Рабочая программа по всеобщей истории 8 - 9 класс.
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование по всеобщей истории 8- 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП и КТП по всеобщей истории 8 - 9 класс. | 322.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Всеобщая история» предназначен для учащихся, изучающих историю в 8-9 классе средних общеобразовательных учебных заведений (базовый уровень).
Настоящая рабочая программа по «Всеобщей истории» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004;
Авторских программ:
Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5- 9 классы. Л.Н.Алексашкина. –М.: Мнемозина, 2009.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об исторических процессах всемирной истории, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям и явлениям прошлого, а также умения аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе, причем не только по истории, но и иным предметам.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознания, с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Данная программа отражает основные положения учебников:
А.С. Намозова, Е.Н.Захарова Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.
Л.Н. Алексашкина Всеобщая история 20 – начало 21 века. 9 класс.
в которых получили отражение следующие установки:
- акцент на раскрытие сущности исторических процессов;
- необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать и анализировать его.
Одна из принципиальных установок курса - взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Цели курса:
Освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры обществ мира с 19 века до 21 века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей Отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в курсе всеобщей истории с 19 века до 21 века.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Содержание программы по курсу
Всеобщая история. 8 класс (34 ч.)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в. (6 ч)
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты.
Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.:
социальные и национальные движения, реформы и революции.
Оформление консервативных, либеральных, радикальных поли-
тических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. (15 ч)
Великобритания в Викторианскую эпоху («мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи). Франция: от Второй империи к Третьей
республике (внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны). Образование единых государств в Италии и Германии; К. Кавур, Дж. Гарибальди, О. Бисмарк.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь (Север и Юг). Гражданская война 1861—1865 гг. А. Линкольн.
Экономическое и политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс. Монополистический капитализм. Империализм. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны и народы Латинской Америки, Азии, Африки в XIX в. (8 ч)
Османская империя: могущество и упадок, попытки проведения реформ. Индия: держава Великих Моголов и ее распад, установление британского колониального господства. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: образование централизованного государства, внутренняя и внешняя политика в период сёгуната Токугава, преобразования в эпоху Мэйдзи.
Латинская Америка в Новое время. Колониальное общество. Освободительная борьба и провозглашение независимых государств; Ф. Д. Туссен- Лувертюр, С. Боливар.
Народы Африки в Новое время: колониальные порядки и традиционные общественные отношения, выступления против колонизаторов.
Международные отношения в XIX в. (5 ч)
Международные отношения в Европе. Колониальные захваты и колониальные империи. Восточный вопрос. Начало борьбы за передел мира. Складывание военно-политических союзов великих держав.
Обобщение. Историческое и культурное наследие всеобщей истории XIX в.
Содержание программы по курсу
Всеобщая история. 9 класс (34 ч.)
Введение (2 ч). Новейшая история: понятие, периодизация. Мир к началу XX в.
Мир в 1900-1918 гг. (3 ч)
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: экономическое развитие, социальные движения. Расширение спектра политических партий. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. (Турция, Иран, Китай, Мексика). Руководители освободительной борьбы (Сун Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война 1914—1918 гг.: причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918-1939 гг. (10 ч)
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальская система.
Революционные события 1918 г.— начала 1920-х гг. в Европе. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. «Новый курс Ф. Д. Рузвельта. Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.
Культура в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций реалистического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Агрессия и политика «невмешательства».,
Вторая мировая война. 1939—1945 гг. (3 ч)
Причины и начало войны. Основные участники войны, этапы и театры боевых действий. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Мир в середине XX — начале XXI в. (16 ч)
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Биполярный мир. Переход от индустриального общества к
постиндустриальному, информационному обществу.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX—начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти. Социальные движения. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.: экономическое развитие, «государство благосостояния», внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Европейская интеграция.
Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI».: социалистический эксперимент, перемены конца 1980-х — начала 1990-х.гг., проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Государства Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины
XX в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
.Международные отношения во второй половине XX — начале
XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные
годы, «Холодная, война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс.
Новое политическое мышление в международных отношениях.
Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.
