- Мотивационно – целевой этап.
Стадия вызова /10 минут/
Прогнозирование темы урока.
Целеполагание.
| 1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. 1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?
1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. 1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье» Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ») 1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение, Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения) Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»
Контрольно – оценочная деятельность. - Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём? П о с л е обсуждения: Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока | Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии. - Отвечают: Историю Древнего Египта.
Примерные ответы: - Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.
- Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.
- Отвечают - Двуречье
- История Двуречья
- Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик
- Один ученик выполняет работу на доске
|
- Осмысление
/20-25 минут/ | 2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67) 2.2. Организует работу в парах - «Мозговая атака» Цель: выяснить линии для сравнения
2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске 1 группа - черты сходства 2 группа - черты различия 3 группа - текст с историческим документом - Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.
Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу. Задает вопросы, как называли жителей Двуречья?
Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.6.Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу» В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. 2.7. Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ» Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой /на доске -изменения в КЛАСТЕР/ Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ» Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам? Признаками, какого понятия являются все эти элементы?
Предлагает сделать вывод
2.9. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья. Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем
/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья? Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ /на доске -изменения в КЛАСТЕР/
| - Высказывают предположения, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
- Работа в парах обсуждение, выделение основных характеристик
- Запись на доске, отбор наиболее важных
Климат, почва, растительность, занятия
ЕГИПЕТ | ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ | ДВУРЕЧЬЕ | теплый климат | климат | теплый климат разливы рек сильнее | плодородная | почва | плодородная |
| растительность |
| земледелие, ремесло, строительство каналов. | занятия | земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины |
- Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
- Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.
- предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей
- Примерные ответы учеников:
- жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых
- Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой
- Рассматривают слайды, предполагают, что города имели своего правителя и чиновников, имелась казна, города имели свои законы, армию.
- Отвечают, что государства
- Делают вывод: т.о. в Двуречье города были городами - государствами
- Рассматривают слайды
- Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись
- Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись
|
3. .Рефлексия.
| 3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях. ?Задание:используя созданный в коллективной работе Кластер, ответить на вопросы слайда «Закончи предложения»
Ответ предполагает: 1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат) 2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым) 3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив) 4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло) 5. Религия шумеров была … ( языческой) Оценка полезности урока и своего участия:(если позволит время) Что наиболее важным было на уроке? Какая информация представляется ценной для вас? Как это может помочь в учебе? Что было интересным? Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
Актуализация знаний на изучение материала следующего урока Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких мы узнаем на следующем уроке. Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - с.13-14. Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: Ученики, учитель, работник, разминающий глину. Выставляются оценки за урок.
|
|