рабочая программа по истории(базовый уровень)
рабочая программа по истории (7 класс)

Матыцина Валентина Владимировна

рабочая программа по истории, 7 класс (базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  по истории  в 7 классе определяет следующие цели:

  • формирование навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем;
  • развитие гуманитарной культуры обучающихся, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Задачи:

  • сформировать представления об основных этапах всеобщей
  • и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;
  • развивать умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом;
  • воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине;
  • сформировать гражданскую позицию обучающихся.

Нормативные – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 

  1. Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089
  3. Примерная программа основного общего образования по истории;
  4. Авторская программа А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 кл. .-М.: Просвещение, 2008;
  5. Приказ МОиН РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"                 от 19 декабря 2012 г. № 1067;
  6. Инструктивно- методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013 /2014 учебном году»
  7. Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) МБОУ СОШ с.Девица, реализующей образовательные программы общего образования»
  8. Учебный план  МБОУ СОШ с.Девица  на 2013 – 2014 уч. г.
  9. Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Девица на 2013 – 2014 уч. г.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:  Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы по истории для 6-9 классов А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 кл. .-М.: Просвещение, 2008.  

Обоснование выбора авторской и Примерной программы. Рабочая программа по истории создана на основе программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России и Примерной программы основного общего образования (всеобщая история), которые соответствуют временным требованиям к Обязательному минимуму содержания исторического образования, возрастным особенностям обучающихся. Эти программы соответствуют линии учебников по  всеобщей истории и истории России, которые включены в Федеральный перечень учебников.

Информация о внесенных изменениях в авторскую и Примерную программу и их обоснование. На изучение  курса истории в 7 классе в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Девица отводится 70часов.

 Согласно Федеральному базисному плану в рамках изучения тем по истории России данного периода предполагается включение в уроки материала по истории родного края , который отражен в содержании программы.

         

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Курс истории в 7 классе является одним из этапов исторического образования на ступени основного общего образования: продолжением всеобщей истории и начального  этапа  в изучении истории России. В связи с этим уровень подготовки обучающихся  должен  соответствовать федеральными образовательными стандартами.  Курс начинается с изучения всеобщей истории, а завершается историей России.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа, в том числе на проведение контрольных работ.

На изучение  курса истории в 7 классе  отводится 70 часов (2 часа в неделю) в соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом МБОУ СОШ с.Девица

На изучение истории Нового времени в 7 классе отводится 29 учебных часов(2 часа в неделю). На изучение истории России в 7 классе  отводится 41 учебных часов (2 часа в неделю). Из них уроков повторения-4ч.

Формы организации образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса предполагают использование таких видов учебных занятий, как урок, сочетающий опрос с объяснением; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; презентации.

Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность обучающихся.

Информация об учебнике

1. «Всеобщая история. История Нового времени». Учебник для 7 класса / Дмитриева издательство «Русское слово»- Москва, 2010

2. «История России 17-18 века». Учебник для 7 класса /Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство «Просвещение» – Москва,  2010.

Содержание  программы 29 ч

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий.  Реформация

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

 Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

 Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, Что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялись мода. Костюм—«визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сан-И1 (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном повой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Генрих VIII — религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Знать  основные понятия темы

Каравелла,  конкистадоры,  колония,  метрополия,  абсолютизм,  капитализм,  реформация,  протестантизм,  лютеранство

Уметь:

Описывать  технические  открытия  и  изобретения;  называть  даты  великих  географических  открытий;  называть  основные  черты  абсолютизма;  называть  имена  представителей    эпохи    Возрождения;  называть  даты  основных  событий  Реформации

Ранние буржуазные революции.

Международные отношения

(борьба за первенство в Европе и колониях)

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

 Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий! парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия.. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Знать  основные понятия темы

Уния,  гезы, иконоборцы,  террор,  тори,  виги,

Уметь:

Описывать  географическое  и  экономическое  положение  Нидерландов;  называть  основные  события  Английской  революции

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в.

Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж- Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж- Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф-1а. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение. В творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Знать  основные понятия темы

Эпоха  Просвещения

Уметь:

Называть  характерные  черты  эпохи  Просвещения;

Тема 2. Промышленный переворот в Англии

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Образование Соединенных Штатов Америки

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества.  Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Знать  основные понятия темы

Лоялист

Уметь:

Называть  основные   черты  политического  устройства  США

Тема 4. Великая французская революция XVIII в.

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия.

Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу-1 дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Знать  основные понятия темы

Национальное  собрание,  Учредительное  собрание ,жирондисты,  якобинцы,

Уметь:

Называть этапы,   основные  события революции

Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество:1 жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ.  Причины  распада  империи.  Борьба  Португалии,  Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Знать  основные понятия темы

Колонизация,  западная  цивилизация

Уметь:

Выявлять  последствия  европейской  колонизации  для  стран  Востока  и  для  мира  в  целом

Содержание  программы  по истории России  41 ч

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий И. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Знать  основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, семибоярщина.

