Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | формирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных в истории России. |
Задачи урока | 1. Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме. 2.Создать условия для формирования умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы; способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы. 3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_uroka.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
Класс | 9а |
Тема урока | События октября 1917 года и их последствия. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | формирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, как о переломных в истории России. |
Задачи урока | 1. Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме. 2.Создать условия для формирования умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы; способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы. 3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений. |
Образовательные ресурсы | Учебник авторского коллектива Загладина Н.В. Минаков С.Т. Козленко С.И. Петров Ю.А. Москва. «Русское слово», 2011 год; Программа курса к учебнику Н. В. Загладина, С. Т. Минакова, С. И. Козленко, Ю. А. Петрова. «История России. XX век». Для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина. Москва «Русское слово» 2009 год. |
План урока |
|
Методы и формы обучения | Методы: поисковый, проблемное изучение, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | Тестирование по теме: «Февральская буржуазно-демократическая революция» (приложение 1) Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут. В бой роковой мы вступили с врагами, Нас ещё судьбы безвестные ждут. Но мы поднимем гордо и смело Знамя борьбы за рабочее дело, Знамя борьбы всех народов на свете За лучший мир, за святую свободу. Наш урок я начала строками революционного гимна того периода времени, о котором мы сегодня будем говорить. Вам предстоит быть не просто учениками, а исследователями данной проблемы. Скажите, что нам необходимо выяснить | Контроль знаний обучающихся, выполняют тест Ответы учащихся (выводят цель, задачи урока, определяют план работы): - положение в стране накануне Октября; - большевики в канун Октября; - причины Октябрьской революции; - ход революции и её политические итоги; - первые декреты; - Октябрь глазами современников и историков. |
II. Актуализация знаний | Вступительное слово учителя: Октябрьскую революцию нельзя рассматривать как изолированное от собственной истории, не имеющее корней в прошлом событие. Октябрь – это тоже часть русской истории. Это драма народа. Существует множество точек зрения на октябрьские события. Вот некоторые из них. Современный историк М. Восленский: « Давайте решимся сказать правду: ленинский переворот 1917 г. – это не Великая Октябрьская социалистическая революция, а Октябрьская контрреволюция. Именно она явилась поворотным пунктом в истории русской антифеодальной революции. Именно после неё было сведено на нет всё достигнутое в борьбе против застарелых феодальных структур России. Как иначе, если не как контрреволюцию, можно рассматривать октябрьский переворот 1917 г., заменивший в России рождавшуюся демократию диктатурой? Разве не показали последовавшие десятилетия, что победила реакция, а не прогресс?» Генерал Брусилов: «Революция была русской необходимостью. Большевики во многом оказались правы. Они с корнем вырвали русскую прогнившую аристократию, лишили помещиков и фабрикантов их богатств, накопленных в течение многих лет за счёт русского народа. большевики, наконец. сохранили целостность России…» Лидер меньшевиков Дан: «При всех своих падениях, срывах, ошибках и даже преступлениях революция… вошла в плоть и кровь народных масс. При всех своих невзго.дах, лишениях и страданиях… она дала им какие-то достижения, может быть, какие-то надежды, за которые массы держатся всеми фибрами души, которые в их глазах перевешивают все тёмные и тяжёлые её стороны…» Проблемное задание: чья позиция вам кажется наиболее убедительной? Почему? |
Ответы учащихся и их мнения. |
