- Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Желаю вам успехов и открытия новых знаний сегодня на уроке. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова Г. Р. Державина (записаны на доске): Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. Беседа: - Как вы понимаете слова поэта?
- Как вы думаете, о чем эти слова?
- А что такое история?
Действительно, на уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далекого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А что мы уже с вами изучили? Что мы уже с вами знаем? | Здороваются, проверяют готовность к уроку.
Высказывают предположения: Что это слова об истории, о прошлом, что прошлое с течением времени забывается и лишь такая наука как история помогает нам знать о событиях прошлого. История – это наука о прошлом и настоящем человечества. Мы уже изучили первобытность и одну из первых появившихся в истории цивилизаций Древний Египет. |
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Молодцы! Сегодня мы с вам отправимся в новое путешествие по реке времени. Я предлагаю вам сегодня отправиться в далекое путешествие и посетить новую страну – Древнее Двуречье. Согласны? А что нам необходимо приобрести, чтобы отправиться в путешествие? Конечно же, билеты. Билет мы получим, если выполним задание: Игра «Крестики -нолики» (работа в рабочих листах): - Правителей Древнего Египта называли василевсами.
- Столицей Древнего Египта был город Мемфис.
- Самыми грамотными людьми в Древнем Египте были писцы.
- В Древнем Египте не существовало письменности.
- Материалом для письма в Древнем Египте служил папирус.
- Жрецы в Древнем Египте – это служители богов, только они могли разговаривать с божествами и ухаживать за ними.
- В Древнем Египте существовало только одно божество – Амон-Ра, которому поклонялись египтяне.
- В Древнем Египте возникли знания по математике, астрономии, , были составлен календарь и изобретены водяные часы.
- Храмы – жилища богов, в котором находились их статуи.
Сколько ноликов у вас получилось? Да, всего 3, а теперь соедините крестики так, чтобы получилась цифра. Какая цифра получилась? у кого получилась цифра 5 – ставьте себе 5 баллов – результат высветить на слайде. | Заполняют нужные клетки в рабочем листе, если согласны с утверждением ставят Х, не согласны – 0. Проверяют результаты, оценивают свою деятельность. |
- .Целеполагание
Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач. | Итак, с заданием вы справились, билет у нас на руках, пора собираться в путь. Что нам необходимо собрать в дорогу? Конечно же чемодан! Так, за окнами холодная осень. Я, пожалуй, возьму с собой теплую шапку, варежки, валенки (???)А вы? А куда мы вообще едем? Кто внимательно меня слушал в начале урока? Верно! Запишите тему сегодняшнего урока - Древнее Двуречье. Так что нам нужно знать, чтобы собрать чемодан? Формулировка целей и задач урока через слова помощники: ПОЗНАКОМИТЬСЯ со страной Древнее Двуречье; УЗНАТЬ, где находится эта страна; ВЫЯСНИТЬ, каковы климатические условия Древнего Двуречья, ее природа; ОПРЕДЕЛИТЬ, чем занимались жители этой страны; ПРОЧИТАТЬ о религии и знаниях жителей этой страны. Как только мы выполним все эти задачи, мы сможем собрать наш чемодан. | Высказывают гипотезы, формулируют тему, цели и задачи, записывают план урока. |
- Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний | Класс делится на 4 группы, каждая группа получает своё задание. Заполним декларации и получим визы. 1 группа: Географическое положение Древнего Двуречья, природа и климатические условия. Задания: - Прочтите пункт 1 параграфа 13 стр.65 – 66.
- Заполните пропуски в тексте:
Древнее Двуречье находится между двумя большими реками _______ и __________. Поэтому эту страну называют Двуречье или _____________________. Почвы здесь удивительно _____________, потому что рядом находятся ___________. Но в этой стране случаются частые ______________, поэтому наводнения разрушали постройки и хозяйство жителей. Чтобы наводнения не смывали посевы на полях жителям приходилось строить __________ насыпи по берегам рек. - Рассмотрите карту в атласе стр 8, найдите реки Тигр и Евфрат, найдите страну, которая расположена между ними, как она называется?
