Повторительно-обобщающий урок "Путешествие во времени"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Парахина Светлана Владимировна

Урок обобщение материала по теме "Древняя  Греция".  Урок содержит методическую разработку  и  презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_drevnyaya_gretsiya.docx26.77 КБ
Файл puteshestvie_vo_vremeni.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   «Путешествие  во  времени».

Игра – викторина, по истории  Древней  Греции.

Цель  урока:   Обобщить и систематизировать  знания  учащихся по теме:  «Древняя  Греция».

Планируемые  результаты: 

Предметные УУД:  овладевать  целостными  представлениями  об  историческом  развитии  человечества;  работать  с исторической  картой,  находить  и  показывать  на  ней  историко-географические  объекты  Древней  Греции,  анализировать  и  обобщать  её  исторические данные  её  истории.

Метапредметные УУД:  прогнозировать  результаты усвоения изучаемого материала; принимать  и сохранять  учебную задачу;  взаимодействовать  в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать  в дискуссии;  принимать  другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Личностные УУД:  сохранять  мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать  положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Тип урока:  Урок  контроля  знаний.

Ход  игры

Вы  разделились  на  три  группы  астронавтов,   которые  должны  попасть  каждая   в  свою  цивилизацию.  Внутри  каждой  из групп, необходимо   выбрать  капитана  команды,  на  котором  будет  лежать большая  ответственность  за  слаженную  работу  всей  и  распределение  деятельности  каждого  члена вашего корабля.  

Вопросы  капитанам  команд:  вы  должны  правильно  ответить  на  вопрос,  и  правильно  определить  маршрут  своего  путешествия.  Если  страну,  в  которую  вы  должны  попасть  вы  назовёте  правильно,  вы  получаете  защитный  тотем,  то есть  вы  сможете  воспользоваться  подсказкой  зала,  только  один  раз.  

от  того  насколько  правильно  вами  будет   определён  маршрут,  зависит  очень  много,  вы  сможете  получить защитный  тотем,  который  окажет  большую  помощь  в  путешествии.    

Вопрос:  

1.  Это  самый  странный  полис  Древней  Греции. Мальчиков,  даже  богатых  семей  учили  воровать,  а  девочек  даже  не  считали  нужным  учить  готовить,  это  занятие  было  самым  неподходящим  для  женщины – матери  семейства?  (Древняя  Спарта). 

2.  Вы  решили  добыть  Олимпийский  огонь,  который  должен  быть  зажжён  от  огня   первых  Олимпийских  игр.  Какую  страну  древнего  мира  вы  должны  посетить,  и  какой  год?  (Древняя  Греция,  первые  олимпийские  игры).   

3.  В этих государствах Древней  Греции   мифы  переплелись  с  реальными  событиями,  и  простое  яблоко  даже  смогло  стать  причиной  долгой  войны.  Какое  название  получила  эта  война,  и  в  какие  государства  древнего  мира  мы  сможем  отправиться? (Древняя  Греция – Микены  и  Троя,  времена  Троянской  войны)

Путешествуя,  вам  придётся  находить  решения  для  выхода  из  различных  ситуаций,  за  правильные  ответы  вы  получаете  вознаграждение  в  денежной  единице – школярик,  только  за  эти  деньги  можно  приобрести  билеты  на  обратный  проезд  в  машине  времени.  Если  вы  не  знаете  ответа  на  вопрос,  можете  воспользоваться   защитным  тотемом, если  он  у  вас  есть,  но  только  один раз.  

Билет на  обратный  проезд  в  машине  времени  стоит  800  школяров,  если  вами  будет  набрана   подобная  сумму,  вы  отправитесь  обратно  в  своё  время  и  свою  цивилизацию.  Если  нет,  машина  времени  улетит  без  вас,  и  вам  придётся  ожидать  её  следующего  прилёта.  

Первое  задание  для  каждой  из  команд.  Вы  должны  нарисовать,  и  описать,  как  вы  должны  выглядеть  в  этой  новой  для  вас  цивилизации  древнего  мира,  чтобы  вас  не  смогли  узнать. (оценивается  в  200  школяров).

Следующие  ответы  на  первые  3  вопроса  оцениваются  в  100  школяров,  последующие  вопросы  в  200,  при  условии  полного  ответа  на  вопрос.    

Второе задание  командам:  Посчитайте  на  сколько  лет  назад  вы  попали  в  Древний  мир?

