Технологическая карта урока по истории на тему "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Васильев Сергей Викторович
Технологическая карта урока 
5 класс, по теме « Древняя Спарта»
Учитель МБОУ Нюрбачанская СОШ
Васильев Сергей Викторович, учитель истории, обществознания
Цели урока:
проследить влияние природных условий Пелопоннеса на занятия жителей Лаконики, помочь учащимся составить представление о древних законах Спарты;
формировать умения давать сравнительный анализ образа жизни  на примере  Спарты и Афин. Характеризовать основные группы населения и их положение в обществе;
вырабатывать умения использовать информацию исторической карты и дополнительных источников;
характеризовать воспитание детей в Спарте, сравнивать с воспитанием детей в Афинах, с современным воспитанием.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

5 класс, по теме « Древняя Спарта»

Учитель МБОУ Нюрбачанская СОШ

Васильев Сергей Викторович, учитель истории, обществознания

Цели урока:

  • проследить влияние природных условий Пелопоннеса на занятия жителей Лаконики, помочь учащимся составить представление о древних законах Спарты;
  • формировать умения давать сравнительный анализ образа жизни  на примере  Спарты и Афин. Характеризовать основные группы населения и их положение в обществе;
  • вырабатывать умения использовать информацию исторической карты и дополнительных источников;
  • характеризовать воспитание детей в Спарте, сравнивать с воспитанием детей в Афинах, с современным воспитанием.

Оборудование:  интерактивная доска, презентация по теме, карта «Древняя Греция», тетради, раздаточный материал с заданиями.

Обязательный минимум содержания: Спарта, илоты,  лаконичная речь, олигархия, криптия.

Ожидаемые результаты:

- показывать на карте полис Спарта и объяснить особенности его географического положения;

- объяснять значение новых понятий;

- давать сравнительную характеристику образа жизни жителей Афин и Спарты;

- объяснять особенности спартанского воспитания и высказывать своё отношение к нему      (выделять его «плюсы» и «минусы»).

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Доска (оборудование)

1

2

3

4

1. Обозначение проблемы

Просмотр фрагмента из фильма «300 спартанцев».Вопрос учителя: «О чём вы посмотрели фрагмент? Какие мысли и чувства вызывает он  у вас?»

Дети обсуждают, высказывают мысли. В  процессе их обсуждения под руководством учителя формулируется тема урока.

                                           

Видеооборудование,  диск с фрагментом записи отрывка  из фильма «300 спартанцев».

2. Формулирование  темы урока, проговаривание

Учитель задаёт вопрос: «О чём мы с вами будем говорить?»

После того, как дети попытались сформулировать тему, на доске высвечивается слайд с записью темы и плана её изучения. Они читают тему и вопросы плана.

Учащиеся пишут в тетради тему и план.

Древняя Спарта.

1) Географическое положение.

2)Государственное устройство.

3) Социальное устройство.

4) Образ жизни.


1

2

3

4

3. Поиск решения проблемы (20 мин).

А) Выяснение географического положения Спарты.

Ребята, чтобы определить географическое  положение Спарты  обратимся к карте и нашему учебнику.

Ученики работают с текстом учебника Михайловского Ф.А. страница 151 и отвечают на  вопросы:  Где находится Спарта? Кто является основателем этого полиса?

На доске слайд – карта «Древняя Греция ( до середины 5 века до н.э.)

(показывают на карте стр 127). Предполагаемый ответ: « Спарта находится в Южной Греции,  её основатели –племена с северной Греции – дорийцы.»

Учитель даёт задание: заполните правильно по принципу «матрёшки» - от меньшего к большему.

Учащиеся, используя задание на слайде, пишут правильно расположение полисов.

Предполагаемая верная запись: 1. Афины, Аттика, Греция, Балканский полуостров, Европа.

2.Спарта, Южная Греция (Пелопоннес), Балканский полуостров, Европа.

На доске высвечен слайд с записью: «1. Балканский полуостров, Афины, Аттика, Греция, Европа.

2. Южная Греция, Европа, Спарта, Балканский полуостров».


1

2

3

4

Давайте ещё раз покажем на карте и сделаем вывод: где находится Спарта? А Афины?

Показ на карте и предполагаемый ответ ученика: Спарта находится на полуострове Пелопоннес в Южной Греции на Балканском полуострове, а Афины в Средней Греции.

Сравнительный анализ.  

(открытие нового знания)

Слова учителя:  Среди 500 полисов Греции лишь 2 были центрами страны: Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями. У них было разное управление и образ жизни.  Давайте с вами разделимся на  3 группы и выясним эту разницу.  

Работа в группах.

Класс делится на три группы, которые под руководством учителя проводят сравнительный анализ Афин и Спарты, используя стр. 147-151 учебника. Они работают по вопросам:

1-я группа: Хозяйство.

2-я групп: Общественное деление.

3-я группа: Управление.  

На слайде высвечивается таблица, которую дети под руководством учителя должны заполнить (смотри приложение № 1 к уроку)

 


1

2

3

4

Ожидаемые результаты по группам:

1-я. В Спарте главными занятиями были земледелие и война, ремесло и торговля запрещены. В Афинах развивались земледелие, ремесло, торговля, кораблестроение (В Спарте эти занятия считались позором).

