Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 7-х классов
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по Новой истории и истории Отечества с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование по истории для 7 класса | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории в 7 классе состоит из двух модулей «История Нового времени» и «История России» и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8, учебного плана на 2017-2018 уч. год, с учетом авторской программы «Всеобщая история»: История Нового времени под редакцией А.О. Чубарьяна (М.: «Просвещение», 2014 г.) и примерной программы, составленой в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14 г
В программе «Новая история» отведено 26 часов на изучение курса. Я добавила 2 часа на итоговое повторение изученного, т.к на Всеобщую историю традиционно выделяется 28 часов.
В программе «История России» предусмотрено 42 часа. Я сократила программу на два часа, объединяв темы для повторения материала, т.к. на Историю России должно выделяться 40 часов.
Цели и задачи курса
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли Рос сии во всемирно-историческом процессе;
— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
— развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе;
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного, поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 7 класса и их возрастных особенностей, при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества.
Учащиеся последовательно знакомятся с подъемом светской культуры, переменами в общественных отношениях. Содержание всеобщей истории эпохи Нового времени открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом.
Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость.
В процессе изучения курса показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов, осуществляется эстетическое воспитание.
Изучая курс истории Нового времени, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций народов мира.
Курс История России формирует у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). На изучение модуля «История Нового времени» - 28 часов, а на изучение «Истории России» - 40 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание
Курса Новая история
Введение (1час)
Раздел I. Новый мир – новый человек (7 часов)
Тема 1. Встреча миров (2 часа)
Великие географические открытия.
Европейская колонизация.
Тема 2. Высокое возрождение (3 часа)
Предпосылки Возрождения.
Гуманизм.
Искусство Высокого Возрождения.
Тема 3. Реформация и контрреформация (2 часа)
Предпосылки и начало Реформации.
Религиозные войны.
Раздел II. Дворянская и монархическая Европа (9 часов)
Тема 4. Европейский абсолютизм XVII – первой половины XVIII в. (2 часа)
Возникновение абсолютизма.
Габсбурги и Гогенцоллерны.
Тема 5. Короли и парламент в Англии. (2 часа)
Английская революция середины XVII в.
Ограниченная монархия.
Тема 6. Международные отношения в XVII-XVIII вв. (2 часа)
Тридцатилетняя война.
Династические войны.
Тема 7. Век науки и Просвещения (3 часа)
Культура классицизма и барокко.
Просвещенный абсолютизм.
Раздел III. Закат «Старого порядка» (8 часов)
Тема 8. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-XVIII вв. (2 часа)
Общество и экономика.
Предпосылки и начало промышленной революции
Тема 9. Революции конца XVII в. (4 часа)
Войны за независимость британских колоний в Северной Америке.
Начало революции во Франции.
Якобинская диктатура.
Тема 10. Государства Востока. Особенности развития в XVI-XVIII вв. (2 часа)
Ближний и Средний Восток. Страны Южной и Восточной Азии.
