Повторительно-обобщающий урок "Путешествие в древний Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок в игровой форме по истории древнего мира в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Puteshestvie_v_drevniy_Rim.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Бобейко Т.С.
Познавательно-развлекательная игра для 5 класса
«Вечный город» и его жители»
Цель игры: привить интерес к изучению дополнительной литературы, обобщить знания учеников по теме «Древний Рим», развивать коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, развивать умение мыслить нестандартно.
Правила игры: Класс делится на две команды, выбираются судьи. Командам раздаются блокноты для работы над задачами и флажки для определения момента готовности команды к ответу. Судьи получают карточки оценок команд, в которых отмечают количество набранных баллов, фиксируют нарушения дисциплины и назначают штрафы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Оборудование:
- блокноты и флажки для участников игры
- карточки оценок команд для судей.
Конкурс «Дефиниции»
На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины.
(за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)
2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)
3) римские воины (легионеры)
4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)
5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)
6) общественные бани (термы)
7) личная охрана императора (преторианцы)
8) римляне незнатного происхождения (плебеи)
9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)
10) право отменять распоряжения консулов или решения сената (право «вето»)
11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)
12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)
Конкурс «Хронология».
(за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) Сколько лет прошло от установления республики в Риме до захвата власти Цезарем? (460 лет)
2) Как ответил бы римлянин на вопрос: в каком году была установлена республика? (в 244 году от основания Рима)
3) Что было раньше: восстание Спартака или захват власти Цезарем? На сколько лет? (восстание Спартака, на 25 лет)
4) Сколько лет правил Октавиан Август? (44 года)
5) Сколько лет просуществовала Римская республика? (482 года)
6) Какое событие было раньше: битва при Каннах или падение Карфагена? На сколько лет? (битва при Каннах, на 70 лет)
7) Сколько лет исполнится Риму в 2005 году? (2758 лет)
8) Сколько лет просуществовала Западная Римская империя? (81 год)
Конкурс «Крылатые выражения»
На карточках записаны крылатые выражения, необходимо определить, кому они принадлежат и по какому поводу произнесены: (за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) «Горе побежденным!» (Галльский вождь Бренн во время осады Капитолия в 390 г. до н.э.)
2) «Жребий брошен!» (Гай Юлий Цезарь перед походом на Рим в 49 г. до н.э.)
3) «Карфаген должен быть разрушен!» (сенатор Катон после второй Пунической войны) 4) «Пришел, увидел, победил!» (Гай Юлий Цезарь после разгрома армии Фарнака в Малой Азии)
5) «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии» (Пирр во время сражений с римлянами в 280 г. до н.э.)
6) «Чем гуще трава, тем легче косить!» (Аларих при нападении на Рим)
7) «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти!» (Гай Юлий Цезарь по поводу готовившегося против него заговора)
8) «Лучше умереть от железа, чем от голода!» (Спартак)
Конкурс «Древние рукописи».
За верное, аргументированное решение 5 баллов.
Текст 1. « И самый закон, если сопоставить его с той великой несправедливостью и корыстолюбием, против которых он был направлен, отличался мягкостью и умеренностью: людей, которых следовало бы отдать под суд за неповиновение законам и лишить противозаконно захваченного имущества с наложением штрафа, … закон повелевал лишь отказаться, притом за выкуп, от незаконного владения в пользу нуждающихся граждан. Как ни умеренна была эта реформа, народ готов был удовлетвориться ею и забыть прошлое, лишь бы оградить себя от несправедливостей в будущем. Но богачи и крупные собственники… ополчились против закона и самого законодателя…Однако они ничего этим не достигли. Страшным для врагов и непобедимым казался он, когда, стоя перед народом, толпившимся вокруг его трибуны, говорил в защиту обездоленных… Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, и они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а у них нет и клочка земли».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие? (Речь идет о земельном законе, предложенном Тиберием Гракхом в 133 г. до н.э.)
Текст 2. «В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось…А если опять внешняя война? Тут, конечно, надеяться не на что, кроме как на согласие граждан; всеми правдами и неправдами следует восстановить в государстве единство. Тогда-то и было решено направить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного, поскольку он и сам был родом из них. И вот, допущенный в лагерь, он, говорят, рассказал безыскусную историю: в те времена, когда не были в человеке согласованы все органы, как теперь, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились все члены, что их старания идут на потребу одному желудку, а желудок, сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Таким сравнением… изменил он настроение людей. После этого начались переговоры о перемирии, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности… и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие? (Речь идет о борьбе плебеев с патрициями и уходе плебеев на Священную гору в 494 г. до н.э.)
Конкурс «Кто есть кто?»
Учащимся предлагается по предложенным характеристикам определить исторических деятелей. За правильный ответ с первой фразы – 6 баллов, со второй – 5 баллов, с третьей – 4 балла и т.д.
Портрет 1.
1. После его убийства римский оратор Цицерон произнес: «Тиран убит, а тирания жива».
2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.
3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.
4. О могуществе и славе мечтал с юных лет. По его мнению, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
5. Носил титул «Отца Отечества».
6. В его честь был назван один из месяцев года.