1  - 500 г. до н.э.  (2518 лет)

2.  776 г. до н.э. (2794 лет)

3.  1500 г.  до н.э. (3518 лет)

Древняя  Греция  (Спарта).   Вопросы:  

1.  – Вы попали  в  Древнюю  Спарту.  Спартанцы,  как  очень  гостеприимные  люди  решили  угостить  вас  знаменитой  чёрной  похлёбкой.  Но  вы,  даже  будучи  очень  голодны  не  смогли  съесть  ни  одной  ложки,  потому  что,  она  была  отвратительной  на  вкус.  Тогда  повар  вам  сказал,  чтобы  оценить  вкус  этого  блюда  нужно  родится  спартанцем.  Как  вы  понимаете  слова  повара? (В  Спарте  всегда  готовились  к  войне,  у  спартанцев  был  очень  строгий  режим.  Они  воспитывались в  жестких,  спартанских  условиях,  и  даже  почти  несъедобная  похлёбка  им  казалась  очень  вкусной ).

Древняя  Греция (олимпийские  игры). .  

1.  Прилетев  на  место,  вы  естественно  захотели   попасть  на  первые  в  истории  Олимпийские  игры,  но  не  всех  из  вас  (или  вообще  никого) пустили  на  игры,  почему?  Кто  не  имел  право посещать  и  смотреть  олимпийские  спортивные  состязания?  

Женщины  не имели  права  присутствовать  на  играх.

 Древняя  Греция  (Троянская  война)

1.  Ваша  машина  времени  оказалась  на  берегу  моря,  вы  решили  узнать  на  берегу  какого  моря  вы  высадились,  и  спросили  об  этом  у  местных  жителей.  На  ваш  вопрос  они  ответили,  что  вы  находитесь  на  берегу  самого  знаменитого  моря,  названного  греками  в  честь  афинского  царя  и  отца  знаменитого  Тесея.  Как  называлось  это  море?  (Эгейское)

2.   Вас  поразил  главный  город  спартанцев – Спарта.  В  отличие  от  других  городов  Древней  Греции,  он  был  вообще  не  защищён  крепостными  стенами,  и  находился  в  чистом  поле  открытый  со  всех  сторон?  Почему  воинственные  спартанцы  так  не  осторожно  относились  к  безопасности  своего  города? (Они  считали,  что  самая  надёжная  защита  города,  это  храбрые  мужи,  а  не  крепостные  стены).

2.  Афинский  полководец  Алкивиад  был  очень  богат,  и  принял  участие  в  Олимпийских  играх.  При  этом  ему  так  повезло,  что  в  гонках  на  колесницах  он  занял  сразу  первое,  второе  и  третье  места.  Почему  так  получилось?

Он  был  владельцем  лошадей  и  колесниц,  которые  заняли  призовые  места.

2.   В  незапамятные  времена  греки  стали  морским  народом.  Они  строили  корабли,  экипаж  которых  был  довольно  многочислен,  вдоль  бортов  сидели  50  гребцов,  на  корме  стоял  кормчий,  управлявший  кораблём  с  помощью  рулевых  вёсел.  Однако,  несмотря  на  то,  что  греки  были  отличными  мореходами,  плавали  они  главным образом  вдоль  берегов  и  избегали  выходить  в  открытое  море.  Почему?  Чего  не  хватало  грекам? (у них не было  компаса, они  боялись  заблудиться  в  открытом  море)

  1. Вам  позволили  посмотреть  на  выборы  царя  в  народном  собрании  Спарты. Такое  серьёзное  занятие,  как  выборы,  вам  напомнили  школьные  перемены  в  начальной  школе,  Почему?   (во  время  выборов  спартанцы  сильно  кричали,  таким  образом одобряя  выборную  кандидатуру).  

3.  Согласно легенде,  город  Рим (находился  на  Аппенинском  полуострове) был  основан  богом  войны  Марса  Ромулом,  подумайте,  мог  ли  Ромул  что-нибудь слышать  об  олимпийских играх,  и  мог  ли  он  участвовать  в  них?  (Первые  олимпийский  игры  прошли  в  776 г.  до  н.э.,  а  Рим  основан  в 753 г.  до  н.э.)  (Об Олимпийских  играх  слышать  мог,  но  участвовать  нет,  потому,  что  участвовать  имели  права  только  граждане  греческих  городов).  

3.   Вместе  с  Греками  вы  отправились  через  Эгейское  море   к  месту  военных  действий – городу  Трои.   Вдруг поднимается  сильный  ветер,  море,  прежде  спокойное,  становится  неузнаваемым. Маленький  деревянный  корабль вбросает  как  щепку,  ветер  валит  мачту,  водой  смыло  несколько  гребцов.  Люди  в  ужасе:  чем  они  прогневали  грозного  бога,  пославшего  эту  бурю?  Какому  богу  буду  молить  о  спасении  Греки?  (Посейдону)

4.   Побывав  на  выборах  вы  очень  удивились  тому,  что  Спартанцы  выбирали  зачем  то  целых  двух  царей. Зачем  Спартанцам  нужно  было  именно  два  царя?