III. Изучение нового материала | . А теперь необходимо проанализировать те события, которые породили события октября 1917 года. .1. Причины революции: а) углубление экономического кризиса: валовая продукция за 1917 г. снизилась на 36%, добыча угля – на 24%, транспорт парализован, в сельском хозяйстве – сокращение посевных площадей, сбора зерна на 1/3 по сравнению с 1914 г.; б) продовольственная проблема. В Москве выдавали по 50-100 гр. хлеба на человека; в) расстройство финансов: военные расходы составляли 86% бюджета, инфляция; г) усиление социальной напряжённости: в сентябре – октябре 1917 г. число бастовавших составило 2,4 млн. человек, крестьянские волнения охватили 90% европейской России, рост волнений в армии, развал фронта; д) маргинализация общества; е) падение авторитета Временного правительства; ж) затягивание созыва Учредительного Собрания. Таким образом, в этих условиях массовое сознание поворачивалось в сторону социалистов. -А теперь давайте выясним: перед каким выбором стояла Россия в 1917 г.? | При рассмотрении данного вопроса учащимся предлагается обратиться к Рабочему листу №1 (I. выдержки из документов, газет, высказывания исторических деятелей рассматриваемого периода). Походу ответов учеников на доске выстраивается схема «Альтернативы общественного развития» - военная диктатура, - власть Временного Правительства, демократическая альтернатива, - диктатура большевиков, - анархия и распад государства. Вопросы к схеме: а) Почему попытка Л.Г Корнилова установить свою власть в Петрограде закончилась неудачей? б) Используя высказывания членов Временного Правительства, ответьте на предлагаемые вопросы к ним. Рабочий лист №1 (II). в) Можно ли говорить о том, что осенью 1917 г. Временное Правительство было обречено? Почему? (ответы учащихся дополняет учитель, приводя факты характеризующие ситуацию в стране и на фронте осенью 1917 г.) В итоге обсуждения очевидно, что осенью 1917 г. страна оказалась перед выбором: либо анархия и распад государства либо диктатура левых. II. При рассмотрении данного вопроса учитель предлагает учащимся заполнить таблицу по ходу изучения материала. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | III. При рассмотрении данного вопроса учитель предлагает учащимся работу с документами и ответить на вопросы. - Кому отдаётся власть? - Какова судьба Временного правительства? - Каковы предложения Советской власти воюющим державам? - Какие мероприятия предлагалось провести внутри страны? - Кому переходит власть на местах? Декрет о мире. Декрет о земле. Самостоятельная работа с учебником. Прочитать пункт « Новый этап политики большевиков» и ответить на вопрос: почему роспуск Учредительного собрания ознаменовал новый этап в политике партии большевиков? Что побудило их пойти на этот шаг? Октябрьская революция – одна из дискуссионных проблем российской истории. Диапазон оценок очень велик. Чем это можно объяснить? Какие из позиций, изложенных ниже, вы поддержали бы и почему? а) Не будь Октябрьской революции, наша страна скатилась бы на положение третьеразрядной державы, утратила бы свою экономическую и, возможно, политическую независимость. б) Октябрь был исторически неизбежен в силу тех глубоких противоречий, которые раздирали Российскую империю. в) Революция была во многом случайным делом: и без неё развитие России шло на подъём, она быстро двигалась вперёд, обгоняя все другие страны; одновременно улучшалось и положение её жителей. г) Не будь тогда мировой войны, голода, общего озлобления, люди не поднялись бы против существующего строя, т.к. многим жилось не так уж и плохо. д) Судить о том, была ли или нет неизбежна революция,- дело напрасное, ибо революция – исторический факт, и его надо признать как реальность. | Организуется работа с документом по вопросам. - Что предлагает воюющим странам новое правительство? - Что означает демократический мир? - Каковы должны быть мероприятия правительства? - Какое значение имело принятие Декрета о мире? Работа с документом по вопросам. - Вспомните взгляды большевиков по решению аграрного вопроса (решения 2 съезда РСДРП, «Апрельские тезисы»). - Что изменилось в программе большевиков? Почему? Читают, отвечают на вопросы. |
V. Итоги урока. Рефлексия | На листах попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе. Для этого ответьте на вопросы: а) - как я усвоил материал: - узнал ли больше получил глубокие знания – 9-10 баллов усвоил материал частично – 7-8 баллов мало что понял и запомнил – 4-5 баллов б) - как я работал?
везде справился самостоятельно – 9-10 баллов допустил ошибки – 7-8 баллов работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 4-5 баллов Мое мнение: было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими? с какими трудностями столкнулся? какие пожелания могу дать? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Домашнее задание | параграф 10, вопросы к параграфу. Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложение №1
Тестирование по теме:
«Февральская буржуазно-демократическая революция»
1. Первый глава временного правительства:
а) А. Керенский; в) М. Родзянко;
б) Г. Львов; г) А. Гучков.
2. Временное правительство не сделало:
а) провозглашение России республикой;
б) упразднение репрессивных органов и институтов царского режима – жандармерии, полиции, каторги, ссылки;
в) объявление политической амнистии;
г) ликвидация помещичьего землевладения.