Итоговое повторение (3 часа)
Содержание
Курса «История России»
Введение (1 час)
Тема 1. Создание Московского царства. (12 часов)
Завершение объединения русских земель. |
Общественный строй. |
Иван Грозный. |
Внешняя политика России. |
Внешняя политика России. |
Опричнина. |
Последние годы правления Ивана Грозного. |
Итоги правления Ивана Грозного. |
Русская православная церковь в XVI веке. |
Тема 2. Смутное время. (10 часов)
Преддверие Смуты |
Лжедмитрий I. |
Правление Василия Шуйского. |
Лжедмитрий II. |
Междуцарствие (1610-1613) |
Первое ополчение. |
Второе ополчение. |
Историческое значение двух народных ополчений. |
Земский собор 1613 года. |
Тема 3. Россия при первых Романовых. (17 часов)
Правление Алексея Михайловича (1645-1676). |
Россия в XVII веке |
Русская деревня в XVII веке. |
Повторение темы «Росся при Романовых». |
Присоединение Украины к России. |
Раскол Русской православной церкви. |
Старообрядчество. |
Народные волнения в 1660-1670- е годы. |
Наследники Алексея Михайловича. |
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. |
Просвещение, литература и театр в XVII веке. |
Искусство в XVII веке. |
Жизнь и быт различных сословий. |
Одежда и обычаи. |
Повторение раздела «Россия при первых Романовых». |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Домашнее зада ние | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
7 а | 7б | 7а | 7б | ||||
Введение. (1 час) | |||||||
1. | Введение. | Описывать занятия, образ жизни европейцев на кануне географических открытий. Групповая работа. | Стр. 5-11 | ||||
Раздел I. Новый мир – новый человек (7 часов) Тема 1. Встреча миров (2 часа) | |||||||
2. | Великие географические открытия. | Называть имена известных правителей и религиозных деятелей и путешественников. Индивидуальная работа составление сравнительной таблицы | §1,2 | ||||
3. | Первые колониальные империи. | Показывать на карте новые земли появившиеся в результате открытий и завоеваний. Объяснять причины возникновения колоний. | §3 | ||||
Тема 2. Тема 2. Высокое возрождение (3 часа) | |||||||
4. | Расцвет денежной экономики. | Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания | §4 | ||||
5. | Сельский и городской мир. | Групповая работа, анализ текста и иллюстраций учебника, участие в дискуссии. | §5 | ||||
6. | Власть и сословия. | Называть характерные черты сословий. Работа с документами составление таблицы. | §6 | ||||
Тема 3. Тема 3. Реформация и контрреформация (2 часа) | |||||||
7. | Причины и начало Реформации. | Объяснять причины возникновения Реформации. Называть имена известных реформаторов и их учения. Показывать по карте распространение Реформации в Европе. | §7 | ||||
8. | Реформация и контрреформация. | §8 | |||||
Раздел II. Дворянская и монархическая Европа (9 часов) Тема 4. Европейский абсолютизм XVII – первой половины XVIII в. (2 часа) | |||||||
9. | Вечные соперники: Франция и Испания. | Групповая форма работы участие в беседе. | §9 | ||||
10. | Нидерланды. | Получают информацию о Нидерландах. Описывают быт и устройство государства | §10 | ||||
Тема 5. Короли и парламент в Англии. (2 часа) | |||||||
11. | Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов. | Составляют план развития Англии в определенный период. Знакомятся с ее достижениями и слабыми сторонами. | §11 | ||||
12 | Век революций в Англии. | Объясняют основные причины всех революций. Называют хронологические рамки. | §12 | ||||
Тема 6. Международные отношения в XVII - XVIII вв. (2 часа) | |||||||
13 | Страны Центральной Европы. | Работа с картой. Групповая работа. Объяснять основные причины противоречий в обществе Франции и Англии. | §13 | ||||
14 | Борьба за господство в Европе | Называть основные события преобразований Англии. Работа с картой и историческими источниками. | §14 | ||||
Тема 7. Век науки и Просвещения (3 часа) | |||||||
15 | Культура эпохи Возрождения | Называть представления человека о мире в период Нового времени, религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в обществе. Групповая работа. | §15 | ||||
16 | Культура XVII и XVIII веков. | Путем исследования документального материала формулирую вывод о причинах быстрого развития культуры в европейских странах. | §16,20 | ||||
17 | Научная революция. | Называют видных научных деятелей и их открытия. | §17 | ||||
Раздел III. Закат «Старого порядка» (8 часов) Тема 8. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII - XVIII вв. (2 часа) | |||||||