(Спартанцы  часто  воевали.  Царь – военноначальник.  Один  оставался  в  Спарте,  для  охраны полиса,  а  другой  возглавлял  спартанцев  в  военных  походах).

4.  На  Олимпийских  играх  были  представители  всех  городов  древней  Эллады,  кроме  представителей  от  воинственного  города  Спарты.  Спартанцам  на  целых  двадцать  лет  запретили  участие  в  спортивных  состязаниях,  потому,  что  они  нарушили  священное  правило  Олимпийских  игр.  Что  это  за правило,  и  почему  Спартанцам  запретили  участвовать  в  Олимпиаде?    

Незадолго  до  начала  Олимпийских  игр  устанавливался  священный  мир,  и  никто  не  имел  права  воевать  (за  нарушение  этого  правила  жители  города-полиса  лишались  возможности  участия  в  Олимпийских  играх  на  20 лет),  судя  по  всему  спартанцы  нарушили  этот  священный  мир,  напав  на  своих  соседей.     

4.  Вы  стали  свидетелями  военных  действий,  которые  вели  Греки   с  Троянцами.  Великий  спартанский   царь  и  полководец  Менелай  был  величайшим  мастером  военных  хитростей,  и  одну  из  этих  хитростей  вам  предстоит  разгадать  и  спасти,  если  это  потребуется,  Троянского вождя  и  полководца  Гектора.  Во  время  военных  действий  Менелай  захватил  поместья  нескольких  Троянских  богачей,  в  том  числе  и  поместье  Гектора,  почему  он  все  поместья  разграбил  и  сжёг,  и  лишь  к  поместью  Троянского  вождя  и  предводителя   запретил  даже  прикасаться,  и  даже  приставил  охрану?

(Он  хотел,  что  бы  Троянцы  решили,  что  их  полководец  предал  их,  и  перешёл  на  сторону  врага).  Таким  образом,  Менелай  мог  добиться  смятения  в  Троянской   армии  и  неповиновения  троянских  воинов  своему  военноначальнику.       

5.    Речь  спартанцев  была  очень  короткой  и  лаконичной.  Спартанские  женщины,  провожая  своих  мужчин  на войну, подавали  щит,  говоря  только  несколько  слов – «С  ним  или  на  нём»  Что  означали  эти  слова?  (Женщины  хотели  сказать,  что  не потерпят  труса,  и  нужно  вернуться  только  с  победой,  или  погибнуть.  Проиграть,  бежать  с  поля  боя  или  попасть  в  плен  нельзя).

5.  После  Олимпийских игр  вы  встретились  с  купцами,  прибывшими  в  Грецию  из  очень  далёкой страны,  которые  поведали  вам  свою  грустную историю.  Они  предупредили,  что  греки  могут  изготавливать  совершенно  волшебный  напиток,  который   сможет  заставить  вас  забыть  обо  всём  на  свете.  Двое  помощников   купца  настолько  пристрастились  к  этому  зелью,  что  отказались  возвращаться  на  свою  родину.   Напиток  изготавливается  греками  из  плодов  одного  кустарника.  Купец  показал  вам  сушёные  плоды  этого  волшебного кустарника.  Увидев  их,  вы  сразу  догадались,  что  это  за  растение,  и  что  это  за  напиток? Он  показал  изюм, растение – виноград,  а  напиток – виноградное    вино.

5.   Вам  дано  задание,  вывести  из  строя  самого  легендарного  героя  Троянской  войны - Ахиллеса.  Но  согласно  легенде,  он  был  просто  неуязвим,  потому,  что  согласно  его  мать – морская  богиня  Фемида,  пытаясь  уберечь  сына от  преждевременной  гибели,  искупала  его  в  реке  текущей  в  царстве  мёртвых  и  обладающей  чудодейственной  силой.  Как  вам  выполнить  своё  боевое  задание,  не  раскрыть  себя,  и  не  погибнуть  в  поединке  с  таким  неуязвимым  противником?  (У  Ахиллеса  есть  уязвимое  место – пятка,  за  неё  его держала  мать,  когда  окунала  в  реку). 