2-я группа. Общественное деление Афин: аристократия, демос, рабы. Местное население в рабов обращать нельзя.

Общественное деление Спарты: спартанцы - потомки  дорийцев завоевателей и илоты (рабы – местное завоёванное население). Уничтожение сильных илотов (криптия).

3-я группа.

Управление в Афинах: демократия (Народное Собрание, ареопаг, архонты).

Управление в Спарте было простым и не менялось с 8 по 3 век н.э. Во главе были 2 царя-полководца, и Совет из 30 старейшин. Спартанцы – свободные воины и илоты. Переход из одной группы в другую был запрещён.  Правили немногие, такое правление называется - олигархия.

Словарная работа

А теперь, ребята, используя текст параграфа, давайте найдём и запомним новые слова.

Ученики в тексте находят значение слов «Спарта, илоты, лаконичная речь, криптия, олигархия» и проговаривают эти слова.

На доске слайд  с записью новых понятий

Преподаватель раздаёт на каждый стол распечатанный документ о воспитании спартанских детей (смотри приложение № 2 к уроку) и после прочтения показывает  презентацию об образе жизни и воспитании спартанцев.

Дети читают документ о воспитании спартанских мальчиков (документ распечатан на листах). После прочтения и   просмотра презентации, отвечают на вопросы.

На доске вопросы

1. Какие порядки Древней Спарты тебе, как человеку 21 века, кажутся правильными?

2. Что в законах Древней Спарты вызывает твоё негодование? Почему?

3. А как твои родители воспитывают тебя? Как защищаются права детей в нашем государстве?

4. В каком городе ты хотел бы жить?

Применение нового знания.

А теперь давайте вспомним начало нашего урока и дадим оценку спартанскому воспитанию. Что мы с вами можем взять для себя полезного из образа жизни этого полиса?

Учитель:

Дети отвечают на вопрос учителя.

 

Закрепление изученного материала.

Используя,  пройденный сегодня  и изученный нами раннее материал, давайте ответим на вопрос: чем отличался образ  жизни жителей Спарты и Афин?

Прежде чем дети ответят на вопрос, учитель поясняет «Образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности».

Что ценного можем мы взять в спартанском образе жизни?

.

Предполагаемые ответы учащихся:

1. В Спарте главные занятия – земледелие и война, а в Афинах и земледелие, и ремесло, и торговля, и кораблестроение,

2. Без морской торговли афиняне не могли существовать, а в Спарте эти занятия были запрещены.

3.  В  Афинах процветали ремесло и торговля, а в Спарте это считалось позором.

4. В Афинах развивались школы, ценились науки, а в Спарте уважали лишь занятия военные

5. Афиняне стремились к красивой культурной жизни, а спартанцы презирали богатство и роскошь.

6. Управление в Афинах более демократичное, а в Спарте правили немногие – олигархия.

7. Воспитание детей, положение семьи в Афинах и Спарте резко отличались.

8. Люди Афин разносторонне развиты.

Записи образа жизни  Спарты высвечиваются на слайдах на экран (учитель показывает после того, как дети ответят на поставленный вопрос).

1. Жизнь в Спарте – это жизнь в военном лагере.

2.Жизнь подчинена войне и подготовке к ней.

3.Запрет заниматься ремеслом, торговлей, наукой, искусством.

4. Суровое воспитание должно было готовить спартанцев к их главному занятию, этому же служили и «криптии».

5.Дети не принадлежали родителям.

6. Роскошь под запретом.

7. Лаконичная речь.

8. Уважение к старшим.

9. Изоляция от внешнего мира.

10.В мужчинах ценились храбрость, смелость, сила.

Домашнее задание.

Напишите сочинение  на тему «Один день из жизни 11-летнего спартанского мальчика» В конце работы допишите, что вам хотелось бы воспроизвести из этого дня? )

Приложение № 1.

Вопросы сравнения

Афины

Спарта

1.Хозяйство

2.Общественное деление

3.Управление

Приложение № 2.

В древней Спарте главную ответственность за воспитание детей играло государство, а не родители. Старейшины решали: жить ребёнку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли,  а если слабым – сбрасывали с обрыва. Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу частям тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие или плач. С семи лет мальчиков отбирали у родителей, их воспитанием занимались самые уважаемые спартанки. Кормили мальчиков скудно, так как это должно было заставить их самих добывать пищу.

          Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же всё воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования становились всё  жёстче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию. Грязные, запущенные, бани и умащения были им не знакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе на подстилках, которые сами себе готовили.

         Много внимания уделялось физическому развитию. Речь их была краткой (её называли лаконичной). Вся жизнь спартанских юношей проходила в физических упражнениях. В 30 лет они считались совершеннолетними: получали от государства надел земли и могли жениться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...

Технологическая карта урока по истории для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС Олигархическая Спарта

Речь пойдет об одном из городов -полисов Древней Греции - Спарта. с помощью интересных заданий и материала, учитель сможет обьяснить детям, что означает выражение "спартанское воспитание," провести ср...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...