3. Причины апрельского кризиса Временного правительства в 1917 г.;
а) нехватка продовольствия в стране;
б) наличие политических противоречий буржуазных партий;
в) нота министра иностранных дел о верности союзническому долгу;
г) антиправительственная деятельность революционных партий.
4. После Февральской революции 1917 г. решение всех наиболее значимых для страны вопросов:
а) взяло на себя Временное правительство;
б) было отложено до созыва Учредительного Собрания;
в) проходило через Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
г) откладывалось до окончания Первой мировой войны.
5. Русский генерал, претендовавший на роль диктатора летом 1917 г.:
а) А. Брусилов; в) А. Колчак;
б) Л Корнилов; г) А. Деникин.
6. Кто был председателем Петроградского Совета в марте – августе 1917 г.:
а) И.Г. Церетели; б) Л.Д. Троцкий; в) Н.С. Чхеидзе.
7. Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса:
а) потому что в его составе были крупные землевладельцы;
б) потому что боялось массового дезертирства солдат с фронта;
в) потому что этому препятствовали страны Антанты.
8. Каковы были политические последствия апрельского кризиса Временного правительства:
а) установлено единовластие Советов;
б) сформировано коалиционное правительство;
в) установлена военная диктатура.
9. При отречении Николая 2 присутствовали члены Временного комитета Государственной Думы:
а) А.И. Гучков и В.В. Шульгин;
б) П.Н. Милюков и А.Ф. Керенский;
в) М.В. Родзянко и Д.Н. Набоков.
10. Назовите основную причину Февральской революции:
а) падение престижа императорской власти;
б) дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества;
в) революционная агитация большевиков.
11. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
а) отречение Николая 2;
б) Образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов;
в) провозглашение России республикой;
г) выступление генерала Л.Г. Корнилова;
д) переход 4-й роты Павловского полка на сторону рабочих;
е) образование Временного правительства;
ж) образование первого коалиционного правительства;
з) первый Всероссийский съезд Советов.
Приложение №2
Рабочий лист №1.
I.Выдержки из документов, газет разных направлении, высказывания политических деятелей осенью 1917 г.:
1. Из декларации Временного правительства (3 марта 1917 г.):
«1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным …
2) Свобода слова, печати, союзов собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих…
3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны…
6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.»
2. Генерал А.И. Деникин: «Я считал, что имя Корнилова должно стать знаменем, вокруг которого можно собрать общественные силы… Была принята… программа:
1.Установление правительственной власти, совершенно независимой от всяких безответственных организаций, впредь до Учредительного собрания .
2.Установление на местах органов власти, независимых от самочинных организаций.
3. Война в полном единении с союзниками до заключения скорейшего мира, обеспечивающего достояние и жизненные интересы России».
3. В.И. Ленин: «Пути реформ, выводящего страну из кризиса, из войны, из разрухи-нет… Выхода нет, объективно нет, не может быть, кроме диктатуры корниловцев или диктатуры пролетариата».
«… волна настоящей анархии может оказаться сильнее, чем мы», надо «взять стихию в свои руки».
Перед каким выбором путей развития стояла Россия в 1917 г.?
4.А.В. Луначарский: «Вне перехода власти к Советам нет спасения России. Правда есть еще выход-чисто демократическая коалиция: Ленин, Мартов-Чернов… Но для этого нужно со всех сторон столько доброй воли и политической мудрости, что это по-видимому, утопия.»
II.Высказывания членов Временного правительства , современников событий:
1.Н.М. Кишкин, кадет (наделен особыми полномочиями по водворению порядка в Петрограде):«У нас достаточно силы, чтобы подавить в начале беспорядки, а для наступления… силы недостаточны…Наша тактика «ожидания событий»уже вредна. В продовольственном отношении страшна возможность голодных бунтов…».
2.Генерал А.И. Верховский (военный министр): «Скучно слушать. Выступать нельзя… Большевизм в Совете… и его разогнать нельзя. Я не могу предоставить реальной силы Временному правительству и поэтому прошу отставки».
3. С.Н. Прокопович (министр торговли, промышленности, продовольствия): «Маразм в нас самих, ибо мы не можем создать власть в стране».