Уметь:

Выявлять  основные  причины  Смутного  времени;  характеризовать    внутреннюю  политику  Бориса  Годунова;  называть  даты    основных  периодов  Смутного  времени

РОССИЯ В XVII в.

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Знать  основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное  право,  абсолютизм,  крестьянская  война,  церковный  раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Уметь:

Называть  существенные  черты  экономического  развития  России  в  XVII  веке;  характеризовать  систему  управления  и  самоуправления  в  России;  выявлять  основные  причины  разногласий  между  церковью  и  властью;  называть  даты,  место,  обстоятельства,  участников  народного  движения;  называть  основные  направления  внешней  политики;  называть  характерные  черты  развития  духовной  жизни  России.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К- А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К- Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Знать  основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, , прелестные письма.

Уметь:

Выявлять  предпосылки  преобразований  в  России  ;  называть  основные  этапы  жизни  и  деятельности  Петра I;  называть  даты  и  основные  сражения  тех  времён;  анализировать  реформы  Петра  I; называть  даты  народных  движений;  

РОССИЯ В 1725—1762 гг.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого панков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. 11. С. Салтыков.

Знать  основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

Уметь:

Называть  основные  этапы,  даты  и  действующие  лица  дворцовых  переворотов;  называть  основные  направления  внешней  и  внутренней  политики  преемников  Петра

РОССИЯ В 1762—1800 гг.

Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству п городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка.. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Ло-сенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Знать  основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифесте вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

Уметь:

Называть  характерные  черты  политического  устройства  России во  II половине  XVIII века;  называть  имена,  место,  обстоятельство  ,  участников  крестьянской  войны;    называть  даты  военных  походов;  характеризовать  основные  направления  внутренней  и  внешней  политики  Павла  I; называть  характерные  черты  развития  духовной  жизни  России  II половины  XVIII  века

Учебно-тематический план

№п/пп

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Введение

1

Раннее Новое время. Конец 15-первая половина 17 века

17

В поисках Индии

1

Мир, поделенный пополам

1

Европейцы в Новом Свете

1

Человек и окружающий мир

1

Развитие техники. Рождение капитализма

1

Гуманизм и Возрождение

1

Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения

1

 Реформация в Германии

1

Реформация и крестьянская война

1

Подъем и закат империи, в которой «никогда не заходило солнце»

1

Нидерланды против Испании

1

Под знаком двойной розы. Англия при Тюдорах

1

Британия-владычица морей

1

Франция на пути к абсолютизму

1

 На пути к современной Европе

1

Начало революции в естествознании

1

Вечные образы и их создатели

1

Новое время. Кризис «старого порядка».Вторая половина 17-18 века

11

Французская монархия в зените: Людовик 14-король Солнце

1

Прощание с монархией. Английская революция 1640-1660гг.

1

Идеи и люди. Общество эпохи Просвещения

1

Просвещенный абсолютизм

1

Борьба за передел Европы и мира

1

Промышленный переворот в Англии

1

Война за независимость и образование США. Декларация независимости

1

Великая Французская революция

1

Восток движется на Запад. Борьба за сердце Азии

1

«Запретные» страны Китай и Япония

1

Итоговое повторение

1

Россия в16-начале 17 века

6

Введение

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1

Смута

1

Смута

1

Окончание Смутного времени

1

Повторение по теме»Россия на рубеже 16-17 веков»

1

        II         Россия в 17 веке

10

Новые явления в экономике

1

Основные сословия российского общества

1

Политическое развитие страны

1

Власть и церковь. Церковный раскол

1

Народные движения

1

Внешняя политика

1

Образование и культура в 17 веке

1

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

Повторение по теме»Россия и мир на рубеже  17-18 вв» Родной край в 17 веке

2

Преобразования Петра

11

Предпосылки петровских преобразований

1

Петр 1.Россия на рубеже веков

1

Северная война

2

Реформы Петра 1

2

Экономика России в первой четверти 18 века

1

Народные  движения первой четверти 18 века

2

Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века

1

Повторение по теме: «Россия при Петра1»

1

Россия в 1725-1762 гг.

4

Дворцовые перевороты

1

Внутренняя политика 1725-1762гг

1

Внешняя политика 1725-1762гг

2

Россия в 1762-1801гг

10

Внутренняя политика Екатерины 2

1

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

1

Экономическое развитие России во второй половине 18 века

1

Внешняя политика Екатерины 2

1

Россия при Павле 1

1

Наука и образование

1

Художественная  культура

1

Быт и обычаи

1

Повторение по теме: «Россия в 16-18 веках» Родной край в 18 в

1

Итоговое повторение «Россия и мир на рубеже 18-19 в»

1

 Итого

70

   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать основные этапы и ключевые события истории и выдающихся деятелей истории
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в Новое время, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Литература и средства обучения.