18 | Философы и монархи. | В процессе работы с учебником выясняют причины быстрого развития философии и называют имена философов.. | §18 | ||||
19 | Европа в XVIII веке. | Сопоставлять успехи хозяйства, культуры и религиозные верования в Европе | §19 | ||||
Тема 9. Революции конца XVIII в. (4 часа) | |||||||
20 | Сила и слабость Франции. | Составляют план развития Франции, причины отставания ее развития от Англии. | §20 | ||||
21 | Международные отношения | Выполняют тестовую работу. | §21 | ||||
22 | Образование США. | Работают с картой, отмечая наиболее развитые территории США. | §23 | ||||
23 | Промышленная революция в Великобритании. | Выясняют причины промышленной революции в Англии и ее направления. | §24 | ||||
Тема 10. Государства Востока. Особенности развития в XVI - XVIII вв. (2 часа) | |||||||
24 | Османская империя | Выступают с опережающим заданием, демонстрируют презентации. | §25 | ||||
25 | Иран. | Работа с контурными картами. Применение поискового метода в процессе изучения темы. | §26 | ||||
26 | Индия. | Называть участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в Индии. | §26-29 §31 | ||||
27 | Китай, Япония. | Работа с документами с элементами исследования. | §32 | ||||
Итоговое повторение (1 час) | |||||||
28 | Итоговое повторение тем за 7-й класс. | Работа с тестами. |
История России
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Домаш нее зада ние | Скорректирован ные сроки прохождения | Плановые сроки прохождения | ||
7 а | 7 б | 7 а | 7 б | ||||
Россия в XVI – XVII вв. | Учатся работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации. | Стр. 4-5 | |||||
Тема 1. Создание Московского царства. (12 часов) | |||||||
Завершение объединения русских земель. | Выделяют основные причины раздробленности государства. Учатся работать в парах. | §1 | |||||
Общественный строй. | Обобщают изученный материал с использованием исторических документов. | §1 | |||||
Иван Грозный. | Обобщают изученный материал с использованием исторических документов. Выделяют основные особенности характера Ивана Грозного. | §2 | |||||
Внешняя политика России. | Самостоятельно характеризуют первые успехи государства с приходом к власти Ивана Грозного. | §3 | |||||
Внешняя политика России. | Изучение темы с использованием исторических документов. | §4 | |||||
Опричнина. | Учатся работать с историческими документами. Определяют особенности политики жестокого царя. | §5 | |||||
Последние годы правления Ивана Грозного. | Учатся устанавливать соответствие между терминами и их определениями. Работают с таблицами. | §5 | |||||
Итоги правления Ивана Грозного. | Обобщение знаний разных направлений в развитии страны в конце царствования Ивана Грозного. Создание презентаций. | §4,5 | |||||
Русская православная церковь в XVI веке. | Характеризуют роль православной церкви в строительстве государства. Умение работать с дополнительной литературой. | §6 | |||||
Русская культура в XVI веке. | Пошагово вспоминают выполнение презентаций. Выступления с рефератами и сообщениями. | §7 | |||||
Образование и культура. | Выступления с рефератами и сообщениями. | §8 | |||||
Повторение раздела «Создание Московского царства». | Выполняют тестовые задания. Обобщают знания. | §1-8 | |||||
Тема 2. Смутное время. (10 часов) | |||||||
Преддверие Смуты | Работа в парах. Выяснение причины необходимости преобразований в обществе. | §9 | |||||
Лжедмитрий I. | Заслушивание сообщений учащихся о личности самозванца. Изучение особенностей развития государства и общества. | §10 | |||||
Правление Василия Шуйского. | Определяют причины прихода к власти Василия Шуйского. Называют известных военачальников и причины неудач царя. | §11 | |||||
Лжедмитрий II. | Самостоятельно изучают личность нового самозванца и сравнивают его с предыдущим. Знакомятся с термином «Семибоярщина». | §12 | |||||
Междуцарствие (1610-1613) | Работа с учебником и картой. Характеризуют первые реформы в области экономики. | §13 | |||||
Первое ополчение. | Самостоятельная работа. Выступают с сообщениями и презентациями. | §13 | |||||
Второе ополчение. | Демонстрация презентаций, заслушивание сообщений и докладов на заданную за ранее тему. | §14 | |||||
Историческое значение двух народных ополчений. | С применением поискового метода выясняют отношения между разными сословиями в обществе. | §13,14 | |||||
