- Мотивационно – целевой этап.
Стадия вызова /10 минут/
Прогнозирование темы урока.
Целеполагание.
| 1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. 1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?
1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. 1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье» Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ») 1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение, Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения) Работа над текстом-обманкой.
Контрольно – оценочная деятельность. - Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём? П о с л е обсуждения: Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока | Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии. - Отвечают: Историю Древнего Египта.
Примерные ответы: - Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.
- Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.
- Отвечают - Двуречье
- История Двуречья
- Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик
|
- Осмысление
/20-25 минут/ | 2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67) 2.2. Организует работу в парах - «Мозговая атака» Цель: выяснить линии для сравнения
2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске 1 группа - черты сходства 2 группа - черты различия 3 группа - текст с историческим документом - Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.
Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?
2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу. Задает вопросы, как называли жителей Двуречья?
Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ
2.6.Предлагает решить задачу на линии времени отметьте образование государства в Двуречье и поселка Крапивна и указать насколько раньше образовалось государство в Двуречье 2.7. Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ» Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ» Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам? Признаками, какого понятия являются все эти элементы?
Предлагает сделать вывод
2.9. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья. Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем
2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья? Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ
| - Высказывают предположения, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
- Работа в парах обсуждение, выделение основных характеристик
- Запись на доске, отбор наиболее важных
Климат, почва, растительность, занятия
ЕГИПЕТ | ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ | ДВУРЕЧЬЕ | теплый климат | климат | теплый климат разливы рек сильнее | плодородная | почва | плодородная |
| растительность |
| земледелие, ремесло, строительство каналов. | занятия | земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины |
- Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
- Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.
- предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей
- Примерные ответы учеников:
- жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых
- Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой
- Рассматривают слайды, предполагают, что города имели своего правителя и чиновников, имелась казна, города имели свои законы, армию.
- Отвечают, что государства
- Делают вывод: т.о. в Двуречье города были городами - государствами
- Рассматривают слайды
- Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись
- Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись
|