(Гай Юлий Цезарь)
Портрет 2.
1.Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.
2. Под видом «заботы» о законах и правах людей жестоко пресекал любое недовольство и заговоры. С гордостью писал, что захватил и передал рабовладельцам для казни 30 тысяч беглых рабов.
3. Провозгласил восстановление Республики, а себя назначил хранителем государства.
4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.
5. Носил титул «Священный». День его рождения был объявлен праздником.
6. В его честь был назван один из месяцев года.
(Гай Юлий Цезарь Октавиан Август)
Портрет 3.
1. Античный автор Светоний считал, что «не было на свете лучшего раба и худшего господина», чем этот римский император.
2. Самолично участвовал в гладиаторских боях (это считалось уделом отверженных и рабов). Руководствовался принципом: «Мне можно все в отношении всех».
3. Настолько пренебрегал традициями прошлого, что хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата.
4. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»
5. Свое прозвище получил в связи с тем, что детство провел в военных лагерях, одетый в военную форму и сапоги крохотного размера.
6. Убит в результате заговора. Любопытно, что люди подозревали, что он сам распустил слух об убийстве, чтобы узнать, что о нем думают в народе.
(Гай Цезарь Клавдий Калигула)
Портрет 4.
1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, т.к. он демонстрировал свою щедрость и милость.
2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.
3. Был первым императором, лишенным власти при жизни. Сенат объявил его «Врагом Отечества».
4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.
5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины Золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покой были отделаны золотом и драгоценными камнями.
6. Для этого человека лавры актера были желаннее, чем власть. Перед своей смертью произнес слова: «Какой великий артист умирает!»
(Тиберий Клавдий Нерон)
Портрет 5.
1. Увенчан военной славой. Участвовал в 30 сражениях в Британии, за что удостоился триумфа.
2. Его предки не отличались ни знатностью, ни богатством. По воле легионов в преклонном возрасте стал императором.
3. Античный автор Тацит считал его единственным правителем, кого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону: он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову. Не был злопамятным и мстительным, заслужил славу справедливого человека.
4. По его распоряжению в Риме началось строительство знаменитого Колизея.
5. Обладал единственным пороком – скупостью. Вводил многочисленные налоги, в том числе с общественных уборных, что привело к появлению крылатого выражения «деньги не пахнут».
6. На смертном одре произнес фразу: «Увы, кажется, я становлюсь богом».
(Тит Флавий Веспасиан)
Портрет 6.
1. С юных лет служил в армии. Обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью.
2. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Плиний писал, что при нем «страх внушают не доносчики, а законы».
3. Желал быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: «Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо».
4. Расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию.
5. Сенат официально признал его наилучшим правителем.
6. Его прах захоронен в основании колонны на Форуме.
(Марк Ульпий Траян)
Портрет 7.
1. По легенде, победил своих соперников в борьбе за власть, повелев изобразить знак креста на щитах своих воинов, т.к. накануне решающей битвы увидел на небе яркий крест с надписью «Сим победишь».
2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.
3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.
4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашенные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслетов.
5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.
6. Основал новую столицу государства, названную его именем.
(Гай Флавий Константин I Великий)
Портрет 8.
1. Этот человек обладал таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица.
2. Его время было печально знаменито обилием несчастий и невзгод, обрушившихся на Рим, начиная с набегов варваров и кончая эпидемией чумы, от которой император скончался.
3. Его перу принадлежит философское сочинение на греческом языке «К самому себе».
4. Тяготясь императорской властью, добросовестно выполнял все обязанности правителя. Ненавидел войну, но почти все правление провел в войнах и походах.
5. Оказался единственным из римских императоров, изображенным в качестве всадника.
6. Огорчен был не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого беспутного и жестокого сына.
(Анний Вер Антонин Марк Аврелий)
Конкурс «Смекалка»
За правильный ответ начисляется 5 баллов.
1. Награда.
В 390 г. до н.э. на Рим обрушилась страшная беда. Галлы захватили город, устояла только крепость на Капитолийском холме. Изнуренные голодом и усталостью защитники крепости спали, не подозревая о готовившемся штурме. Внезапно тишину нарушил гогот священных гусей храма богини Юноны. От их гогота и хлопанья крыльев проснулся Марк Манлий, знаменитый воин, бывший консулом три года назад. Среди всеобщего смятения он кинулся вперед и ударом щита сбил вниз галла, уже стоявшего на вершине. Покатившись вниз, галл в падении увлек за собой тех, кто поднимался вслед за ним, а Манлий разил остальных. Но вот на помощь подоспели другие римляне. Капитолий был спасен, а смелый воин получил самую высокую награду, какая могла быть в осажденной крепости.
Предположите, какую награду получил Марк Манлий?
(Каждый принес к нему в дом по полфунту муки и по кварте вина, что в условиях голода было величайшим доказательством любви и признательности)
2.Меч и циркуль.
В VI в. до н.э. Ксенофан по поводу того, что все почести достаются не мудрецам, а атлетам говорил: «Напрасный и несправедливый обычай – давать предпочтение силе перед благой мудростью». История разрешила этот спор в городе Сиракузы, показав, на какие чудеса способна человеческая мысль, направленная на благородную цель защиты своего отечества. Долгим сопротивлением римлянам город был обязан не полководцу, а величайшему ученому древности.