1.  Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII   век: Учебник для 7 класса. – 4 изд. – М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2010 г.

2.    Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История  государства и народов России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М.,  Дрофа, 2010 г.

3. Агафонов С.В. Схемы по Новой истории. 7 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 г.

4.    Атлас и контурные карты по Истории России  7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2008

5.  История России. Конец XVI - XVIII века. 7 класс.  Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова,  Л.Г. Косулиной. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

6. Новая история. Конец XV - XVIII век. 7 класс.  Поурочные планы по учебнику Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII   век: Учебник для 7 класса. – 4 изд. – М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2008 г.

7. Ушакова О.Д. Великие полководцы: Справочник. – СПБ.: 2006

Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный Портал

http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

история 7 класс

                                                                                                                                                                                                                                   №п/п

№ур

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

  1

Введение

1

22

Раннее Новое время. Конец 15-первая половина 17 века

17

2

  1. 3

В поисках Индии

1

3

Мир, поделенный пополам

1

4

Европейцы в Новом Свете

1

5

Человек и окружающий мир

1

6

Развитие техники. Рождение капитализма

1

7

Гуманизм и Возрождение

1

8

Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения

1

9

 Реформация в Германии

1

10

Реформация и крестьянская война

1

11

Подъем и закат империи, в которой «никогда не заходило солнце»

1

12

Нидерланды против Испании

1

13

Под знаком двойной розы. Англия при Тюдорах

1

14

Британия-владычица морей

1

15

Франция на пути к абсолютизму

1

16

 На пути к современной Европе

1

17

Начало революции в естествознании

1

18

Вечные образы и их создатели

1

Новое время. Кризис «старого порядка».Вторая пол. 17-18 века

11

19

Французская монархия в зените: Людовик 14-король Солнце

1

20

Прощание с монархией. Английская революция 1640-1660гг.

1

21

Идеи и люди. Общество эпохи Просвещения

1

22

Просвещенный абсолютизм

1

23

Борьба за передел Европы и мира

1

24

Промышленный переворот в Англии

1

25

Война за независимость и образование США. Декларация независимости

1

26

Великая Французская революция

1

27

Восток движется на Запад. Борьба за сердце Азии

1

28

«Запретные» страны Китай и Япония

1

29

Итоговое повторение

1

Россия в16-начале 17 века

6

30

Введение

1

31

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1

32

Смута

1

33

Смута

1

34

Окончание Смутного времени

1

35

Повторение по теме»Россия на рубеже 16-17 веков»

1

        II         Россия в 17 веке

10

36

Новые явления в экономике

1

37

Основные сословия российского общества

1

38

Политическое развитие страны

1

39

Власть и церковь. Церковный раскол

1

40

Народные движения

1

41

Внешняя политика

1

42

Образование и культура в 17 веке

1

43

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

45

  1. -45

Повторение по теме»Россия и мир на рубеже  17-18 вв» Родной край в 17 веке

2

Преобразования Петра

11

46

46

Предпосылки петровских преобразований

1

47

47

Петр 1.Россия на рубеже веков

1

48

48-49

Северная война

2

49

50-51

Реформы Петра 1

2

50

52

Экономика России в первой четверти 18 века

1

51

53-54

Народные  движения первой четверти 18 века

2

52

55

Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века

1

53

56

Повторение по теме: «Россия при Петра1»

1

54

Россия в 1725-1762 гг.

4

55

57

Дворцовые перевороты

1

56

58

Внутренняя политика 1725-1762гг

1

59-60

Внешняя политика 1725-1762гг

2

57

Россия в 1762-1801гг

10

58

61

Внутренняя политика Екатерины 2

1

59

62

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

1

63

Экономическое развитие России во второй половине 18 века

1

60

64

Внешняя политика Екатерины 2

1

61

65

Россия при Павле 1

1

62

66

Наука и образование

1

63

67

Художественная  культура

1

64

68

Быт и обычаи

1

65

69

Повторение по теме: «Россия в 16-18 веках» Родной край в 18 в.

1

66

70

Итоговое повторение «Россия и мир на рубеже 18-19 в»

1

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов

Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов

Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 7-х классов

Рабочая программа по Новой истории и истории Отечества с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) для курса 10 -11 классы (134 часа)

Данная рабочая программа по истории России с древнейших времен до начала XXI века и Всеобщей истории с древнейших времен до – начала XXI составлена на основе федерального компонента государствен...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс

Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса.       Рабочая программа  и тематическое планирование учебного ...