Обобщение. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
Тематическое планирование. 8 класс
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в. | 6 | |
1 | Империя Наполеона. Наполеоновские войны | 1 |
2 | Международные отношения в первой половине XIX в. | 1 |
3 | Развитие капитализма в XIX веке | 1 |
4 | Промышленная революция и изменения в социальной структуре общества | 1 |
5 | Социально-политическая и социально-экономическая мысль в эпоху индустриализации | 1 |
6 | Развитие культуры в первой половине XIX в. | 1 |
Раздел 2. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. | 15 | |
7 | Великобритания в Викторианскую эпоху | 1 |
8 | Франция во второй половине XIX века: от Второй империи к Третьей республике | 1 |
9 | Образование единых государств: объединение Германии | 1 |
10 | Образование единых государств: объединение Италии | 1 |
11 | Австрийская империя в XIX веке | 1 |
12 | США во второй половине XIX века: война между Севером и Югом | 1 |
13 | Население и государства в конце XIX – начале XX вв. | 1 |
14 | Завершение промышленного переворота. Технический прогресс | 1 |
15 | Жизнь горожан в конце | 1 |
16 | Изменениения в положении трудящихся. Рабочее движение и профсоюзы | 1 |
17 | Основные идейно-политические течения | 1 |
18 | Образование политических партий | 1 |
19 | Развитие образования. Секуляризация и демократизация культуры | 1 |
20 | Литература и искусство во второй половине XIX – начале XX вв. | 1 |
21 | Повторительно-обобщающий урок «Развитие стран Европы и Северной Америки в XIX веке». Контрольная работа | 1 |
Раздел 3. Страны и народы Латинской Америки, Азии, Африки в XIX в. | 8 | |
22 | Кризис традиционных обществ | 1 |
23 | Османская империя в XIX в. | 1 |
24 | Индия: от державы Великих Моголов до британской колонии | 1 |
25 | Китай в конце XIX – начале XX вв. | 1 |
26 | Япония в XIX в. Реформы Мэйдзи | 1 |
27 | Страны Латинской Америки в Новое время | 1 |
28 | Народы Африки в Новое время | 1 |
29 | Повторительно-обобщающий урок «Азия, Африка и Латинская Америка в XIX веке» | 1 |
Раздел 4. Международные отношения в XIX веке | 5 | |
30 | Колониальные захваты и колониальные империи | 1 |
31 | Восточный вопрос в европейской политике | 1 |
32 | Начало борьбы за передел мира. Складывание военно-политических союзов великих держав | 1 |
33 | Повторительно-обобщающий урок «Историческое и культурное наследие всеобщей истории XIX века» | 1 |
34 | Итоговая проверочная работа «Мир в XIX веке» | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование. 9 класс
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Мир в 1900 - 1945 гг. | 17 | |
1 | Введение. Мир к началу XX века. | 2 |
Тема. Зарубежные страны в 1900 - 1914 гг. | 3 | |
2 | Страны Европы и США в 1900-1914 гг. | 1 |
3 | Либеральные реформы начала XX века в странах Западной Европы и США. | 1 |
4 | Страны Азии и Латинской Америки в начале XX века. | 1 |
Тема. Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) | 2 | |
5 | Причины и начало войны. Западный фронт. | 1 |
6 | Итоги Первой мировой войны | 1 |
Тема. Зарубежные страны в 1918 - 1923 гг. | 3 | |
7 | От войны к миру. | 1 |
8 | События 1918-начала1920 гг. в Европе. | 1 |
9 | Зарождение фашизма и нацизма. | 1 |
Тема. Зарубежные страны в 1924 - 1939 гг. | 5 | |
10 | Страны Европы и США в 1924-1939 гг. | 1 |
11 | Приход нацистов к власти в Германии. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании. | 1 |
12 | Страны Азии в 1920-1930 гг. | 1 |
13 | Развитие культуры в 1920-е - 1930-е гг. | 1 |
14 | Международные отношения в 1920-е - 1930-е гг. | 1 |
Тема. Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) | 3 | |
15 | Причины и начало войны. | 1 |
16 | Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. | 1 |
17 | Геноцид. Движение сопротивления. Итоги войны. | 1 |
Раздел 2. Мир в 1945 - 2001 гг. | 17 | |
18 | Введение. Карта мира к концу XX века. | 1 |
Тема. Страны Западной Европы и США в 1945 - 2001 гг. | 4 | |
19 | Соединенные Штаты Америки. Путь к лидерству. | 2 |
20 | Страны Западной Европы. Политическая и экономическая интеграция европейских стран. | 2 |
Тема. Страны Восточной Европы в 1945 - 2001 гг. | 2 | |
21 | Развитие по «советскому образцу». Поиски новых путей и моделей развития; общее и особенное. | 1 |
22 | Смена политических режимов. Распад «восточного блока». Страны Восточной Европы на рубеже XX-XXI вв. | 1 |
Тема. Страны Азии и Африки в 1945 - 2001 гг. | 3 | |
23 | Япония во второй половине XX века: от поражения к лидерству. | 1 |
24 | Освобождение и развитие стран Азии и Африки во второй половине XX века. Место стран Азии и Африки в современном мире. | 1 |
25 | Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. | 1 |
Тема. Страны Латинской Америки в 1945 - 2001 гг. | 1 | |
26 | Экономическое развитие и проблемы модернизации. | 1 |
Тема. Культура зарубежных стран во второй половине XX века | 2 | |
27 | Многообразие стилей и течений в художественной культуре во второй половине XX века. | 1 |
28 | Культура «для избранных» и массовая культура. | 1 |
Тема. Международные отношения во второй половине XX века | 2 | |
29 | Основные периоды в развитии международных отношений. «Биполярный мир» и «холодная война». | 1 |
30 | Новое политическое мышление. ООН, его роль в современном мире | 1 |
31 | Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI века | 1 |
32 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
33 | Итого: | 34 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории ученик должен:
Знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Формы и средства контроля
- Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки;
- Групповая работа с документами и ответ на вопросы и задания к документам;
- Письменный опрос – хронологический диктант, понятийный диктант;
- Самостоятельная работа в форме теста.
Учебники:
А.С. Намозова, Е.Н.Захарова Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.- М.: Мнемозина, 2013
Л.Н. Алексашкина Всеобщая история 20 – начало 21 века. 9 класс. - М.: Мнемозина, 2010
Учебные пособия:
- Учебные карты, видеофильмы.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5- 9 классы. Л.Н.Алексашкина. –М.: Мнемозина, 2009.
- Электронное пособие. Энциклопедия истории России
- Электронное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Критерии оценивания учащихся по предмету
Список дополнительной литературы
1.Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т.: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013.
2. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 816 c.
3. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
4. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010. - 544 c.
5. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012. - 640 c.
6. Худеков, С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2010. - 608 c.
7. Шуази, О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази; Пер. с фр. Н.С. Курдюков, Е.Г. Денисова. - М.: Эксмо, 2012. - 704 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...