Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по истории России
ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Класс:6
ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни восточных славян.
Планируемые результаты:
Предметные:
иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
обогащать словарный запас,
расширять кругозор детей,
Регулятивные:
определять цель урока,
определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
определять правильность выполнения заданий,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Познавательные:
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать;
повышать интерес к самому процессу познания;
ориентироваться в материале урока;
сопоставлять и отбирать информацию;
делать выводы;
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
читать про себя и понимать прочитанное,
отстаивать свою точку зрения,
соблюдать правила речевого этикета,
понимать точку зрения другого человека,
участвовать в работе группы,
распределять роли,
договариваться друг с другом,
оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Ученик получит возможность научиться:
освоению личностного смысла учения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
| Ход урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | ||
1 Этап Включение в учебную деятельность. | - Здравствуйте, ребята!. -Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествие. Любите путешествовать? А путешествовать мы будем соседскими общинами. В каждой общине будет: СТАРЕЙШИНА - он самый главный в общине; ТВОРЕЦ, который будет следить за творческим порядком; ЧТЕЦ, читает нужные тексты и ЛЕТПИСЕЦ, он будет вести записи в листе путешествия. ВОЛХВ – вдохновлять общину (если 4 человека в группе, то волхва нет). На столе у вас карточки с обязанностями, распределите между собой. Распределение ролей в группе между детьми: Старейшина, Творец, Летописец, Чтец. Встаньте старейшины каждой общины. Общины будут называться по его имени. А сейчас найдите лист оценивания (белый) и впишите свою ФИ. Я надеюсь, что в процессе путешествия каждая община будет работать активно, дружно и сплочённо. Посмотрите на слайд и в листе оценивания (приложение 1) отметьте, какое настроение у вас сейчас, выбрав символ (СОЛНЦЕ- радость, ТУЧКА — тревожность, ОГОНЬ - активность) Слайд 1 (Рефлексия) | Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые учителем | Осуществлять актуализацию знаний о правилах поведения на уроке и при работе в группе. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме | Строить монологическое высказывание | Самоконтроль своих действий. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь контролировать процесс своих действий. |
2 этап. Актуализация опорных знаний . Создание проблемной ситуации. | А теперь посмотрите на предметы на столе. Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы?(Дети высказывают различные предположения)
Если в данную схему запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков (слайд 4) Итак, мы будем говорить о восточных славянах. – Восточные славяне. (Летописцы записывают в лист путешественника) (слайд 5) корень=суф.»ян»= окон.»е» | Рассматривают предметы, выдвигают предположения о том кому они могли принадлежать Читают текст. Слушают вопросы учителя. Отвечают на них. | Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию жизненного личного опыта. Анализируют и группируют слова. Формулируют ответ об однокоренных словах. Выполняют синтез частей слова. | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. | Строят понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
3 этап. Определение темы урока-путешествия. Целеполагание |
На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе путешествия? -Как они выглядели?Как жили? Чем они занимались? Кому поклонялись? Какое управление было? | Выдвижение предположения о теме урока-путешествия. | Выдвигать гипотезу, обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта | Формулируют вопрося по теме урока-путешествия | Формировать умения планировать учебное сотрудничество в поиске Адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и регуляции целеполагания. | Планируют деятельность по решению проблемы | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Умение ставить учебную задачуи добиваться её выполнения. |
4 этап. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. | 1. Групповая работа. - Поработаем карточкой .
Задание для 2 общины. (см. приложение 2) Занятия восточных славян. Задание для 3 общины. Быт и нравы Какими качествами обладали славяне? (см. приложение 2) Задание для 4 общины. «Верование древних славян». (см. приложение 2) Задание для 5 общины. «Управление древних славян». Выступления групп. а) Сейчас выступит община ...и расскажет нам о расселении древних славян. Где они жили? (Слайд 7) Дополнение учителя. Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болот- значит, они жили у … (болот) Г де жили поляне? – жители полей. А древляне? – жили среди “дерев”, жили влесу. б) Вторая община расскажет нам о том, чем занимались славяне? (Слайд 8) в) Третья община дополнит нам ответ на вопрос: какие были славяне? и расскажет какими чертами характера они обладали. г) А община … расскажет, о том, как они жили?(Слайд 9) В кого верили и кому поклонялись? Как управлялась соседская община? Все группы выступили, как вы думаете , что сейчас должен записать летописец, отвечая на вопрос — какие были славяне? Молодцы, ребята, славяне жили племенами и всё делали сообща: трудились, преодолевали трудности и сообща отдыхали, веселились. | Чтение текста. Работа с картой, открытие нового знания. Слушают вопрос учителя, выдвигают предположения. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение существенной информации из текста. | Работа в группах. Подготовка выступления перед другими группами. | Взаимодействие с учителем; - умение слушать собеседника; - умение формулировать собственное мнение, позицию. Планировать учебное сотрудничество в поиске информации. Уметь оформлять мысли в устной форме. | Планируют групповую работу по выполнению задания учителя | Принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своѐ действие. |
Физкультминутка | И мы сейчас с вами развяжем узелочек, возьмём музыкальные инструменты, встанем в общий хоровод и проведем физкультминутку под песню славянского фольклора, играя на инструментах и пританцовывая. | Выполняют физкультминутку под фольклорную музыку | Воспринимать музыку различных жанров. | Проводить физическую разгрузку в ходе работы. | |||
-Продолжим наше путешествие? - Ребята, посмотрите -куда мы попали?