4. Н.Д. Авксентьев (министр внутренних дел): «Мы можем охарактеризовать внутреннее положение Росси как положение развала, распыленности власти, распыленности воли».
5. С. Моэм (английский писатель): «Дела в России ухудшились. Керенский, глава Временного правительства, был снедаем тщеславием и увольнял любого министра, который как ему казалось, представлял угрозу для его положения. Он произносил речи. Был момент, когда возникла опасность, что немцы двинуться на Петроград. Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась все более угрожающей, приближалась зима и не было топлива. Керенский произносил речи…».
Как вы можете охарактеризовать положение Временного правительства осенью 1917 г.?
Почему можно говорить о том, что Временное правительство окончательно потерялоавторитет?
III.День переворота. Марк Алданов (писатель русского зарубежья):
«…Тот ничего не поймет в октябрьском перевороте, кто оставит в стороне петербургский гарнизон и вечную тревогу его солдат: вдруг отправят на фронт? Большевики не отправят, а буржуи, может, и отправят. Не виню этих темных людей: многие из них провели три года в окопах. В очень тяжелых условиях. Каких западные армии не знали. В казармах речи лучших ораторов 1917 г. все чаще разбивались о довод: «Сам в окопы ступай вшей кормить!».
Почему солдаты Петроградского гарнизона поддержали большевиков осенью 1917 г.?
Рабочий лист №2.
I.Декрет о мире Съезда Советов Рабочих и Солдатских депутатов 26 октября 1917 г.
«Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран,-миром, которого требовали … русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии,-таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и контрибуций…
Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия … этой народности…
Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом , приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г. Все содержание этих тайных договоров … Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным…»
Вопросы к документу:
1.К чему призывает новая власть все воюющие страны? Что означает фраза «мир без аннексий и контрибуций»?
2.Как в документе предлагается вести переговоры между воюющими странами? Что означат фраза «отказ от тайной дипломатии»?
3.Почему в первую очередь на съезде принимается Декрет о мире? Ответьте , используя текст документа.
II.Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских депутатов от 26 октября 1917 г.:
«1.Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
2.Помещичьи имения. Равно как все земли удельные. Монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.
3.Какая бы тони была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне народу, объявляется тяжким преступлением и карается революционным судом…
4.Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов…»
Из крестьянского наказа о земле (наказ 242-х):
«1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог…Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…
2) Право пользования получают все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом… Наемный труд не допускается…
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме…
Земельный фонд подвергается периодическим переделам, в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.»
Вопросы к документам:
1.Как решался в декрете о земле и крестьянском наказе вопрос о помещичьем землевладении и частной собственности на землю?
2.В чью собственность передавалась земля?
3.Как решался вопрос об аренде земли и использовании наемного труда? Интересы какой категории крестьянства затрагивал этот вариант решения вопроса?
4.По какому принципу распределялась земля между крестьянами?
5.Как вы считаете, можно ли назвать предлагаемое в документах решение вопроса о земле «великими земельными преобразованиями»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории в 11 классе "Октябрь 1917 года"
конспект урока по модульной технологии...
Технологическая карта урока по истории на тему "Древняя Спарта"
Технологическая карта урока 5 класс, по теме « Древняя Спарта»Учитель МБОУ Нюрбачанская СОШВасильев Сергей Викторович, учитель истории, обществознанияЦели урока:• проследить влияние природных усл...
Революционные события на Кубани. События октября 1917 года
Данная презентация о событиях троевластия на Кубани 1917 года...
Технологическая карта урока по истории "Крещение Руси. Основные события, причины, значение"
Технологическая карта урока соответсвует современным стандартам СПО....
технологическая карта урока по истории по теме: "Реконкиста"
уважаемые колллеги предлагаю вам технологическую карту урока с дидактической структурой урока по теме: "Реконкиста"....
Технологическая карта урока по истории по теме "Первые русские князья"
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Предмет- история, тема "Первые русские князья"...
Технологическая карта урока по истории по теме Государство на берегах Нила.
Предмет: ИсторияКласс: 5Тема раздела: Древний Восток.Тема урока: Государство на берегах Нила.Цель урока: Дать представление о местонахождении Египта на карте мира и особеннос...