Предположите, о каком ученом идет речь?
(Сиракузы защищались с применением технических изобретений Архимеда)
3. Хитрость Ганнибала.
Полководец Ганнибал был мастером военных хитростей, устраивал своим врагам многочисленные ловушки. Во время войны с Римом войска Ганнибала захватили несколько поместий римских богачей, в том числе поместье командующего римской армией. Ганнибал приказал своим воинам спалить и разграбить все кругом, но запретил трогать поместья командующего. Более того, он приставил стражу, чтобы там ничего не повредили и ничего оттуда не похитили.
Предположите, в чем заключалась хитрость Ганнибала?
(Суть хитрости заключалась в том, чтобы опорочить командующего в глазах римлян)
4. Кто лучший полководец древности?
В сочинениях Плутарха есть рассказ о последней встрече двух врагов – Сципиона и Ганнибала в Сирии. В беседе, затрагивались вопросы военного искусства. Сципион попросил Ганнибала назвать трех лучших полководцев всех времен и народов. Ганнибал первым назвал Александра Македонского, вторым – царя Пирра, третьим – себя. Сципион был уязвлен, но не показал этого, улыбнулся и спросил, на какое место поставил бы себя Ганнибал, если бы одержал победу над ним, Сципионом. Ответ понравился римлянину больше предыдущего, потому что Ганнибал во втором случае поставил на первое место себя, на второе – Александра Македонского, а на третье – Пирра.
Предположите, почему последний ответ понравился Сципиону?
(Ганнибал дал понять Сципиону, что считает его непревзойденным полководцем и самым опасным врагом)
5. Последний триумф Цезаря.
Победив своих противников в гражданских войнах, Цезарь в 45 г. до н.э. отпраздновал в Риме свой последний триумф. Однако этот триумф не обрадовал римлян, а крайне огорчил их. Многие говорили, что Цезарю следовало бы стыдиться такой славы, а не гордиться ею.
Предположите, чем объяснялось такое отношение римлян к последнему триумфу Цезаря?
(Последняя победа Цезаря была одержана над римлянами)
6. Марк Аврелий и заговорщики.
Римский император Марк Аврелий был человеком высоких моральных принципов, обладал глубоким умом и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. Однажды против него поднял восстание один из полководцев. Восстание подавили, полководец был убит, но письма, адресованные его сторонникам из числа приближенных императора, попали в руки Марка Аврелия.
Предположите, как поступил император с попавшими в его руки письмами?
(Марк Аврелий приказал сжечь их, не распечатывая)
7. Запреты на горячую пищу.
В многоэтажных домах Рима, где жила беднота, не было возможности приготовить горячую пищу. Харчевни были местом, где люди встречались, ели горячую похлебку, беседовали, отдыхали. Между тем императоры издавали указы, которые запрещали или ограничивали торговлю горячими блюдами в харчевнях.
Предположите, в чем причина императорских запретов на торговлю горячей пищей?
(Императоры опасались заговоров и подозревали их всюду, где могли собираться кампании людей, даже в харчевнях)
8. На особом положении.
Эти люди имели большие преимущества по сравнению с другими жителями Рима. Все уступали им дорогу. В цирках и амфитеатрах им предоставлялись почетные места. Если осужденного вели на казнь и на пути встречали этого человека, то казнь отменялась. Однако немногие родители желали бы подобной судьбы своему ребенку.
Предположите, о ком идет речь?
(Речь идет о весталках – жрицах богини огня и домашнего очага Весты)
9. Неизвестный продукт.
По подсчетам археологов, этому продукту 6 тысяч лет. Его применение напрямую связано со знаменитыми термами. Римляне взяли его у галлов, использовавших для этого растительное масло и красную земляную краску. В России оно получило распространение со времен Петра I.
Предположите, о чем идет речь?
(Речь идет об обыкновенном мыле)
10. Драгоценный дар.
Аларих, вождь готов, потребовал от римлян «все золото, все ценности, всех рабов» в обмен на единственный дар с его стороны.
Предположите, что пообещал Аларих римлянам?
(В обмен на огромный выкуп он оставлял им жизнь)
Список использованной литературы.
1. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М., 1996.
2. Драхлер А.Б. Всеобщая история. (Вопросы к олимпиаде). М., 2002.
3. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996.
4. Литвинов А.В. История становится ближе. М., 1996.
5. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М., 1998.
6. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М.,1990.
7. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1994.
8. Трухина Н.Н. История Древнего Рима. М., 1993.
9. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990.
10. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 2002.
11. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок по теме : " Древняя Греция"
Данный урок содержит материал по повторению и обобщению знаний учащихся по теме " Древняя Греция". Данный урок проходит в виде игры " Виртуальная экскурсия" по Элладе. Учащиеся в течение урока повторя...
Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс
33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...
Повторительно-обобщающий урок по теме " Древняя Греция"
Данный урок позволит: •систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции •повысит интерес к изучению истории • продолжит развитие логических способностей, умение грамот...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"
С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....
разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"
Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...