-Ребята, посмотрите, что это? ( учитель показывает эскиз дома) -Из чего славяне строили дома? (Из бревен). Рассмотрите внимательно на это жилище . Какие особенности вы заметили? Информация для учителя: Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. «Жилище» - Как вы думаете, если мы заглянем внутрь, что там увидим? Давайте посмотрим, какая могла быть печь? (слайд 12) (Печь(Слайд ) лавку, стол, стулья.. –Что стоит около печки-каменки?(Слайд 13) В центре стоят жернова -два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи. Откуда у славян зерно?( Слайд 14) 5. Занятия славян. Глядя на картинки, запишите , чем занимались славяне. Дети, рассматривая слайды, записывают: Сл15 – Занимались земледелием, сеяли зерно. Сл.16 – Охотились с помощью лука и стрел. Сл.17- Занимались рыболовством. – Посмотрите на предметы на ваших столах. Что вы видите? Из чего сделан предмет. Для чего он служит? Как называется ремесло? (отвечает каждая группа)А теперь представьте, что вы в славянском посёлке. Кипит работа, никто не сидит на месте. Мне интересно, а чем же занимаются славянские дети? 6. Верования славян. Наше путешествие продолжается. Посмотрите внимательно, куда мы с вами попали?(Слайд 18) Что мы видим? Прочитайте , как это место называется? Для чего оно? _ Кому поклонялись? Во что верили? Долгое время славяне почитали разных богов. - Как вы думаете, почему? Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. (Слайд19)А какими ещё фантастическими существами населяли свой мир древние славяне?(Слайд 20) -Кто, по верованию славян жили в лесу? --- в лесах живут косматые лешие.А в озёрах и реках? --- обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки. Дома за печкой?-- охраняют заботливые домовые. А от нечистой силы делали различные обереги. | Выдвижение гипотез на основе жизненного опыта. Отвечают на вопросы учителя. Просмотр иллюстраций на слайдах презентации. Просмотр иллюстраций на слайдах презентации. | Строить логическое рассуждение. Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста. Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста. | Выражают в речи свои мысли. Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. Высказывают предположения. Строят ответ на поставленный вопрос. | Владеть монологической и диалогической формами речи. Умение планировать сотрудничество в группе. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию. Умение строить высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга. | Выполняют учебные действия в громкоречевой форме, контролируют свои действия. Контролируют свои действия в ходе работы. Осуществлять взаимоконтроль в процессе выполнения. | Умение корректировать себя Принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают и сохраняют учебную задачу. | |
5 этап. Включение изученного в систему знаний и повторений | Заканчивая наше путешествие, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и выполним тесты Самооценка: проверим полученный результат. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл, ссумируйте баллы. Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала община ( или дети...имя). Поставьте себе в листе оценивания оценку 5 за устный ответ. | Выполняют тесты | Умение осуществлять самоконтроль | ||||
6 этап. Рефлексия | Какая тема урока была?
| Отвечают на вопросы учителя. | Обобщать знания о полученном материале. | Слушают друг друга , высказывают своё мнение. | Строить высказывания , понятные одноклассникам | Оценивают свою работу. | Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Анализировать результаты своей деятельности. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф №2 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”
| Выполняя домашнее задание ученик получит возможность использовать научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, создать собственные устные или письменные высказывания, определять характер взаимоотношений древних славян с природой. |
Примечание: на столах у детей стоят предметы
1 группа- подкова и тяпка( старые)
2 группа — крынка и чаша (глиняные) 3 группа- веретено и клубок шерстяных нитей 4 группа - лукошко и лапти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по истории на тему "Древняя Спарта"
Технологическая карта урока 5 класс, по теме « Древняя Спарта»Учитель МБОУ Нюрбачанская СОШВасильев Сергей Викторович, учитель истории, обществознанияЦели урока:• проследить влияние природных усл...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...
Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.
Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...