать свой выбор.

Работаем в парах. Вспомните алгоритм работы в парах.   (у каждого на парте план работы)

1. Прочитай задание

2. Внимательно ознакомьтесь с источниками информации.

3. Обсудите в группе ответы на предлагаемые вопросы.

4. Продумайте, как лучше представить информацию.

5. Представьте найденную информацию

Организует проверку работы в парах.

  • Теперь обменяйтесь  в парах листами и проверьте правильность выполнения друг у друга,  корректно укажите на ошибки.

Организует работу по выполнению задания № 8 маршрутного листа.

  • Чтобы выполнить следующее задание  маршрутного  листа обратимся к последнему абзацу на стр.226. 
  • Приступаем к выполнению задания.

Организует проверку выполнения задания.

  • Какими же были монголо-татарские воины?
  • Докажите примерами, что монголо-татарские воины были беспощадными, жестокими и т.д.

Организует работу по пятому пункту плана «Разрушительная сила монголо-татар».

  • Переходим к последнему пункту нашего плана.

Показывает территорию завоеванную монголо-татарами. Слайд № 14

  • Почему монголо-татарам  удалось завоевать такую огромную территорию.  Прочитайте  текст учебника на  228 странице, докажите примерами.
  • Что помогало монголо-татарам узнавать о дальнейших действиях своего противника? (отряды- караулы)
  • Чем занимались эти  отряды?
  • Что еще помогало монголо-татарам в военных действиях? (скорость передвижения,  неожиданность нападения, жестокость)        
  • В чем проявлялась жестокость монголо-татар?

Организует выполнение упражнения, представленного на слайде № 15.

Работают с маршрутными листами.  Читают задание. Обозначают территорию проживания монголо-татар на картах.

Проверяют выполненную работу.

Работают с учебником.

Вспоминают природные зоны.

Доказывают с помощью сюжета рисунка, что основное занятие монголо-татар – скотоводство.

Записывают определение в словарик.

Выполняют упражнение «исключи лишнее»

Доказывают с помощью рисунка.

Выполняют задание.

Находят правильный ответ.

Один ученик находит определение в словаре.

Записывают определение в словарик.

Читают текст в задании маршрутного листа.

Выполняют упражнение. Делают вывод

Работают с учебником.

Выполняют задание с опорой на полученные из текста знания.

Дают анализ проделанной работы.

Выполняют задания маршрутного листа.

Работают с учебником.

Выполняют упражнение на слайде.  Обосновывают свои выводы.

Работают в парах.

Проверяют правильность работы друг у друга.

Выполняют задание маршрутного листа.

Анализируют собственную работу.

Доказывают с помощью примеров.

Работают с картой.

Читают текст в учебнике.

Ищут ответы на вопросы учителя.

Выполняют упражнение.

Умение использовать картографический источник информации для решения учебной задачи.

 

Умение выделять информацию из текста.

Умение актуализировать собственные знания.

Умение осуществлять фиксацию выборочной информации.

Умение классифицировать объекты по существенным признакам.

Умение осуществлять поиск необходимой информации с помощью словаря.

Умение осуществлять фиксацию выборочной информации.

Умение соотносить определение и термин.

Умение смыслового чтения.

Умение выделять информацию из текста.

Умение выполнять классификацию объектов.

Умение выделять информацию из текста.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение анализировать и классифицировать объекты.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение работать в инициативном сотрудничестве.

Умение вступать в диалог.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение вносить коррективы в действие на основе его оценки.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение вносить коррективы в действие на основе его оценки.

Умение работать по алгоритму.

Умение адекватно воспринимать оценку товарища. Вносить коррективы в результат работы.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Упражнение «Соотнесение»

 Прием «Контейнеры»

  • Кого называют иноземными завоевателями?
  • С какими иноземными завоевателями мы познакомились на уроке?
  • Какой образ жизни вели монголо-татары?
  • Какими были монголо-татарские воины?

Организует закрепление терминов, изученных на уроке. Слайд № 16

  • Соотнесите определение и термин.
  • Кто считает, что все выполнено правильно?
  •  Давайте проверим.
  • Исправьте допущенные ошибки. (если будут)

Организует закрепление с помощью приема «Контейнер». Слайд № 16.  (при затруднении в ответах, контейнер служит подсказкой или проверкой правильности ответа)

Организует компьютерное тестирование.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение. Соотносят определение и термин.

Исправляют допущенные ошибки.

Выполняют упражнение.

Желающие проверяют знания с помощью тестирования.

Умение соотносить объекты.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия «Мишень»

  • Какую цель мы ставили на урок?
  • Кем мы были сегодня на уроке?
  • Что мы должны были узнать о монголо-татарах?

Слайд № 6

  • Удалось ли нам достичь цели и задач урока?
  • Использование каких источников информации помогло нам узнать как можно больше о жизни монголо-татар?

  • Организует рефлексию «Мишень». Слайд № 17
  • Давайте и мы поиграем немного в воинов, оценим собственную деятельность  на уроке с помощью упражнения «мишень».
  • Поставьте отметку на «мишени»   у тех слов, которые вам  больше всего подходят по окончании урока.

Оценивает деятельность детей на уроке.

Благодарит за работу на уроке.

Сравнивают поставленную цель и задачи с результатом деятельности.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Умение оценивать процесс и результат деятельности.

Умение формулировать собственное мнение.

Умение производить контроль в форме сличения результатов с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...