Земский собор 1613 года. | Работа в парах. Составление таблицы об основных направления в политического развития страны. | §14 | |||||
Повторение раздела «Смутное время». | Выполнение тестовых заданий. | §9-14 | |||||
Тема 3. Россия при первых Романовых. (17 часов) | |||||||
Правление Михаила Федоровича (1613-1645). | Работа с документами. Обобщение исторического материала. | §15 | |||||
Правление Алексея Михайловича (1645-1676). | Определяют значение сильной государственной власти. Называют особенности в управлении государством в пред петровский период. | §16 | |||||
Россия в XVII веке | Составление плана внутренней политики России в пред петровский период. | §17,18 | |||||
Русская деревня в XVII веке. | Работа с картой. Усвоение знаний о жизни крепостных крестьян. | §19 | |||||
Повторение темы «Росся при Романовых». | Выполнение тестовых заданий. | §15-19 | |||||
Присоединение Украины к России. | Обобщение документального материала. Выполнение тестового задания. | §20 | |||||
Раскол Русской православной церкви. | На основании изученного ученики должны сделать вывод о причинах раскола церкви. | §21 | |||||
Старообрядчество. | Работа с документами с использованием исследовательского метода. | §21 | |||||
Народные волнения в 1660-1670- е годы. | Выступают с опережающими заданиями. Учатся работать с первоисточниками. | §22 | |||||
Наследники Алексея Михайловича. | Знакомство с развитием страны через опережающие задания. | §23 | |||||
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. | Работа с учебником и документами. Работа в парах. | §24 | |||||
Просвещение, литература и театр в XVII веке. | Работа в группах, учатся корректно дополнять товарищей, выделять главное из большого количества материала. | §25 | |||||
Искусство в XVII веке. | Работа с документами, учебником, интернет ресурсами. | §26 | |||||
Жизнь и быт различных сословий. | Работа с документами с использованием исследовательского метода. | §27 | |||||
Одежда и обычаи. | Тестирование. | §27 | |||||
Повторение раздела «Россия при первых Романовых». | На основании изученного ученики делают вывод о непрекращающемся процессе развития государства и его культуры. | §20-37 | |||||
Итоговое повторение. | Разгадывают исторические кроссворды. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Программа по истории Нового времени (под ред. А.О. Чубарьяна., М. «Просвещение» 2014г.)
- Примерная программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14 г.
- История России XVI - XVII век Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, М. «Русское слово» 2016
- История Новое время. Конец XVI – коец XVI века. В.А.Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин М. «Просвещение» 2015г.
- http: //www.vostlit.info – письменные источники эпохи Нового времени
- http: //artclassic.edu.ru – тексты и иллюстрации по истории искусства Нового времени.
- Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Эксмо 2010г.
- Карташев А.В. История Русской Церкви. М.: Эксмо 2011г.
- Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо 2010г.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее
главнейших деятелей. М.: Эксмо 2010г.
- Поурочные разработки по истории России. 7 класс Б.Н. Серов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса 7 класса обучающийся научится:
-анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие изученных европейских стран и основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические события.
Обучающийся получит возможность научится:
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять характеристику исторических деятелей.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
социального и естественного циклаов
от «30» 08 2017г. № 1
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
________(Калиновская М.А.)
«____»_____2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории(базовый уровень)
рабочая программа по истории, 7 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов
Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов
Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) для курса 10 -11 классы (134 часа)
Данная рабочая программа по истории России с древнейших времен до начала XXI века и Всеобщей истории с древнейших времен до – начала XXI составлена на основе федерального компонента государствен...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса. Рабочая программа и тематическое планирование учебного ...