 

6.  После  битвы  спартанские  женщины  пошли  на  поле  боя,  чтобы  похоронить  своих  павших воинов.  При  этом  они  осматривали  с  акой  стороны  были  ранены  павшие  воины.  А  дольше  поступали  по  разному.   В  одних  случаях  женщины,  преисполненные  не  только  печалью,  но  и  гордостью,  хоронили  своих  сыновей  с  почётом  в  гробницах  предков.  В  других  случаях  спартанки,  рыдая  от  стыда,  спешили  покинуть  поле  сражения,  предоставляли  хоронить  мёртвых  воинов  в  общей  могиле.  Объясните  столь  странное  поведение спартанских  женщин.    (воины  раненые  в  спину,  считали  трусами,  которые  хотели  убежать  с  поля  боя. Трусость  самое  страшное обвинение  для  спартанца).

6.  Давайте  попробуем  определить,  как  сами  греки  относились  к  этому  напитку  и  его  волшебным  свойствам?  В  одной  лавке,  где  можно  приобрести  сколько  угодно  виноградного  вина  на  стене  висит  надпись – «Первая чаша  несёт здоровье, вторая – удовольствие,  третья – сон, четвёртая – грубость,  пятая – крик,  шестая – беспорядок  на  улицах, седьмая – подбитый  глаз».    Итак,  как  же  сами  греки  относились  к  волшебным  свойствам  виноградного  вина?  Осторожно,  и  этой  надписью  предупреждали  о  последствиях,  которые  могут  произойти  при  чрезмерном   употребления  виноградного  вина.  

 6.   В  битве  с  Троянцами  грекам  никак  не  удавалось  захватить  город,  который  обладал  абсолютно  неприступными  каменными  стенами.  Тогда  Одиссеем  была  придумана  небольшая  хитрость, и  Троянцам  греки  преподнесли  подарок,  благодаря  которому  грекам  удалось  войти  в  город.  Что  это  за  подарок,  и  что  последовало за  ним?  Троянцам  был  подарен  деревянный  конь,  в  котором  прятали  греки,  и  выйдя  ночью  из  брюха  коня,  они  открыли  ворота  грекам, и  пустили  их  в  город.  Так  неприступная  Троя  пала.

Тех,  кто  смог  посетить  древнюю  цивилизацию  и  вернуться  назад  на  машине  времени,  дома  ждут  как  победителей,  потому,  что   вы  смогли  доказать  практическую  пользу  своих  знаний  и   своего  ума.  Этот  салют  и  этот  кубок  предназначен  победителям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие во времени»

Слайд 3

Л А К О Н И К А  Спарта

Слайд 5

Троя Микены

Слайд 6

I гр. - 500 г. до н.э. II гр. - 776 г. до н.э. III гр. - 1500 г. до н.э.

Слайд 7

I гр. – 2518 лет назад II гр. – 27 94 лет назад III гр. – 3518 лет назад

Слайд 8

Спартанская чёрная похлёбка

Слайд 9

Кто мог смотреть Олимпийские игры? Только мужчины Только спортсмены и судья. Вход платный.

Слайд 10

Название моря Менелайское Эгейское Тесейское

Слайд 11

Действительно, а зачем нам крепостные стены?

Слайд 12

Кто победитель??? Владелец лошадей и колесниц Подкупивший судей. Один участник, и потому один победитель

Слайд 13

Боялись выходить в открытое море? Почему? Плохие суда, не выдерживали шторма Нет компаса, боялись заблудиться Боялись пиратов

Слайд 14

Выборы в Народное собрание …?

Слайд 15

Основание Рима – 776 г. до н.э. Первые Олимпийские игры – 753 г. до н.э. Мог ли основатель Рима Ромул принять в них участие?

Слайд 16

Какому богу молились греки о спасении, во время шторма на море? Посейдону Зевсу Аиду

Слайд 17

Два царя, а зачем?

Слайд 18

Какой священный закон нарушили Спартанцы, и за что им запретили участие в Олимпийских играх???

Слайд 19

Зачем ставить охрану и беречь от разграбления поместье троянского вождя - Гектора?

Слайд 20

«С ним или на нём» или на нём»

Слайд 21

Волшебный напиток, заставляющий забыть обо всём на свете???

Слайд 22

Ахиллес – как его вывести из строя, и выполнить боевое задание?

Слайд 23

Почему спартанки по разному относились к своим погибшим, а некоторых даже отказывались хоронить?

Слайд 24

«Первая чаша несёт здоровье, вторая – удовольствие, третья – сон, четвёртая – грубость, пятая – крик, шестая – беспорядок на улицах, седьмая – подбитый глаз».

Слайд 25

Военная хитрость или подарок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.

Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории...

Повторительно-обобщающий урок "Путешествие в древний Рим"

Урок в игровой форме по истории древнего мира в 5 классе....

повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени

повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени по образовательной системе 2100. 7 класс. Урок - игра от ВГО до реформации....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...