Конспект урока: "Древнее Двуречье".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока истории Древнего мира. Урок - образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._drevnee_dvureche.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории Древнего мира.
Урок – образ.
Тема: «Древнее Двуречье».
Цели и задачи: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска или проектор, современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», распечатанная карта Двуречья для каждого ученика, дневник путешественника и «письмо археолога».
Ход урока.
Этап урока, ведущий метод | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
| Сообщение темы, целей, плана урока. |
|
| - Ребята, какие реки вы знаете? - Какая река протекает в нашем городе? - А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом? - А ведь такое место есть? | Дети включаются в разговор с учителем и отвечают на его вопросы. |
Во время работы с новым материалом идёт показ презентации по Древнему Двуречью. Работа по карте. Словарная работа. | - Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов: - Сколько глаз у человека? - Сколько ног у человека? - Сколько туфелек было у Золушки? - Самая плохая оценка? Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной. Сегодня мы поговорим с вами об удивительной стране древности – Древнем Двуречье. Само название о многом говорит. Сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, по ходу которого вы все станете исследователями. Вам выдадут карты, которыми можно пользоваться, отмечая всё самое необходимое. Ещё вы должны вести дневники путешествия, который будут прикреплены к карте. Из дельты Нила, через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. - Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? - Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? - Где эти реки берут начало? -Какая местность по берегам этих рек? (Учитель начинает рассказ о Двуречье). - В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. примерная дата возникновения государства – 7000 лет назад. - О древнейшей истории Двуречья мы знаем очень мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц, подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы. - На землях древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему? Вопрос: - Ребята, как связаны цифра 2 и Древняя Месопотамия? - Природа Южной Месопотамии. - Вся Вавилония, подобно Египту, перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течёт из Евфрата в другую реку Тигр. На ней находился город Нин. Из всех стран на свете, эта страна производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает в двести, а в хорошие годы – даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно, но не станем останавливаться на этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии. Оливковое масло вавилоняне совсем не употребляют, а только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мёд… -Ребята, посмотрите, загадочная цифра 2 проникла в земли Двуречья. Два красивых, богатых города – Вавилон и Нин (учитель ещё раз показывает транспаранты с названиями городов, предлагает детям записать их названия в дневники исследователей). - Двуречье – страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат. - Клинопись – вид письма Древнего Двуречья. | Два. Два. Два. Два. Дети рассматривают индивидуальные карты Двуречья и прикреплённые к ним дневники путешествия. Дети слушают рассказ учителя и отвечают на поставленные им вопросы. Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используя описания, сделанные Геродотом, который путешествовал по Древнему Двуречью, учащиеся отвечают на поставленный вопрос. - Две реки – Тигр и Евфрат. Дети слушают рассказ учителя. Дети ведут записи в дневниках исследователей. Дети делают эту запись в тетрадях – словарях. |
IV Керн. | Учитель предлагает детям прочитать письмо. Подземные гробницы. Работа с документом «Миф о потопе». Вопросы к документу: -Из-за чего возник потоп? - Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? - Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? - Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? - Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нём отразилась природа страны? что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел? | Дети читают письмо. Дети читают документ, отвечают на вопросы. |
V Встреча с персоной. | - У меня есть друг, который занимается археологией и изучает историю Древнего Двуречья. Он узнал, что мы с вами сегодня будем проходить его любимую тему, и передав мне письмо, попросил, чтобы мы ему ответили. Но когда я увидела его письмо, поняла, что оно не простое. Это настоящая загадка. Давайте попытаемся её разгадать. - Ребята у вас есть ровно две минуты, чтобы прочитать письмо и ответить на него. 1. Специальными дамбами люди защищали свои сады и огороды от разливов, где выращивали зелёный л.., ч.., о…цы. (Лук, чай, огурцы.) 2. В долинах рек водились дикие ль.., бег..оты. Там было множество птиц. Самая крупная из которых – стр.., при опасности прятала голову в землю. (Львы, бегемоты, страусы.) 3. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш….. давала до ста зёрен, а ф…….. пальма – до 50 плодов в год. (Пшеница, финиковая.) 4. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к…лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я….., пш….. . Вокруг селений зеленели ф…….. пальмы. (Каналы, ячмень, пшеница, финиковые.) | Дети делятся на группы по рядам, каждая получает конверт с «письмом археолога». Дети работают с «письмом археолога». |
VI Актуализация. | - Итак мои юные исследователи, вы поработали очень хорошо: никто из вас не получил оценку 2, ваши дневники пригодятся вам на наших следующих занятиях. Поэтому в качестве домашнего задания вам предстоит доработать ваш дневник и принести его на следующий урок. | |
VII Подведение итогов урока. | Учитель задаёт обобщающие вопросы по пройдённому материалу. | Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье урок №1 в разделе «Западная Азия в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Конспект урока "Древнее Двуречье" ФГОС
Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Древнее Двуречье"...
Конспект урока "Древнейшие государства Двуречья"
Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейшие государства Двуречья. Древний Вавилон"...
Конспект урока Древнее Двуречье
конспект урока всоответствии с ФГОС...
конспект урока "Древнее Двуречье"
конспект урока по истории Древнего мира. С применением технологии РКМЧП...
Конспект урока "Древнее Двуречье". 5 класс.
конспект урока Древнее Двуречье. 5 класс. учебник Вигасин А.А....