Программа элективного курса по истории "Увлекательная история" (8 кл.)
элективный курс по истории (8 класс) на тему
Программа элективного курса содержит материал трудных при изучении школьных вопросов отечественной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_uvlekatelnaya_istoriya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Рекомендовано Утверждено
Методическим советом школы Приказ № _______
Протокол № ____ от ________ от _____________
Рабочая программа
элективного курса
«Увлекательная история»
для 8 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Учителя истории и обществознания
Артемовой Татьяны Викторовны
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Увлекательная история» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Староюрьевской СОШ» Староюрьевского района и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю в течение одного полугодия.
Уровень изучения базовый.
Цель курса: повышение мотивации к изучению истории родного государства.
Задачи курса:
- Расширение кругозора учащихся.
- Помощь в формировании интереса к культурному наследию предков.
- Развитие умения самостоятельно работать с различными историческими источниками, справочной, энциклопедической литературой, Интернет-ресурсами.
- Овладение типичными для гуманитарного профиля видами научно – исследовательской работы: реферат, проект, презентация.
- Создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Программа ориентирована на УМК по истории России: предметная линия учебников под редакцией А.Н. Сахарова, В. А. Шестакова (6-9 классы). В ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал. Для реализации цели и задач курса в качестве вспомогательных материалов широко используются различные исторические источники, историческая научная и научно-популярная литература.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
- проблемное изложение и изучение материала ( выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
- создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс.
Динамика интереса к курсу отслеживается в форме анкетирования учащихся на первом и последнем занятии.
Актуальность программы определяется важностью изучения малоизученного материала в курсе истории России, а также имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других творческих конкурсах и т.д., содержание которых предполагает сформированность данных знаний.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
- доступность для учащихся средней школы;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы;
- инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков;
- содержание обеспечивает более полное знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;
- систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний;
- реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.
Предполагаемые результаты изучения курса
В процессе обучения учащиеся научатся:
1) называть основные вспомогательные исторические дисциплины и указывать объект их исследования;
2) анализировать текст, выбирать важную информацию, отбрасывая второстепенную;
3) составлять генеалогические таблицы;
писать рефераты;
4) составлять планы-конспекты, выделяя основные вопросы и краткое пояснение к ним;
5) делать выводы;
6) обсуждать результаты работ, участвовать в дискуссиях;
7) конспектировать лекции.
Элективный курс предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса «Увлекательная история» в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, владение элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается: поиск нужной информации по заданной теме в документальных источниках; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, оценивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования исторической информации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;
- осуществления учебных исследований и проектов по исторической тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Введение (1 ч)
Цели, задачи, особенности курса. Краткое содержание.
2. Археология (4 ч)
Наука археология. Виды исторических источников. Вещественный исторический источник. Письменные исторические источники. Древние рукописи. Особенности археологических исследований. Материалы для письма. Графика письма. Украшение рукописей. Чтение рукописей. Археологические исследования в родном крае. Староюрьевские курганы.
3.Генеалогия (2 ч)
Генеалогия как наука. Русская генеалогия. Что такое родословие. Родословная моей семьи. Источники генеалогических знаний. Варианты записи родословных.
4. Палеография (1 ч)
Наука палеография. Возникновение письменности. Славянский алфавит. Кириллица.
5. Топонимика (2 ч)
Топонимика как наука. Способы образования географических названий.
История образования сёл Староюрьевского района.
6. Нумизматика (2 ч)
Нумизматика как наука. Монеты и денежное оформление древнерусского
государства. Русские монеты и денежное обращение в XIV – XV вв. Русская
монетная система XVI – XVII вв. Русская монетная система в XVIII – начале
XX вв. Виды денег. Различные монетные системы.
7. Историческая ономастика (1 ч)
Ономастика как наука. Историческая топонимика. Этнонимика. Антропонимика. Происхождение печатей. Особенности печатей как исторического источника.
8.Геральдика (2 ч)
Геральдика как наука. Происхождение гербов. Государственные, областные, городские и районные гербы. Государственный герб России. Геральдика родного края.
9. Историческая метрология (1 ч)
Понятие «Метрология». Различные системы измерения. Меры длины, веса, объёма Русского государства IX-XXI вв.
10. Итоговое занятие (1 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»
№/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теорит. | Практ. | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Археология | 4 | 2 | 2 |
3. | Генеалогия | 2 | 1 | 1 |
4. | Палеография | 1 | 1 | |
5. | Топонимика | 2 | 1 | 1 |
6. | Нумизматика | 2 | 1 | 1 |
7. | Историческая ономастика | 1 | 1 | |
8. | Геральдика | 2 | 1 | 1 |
9. | Историческая метрология | 1 | 1 | |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»
Классы: 8 «А», «Б»
Уровень изучения: базовый
Количество часов: 17, в неделю - 1.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата проведения (уч. недели) | |
План. | Факт. | ||||
1 | Введение. | 1 | Лекция | 1 | |
2 | Археология. | 1 | Лекция | 2 | |
3. | Письменные исторические источники. | 1 | Практикум | 3 | |
4. | Древние рукописи. | 1 | Практикум | 4 | |
5. | Археологические исследования в родном крае. | 1 | Лекция | 5 | |
6. | Генеалогия. | 1 | Лекция | 6 | |
7. | Родословная моей семьи. | 1 | Практикум | 7 | |
8. | Палеография. | 1 | Лекция | 8 | |
9. | Топонимика. | 1 | Лекция | 9 | |
10. | История образования сёл Староюрьевского района. | 1 | Практикум | 10 | |
11. | Нумизматика. | 1 | Лекция | 11 | |
12. | Русская монетная система в XIV – XX вв. | 1 | Практикум | 12 | |
13. | Историческая ономастика. | 1 | Лекция | 13 | |
14. | Геральдика как наука. | 1 | Лекция | 14 | |
15. | Геральдика родного края. | 1 | Практикум | 15 | |
16. | Историческая метрология. | 1 | Лекция | 16 | |
17. | Итоговое занятие. | 1 | Круглый стол | 17 |
Литература
- Аленов А. , Дьячков В. Л. и др. Историческое краеведение: история Тамбовского края. 7-9 классы. – Тамбов, ООО «Юлис», 2008 г.
- Загладин Н.В., Петров Ю.А., Минаков С.Т. и др. История России. ХХ- начало XXI века. 9 класс. – М., Русское слово, 2010.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2009.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX век. 8 класс. – М., Русское слово , 2011.
- Щербак А.С. Проблемы изучения региональной ономастики, ономастикон Тамбовской области. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.
Интернет-источники
- http://archaeolog.ru
- http://sovet.geraldika.ru
- http://www.russian-chronicle.ru/vvedenie/russkaya-numizmatika.html
- http://www.familytree.ru/ru/articles/geneologia/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс
Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.
В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....
Сценарий информационно - публицистической программы, посвященной открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории.
Открытие недели истории, посвященной Году Российской истории....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Программа проектной деятельности по истории «История поселка Степное в названиях улиц»
С целью развития у ребят нравственно – патриотических чувств необходимо ставить перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, поселка, к событиям прошлых лет, обобщить и с...
Программа интегрированного спецкурса по истории и ИКТ "Увлекательная история"
В процессе освоения программы интегрированного спецкурса учащиеся познакомятся с науками-«помощницами» истории, различными видами исторических источников и основами работы с ними, научатся работа...