- Покажите на большой карте все, что нашли в атласе.
2 группа Жизнь и основные занятия жителей Древнего Междуречья Задания: - Прочтите пункт 2 параграфа 13, стр 66 -67.
- заполните пропуски в таблице
| Народ создавший первые государства в Древнем Двуречье. |
| Селения шумеров, располагающиеся на берегу рек. |
| Самые крупные города Древнего Двуречья | Все постройки в Древнем Двуречье делались из |
| Глиняные кирпичи делали так: |
|
Слова для справок: сушили на солнце, Ур и Урук, глиняных кирпичей,города, шумеры 3 группа Религия Древнего Двуречья. Задание - прочтите п3 параграфа 13 стр. 67
- приведите в соответствие карточки/
- разместите карточки на доске в правильном порядке.
- Расскажите, что вы узнали о религии Древнего Двуречья.
храм, Шамаш, Син, Эа, Иштар, жрецы, знания Древнего Двуречья; ступенчатая башня, бог Солнца, бог Луны.бог Воды, богиня плодородия и любви, беседовали с богами, наблюдения за движениями солнца и луны, календарь, предсказание судьбы, 60 – священное число, ча – 60 минут, окружность – 360 градусов. 4 группа Письменность и знания Древнего Двуречья - Историческая задача: Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников и профессии их отцов. Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени ? (писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью)
- Прочтите п 4 параграфа 13 стр 67 – 68.
- Ответьте на вопросы: Почему в Древнем Двуречье было сложно научиться писать? Кого, как и чему обучали в школе?
Через 7-10 минут группы отчитываются по своим заданиям. По ходу их выступления. Общие, главные моменты появляются на доске и слайдах. Во время выступления группы, класс работает с определенным заданием по рабочему листу. После выступления группы делается обобщение по заданию и самопроверка обучающимися, выставление баллов.
| Выполняют задания, отчитываются, рассказывают о полученных знаниях. Каждый учащийся в ходе отчетов групп выполняет задания в рабочих листах. После сверки, оценивает себя. |
- Первичное закрепление.
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию | - Проводится игра, которая одновременно заменит физминутку
Условие игры. Учитель зачитывает утверждение, если дети согласны – хлопают, не согласны – топают: - Двуречье иначе называется Междуречье (Да).
- Двери у бедняков были деревянные. (Нет)
- Ур и Урук – это название рек (Нет).
- Бога Солнца звали Шамаш (Да)
- К богине Иштар обращались с просьбами об урожае и детях, (да)
- Клинопись – это узоры на посуде(нет)
- Жители Древнего Двуречья писали на папирусе (нет)
- Дерево в Двуречье было очень дорогим, а потому жилища строили из глиняных кирпичей (да)
- Благоприятными условиями для земледелия в Двуречье были плодородные почвы(да)
- Неблагоприятными условиями для земледелия в Двуречье были частые разливы рек и наводнения (да)
Если время позволит – можно решить историческую загадку из учебника стр 69 Возвращаемся к целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Обсуждаем по порядку, что узнали, что выяснили и т.п. по ходу обсуждения на слайде появляются карта, изображение города, клинопись и т.п. Так что же мы возьмем с собой в чемодан? (летние вещи т.п.) В конце высвечивается надпись: Добро пожаловать в Древнее Двуречье! Итак, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Это государство мы с вами будем еще изучать дальше после каникул. Оценочные характеристики, выставление отметок (активно работавшим детям, остальные получат отметки после проверки рабочих листов). Обсуждение баллов, которые дети поставили себе сами.
|
Выполняют упражнения.
Выдвигают версии.
|
- Итог урока (Рефлексия деятельности).
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса | В рабочих листах: Закончите следующие предложения : - На сегодняшнем уроке я понял(а), узнал(а)…………..
- Особенно мне понравилось…….
- Меня удивило ……….
Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку. Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!
| Оценивают свою деятельность. |