план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Коновальцева Татьяна Владимировна

Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnee_dvureche.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

План  - конспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье»

Цели урока:

  1. Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры этой страны.
  2. Развивающая: учимся сравнивать, работать с исторической картой, рисовать гербы, красиво говорить.
  3. Воспитательная: воспитания уважения к обычаям и традициям другой страны.

Оборудование урока: карта «Древний Восток», пластилиновые таблички и острые палочки.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

План урока:

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация урока: в начале урока я напоминаю ребятам, что Древний Египет был не единственной цивилизацией Древнего Востока. В долине, по которой протекают реки Тигр и Евфрат, издревле существовали очаги земледелия. Страна, расположенная по берегам этих рек, называется Двуречьем или Междуречьем. На землях Двуречья не было ни камня, ни леса, а страна была богатейшей. Почему? Этот вопрос, наверное, заинтересовал вас,- но есть и другие, не менее интересные. С этими вопросами нужно обращаться к древним обитателям Двуречья. Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель Междуречья и расспросить его о стране, о нравах и обычаях, хозяйстве и природе.
  3. Объяснение нового материала:

Далее, преобразившись в крестьянина из Двуречья, я произношу первую реплику:

- О, милостивый Шамаш! Ты властвуешь над жителями всей Вселенной! Куда я попал?

Ребята отвечают, что крестьянин в школе, где детей учат грамоте.

- А… Так я, значит, в доме табличек, - так у нас называют школы, но мои дети никогда не ходят в дом табличек – мы слишком бедны для этого.

Эта инсценировка помогает ребятам погрузиться в атмосферу Древнего Двуречья.

- Как же мне вернуться на родину? Вы знаете, где находится Двуречье?

Школьники, конечно же не знают.

- А может быть, вы знаете, где Египет?

Ребята работают с картой.

- О! В Египте я был один раз. Я нанимался погонщиком в купеческий караван. Раз вы знаете, где находится Египет, я расскажу вам, как попасть оттуда в мою страну: нужно проделать очень долгий путь через перешеек между Средиземным и Красным морями, по Синайскому полуострову, пересечь пустыню – и вот мы в моей стране. ( работа с картой).

Двуречье – это не Африка, это Предняя Азия.

Ребята задают вопросы: Какие у вас реки? Что у вас растёт? Какой у вас климат?

- Летом у нас очень жарко, до +50. А у вас так бывает?

- Зимой у нас идут дожди. А у вас?

- Снег? А что это такое?

- Вот наши реки, быстрые и бурные, мы их любим и боимся. ( Учитель показывает и называет Евфрат и Тигр).

- Почему боимся? Знаете, какой мощный разлив у Тигра и Евфрата! Несколько раз сносило разливом моё бедное жилище. Мы недавно насыпали вдоль реки длинные холмы, чтобы во время разливов река не смыла наши деревни и не унесла в море урожай с полей. Но, как в Египте Нил, так и у нас река- наша кормилица. Как вы думаете, почему я её так называю?

Ребята говорят о том, что как в Египте, Тигр и Евфрат приносят на поле плодородный ил.

- Да, хорошая у нас земля, мягкая, плодородная, отличный урожай даёт. Но и работать приходится очень много: строить дамбы, рыть каналы, чистить их от песка – спины не разогнёшь. Вот вы и познакомились немного с моей страной.

Далее ребята спрашивают о главных занятиях.

- Раз у нас такие прекрасные земли, то и главное наше занятие – земледелие. Есть у нас и сады с яблонями, гранатовыми и инжирными деревьями. И, конечно же, мы выращиваем финиковые пальмы. Мы финики  очень любим, едим их свежими и сушёными; косточками мы топим печи, из листьев финиковой пальмы плетём циновки, верёвки, а древесину пальмы используем в строительстве, хотя мой дом построен не из дерева.

Ученики спрашивают, из чего же построен дом?

- В моей стране мало хорошей древесины, но есть такой материал, из которого можно сделать очень многое  - это глина.

- А что вы делаете из глины?- спрашивают ученики.

- Их глины мы делаем кирпичи для строительства дома, светильники, посуду, статуэтки и многое другое. Мы даже считаем, что и человека боги вылепили из глины.

- Я построил дом из глины, осталось сделать дверь. Кто побогаче, тот купит себе дверь из дерева, а я сплету занавеску из листьев финиковой пальмы.

- А в каких богов вы верите?

- Больше у нас почитают бога солнца - Шамаша. Любим мы, крестьяне, и доброго бога войны ЭА, - он питает влагой поля. Я часто молюсь богине Иштар, чтобы она даровала плодородие моему полю, а женщины молятся ей, чтобы у них рождались дети.

- У вас есть храмы, жрецы?

- Наши храмы похожи на высокие ступенчатые горы. ( можно показать на слайде). Там, на вершине храма, куда нельзя подниматься простым людям, наши жрецы беседуют с богами. О, жрецы – это очень мудрые люди, они могут по звёздам предсказать судьбу, предсказывают они и лунное затмение.

- А у вас строят пирамиды?

- Нет, мы пирамид не строим. Но лучше бы мы занимались таким строительством, чтобы почтить память наших властителей. То, что у нас творится, куда хуже.

- А что у вас творится?

- Даже рассказывать не хочется. У нас людей заставляют выпивать яд, чтобы они и после смерти служили своему хозяину в загробной жизни. Вместе с вельможей хоронят не только слуг, но и его жену, лошадей. Разве в Египте не так?

Ребята вспоминают особенности египетского погребального обряда (росписи гробниц, статуэтки слуг и т.д.)

- Вы умеете писать?- спрашивают ученики.

- Нет, я беден, я не ходил в дом табличек.

- Почему ваши школы называются именно так?

- Да потому что у наших учеников нет таких тетрадок и книжек, как у вас. Ученики сами делают для себя тетрадки. Догадываетесь из чего? Правильно, из глины: острыми палочками они пишут на сырой глиняной табличке. Посмотрите рисунок в учебнике, вот так выглядит наша школа. Ученики разных возрастов занимаются вместе. Много лет требуется мальчикам ( заметьте, ходят в школу только мальчики), чтобы научиться чтению и письму, счёту и астрономии, узнать наши сказания и мифы. Я вижу у вас на партах кусочки пластилина и острые палочки. Давайте представим себе, что вы находитесь в школе Двуречья, что пластилин – это глина, а я – ваш учитель, или как у нас говорят, отец дома табличек. Возьмите глину и сделайте таблички. Теперь начертите палочкой линии – строки. Теперь посмотрите на доску (учитель рисует знаки письменности Египта: нога, солнце, плуг). Теперь напишите эти слова на своих табличках. Получается? У кого будет получаться плохо – тот получит тростью по рукам. У нас именно так вразумляют нерадивых. Да, что-то у вас не очень красиво получается. Но я вас бить не буду, я понимаю, что глина не папирус, красиво не нарисуешь. Вот и в Двуречье со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Вот так пишется «нога», вот так «солнце» (изображает на доске клинописные знаки). Попробуйте теперь на глиняной табличке написать те же слова, но клинописными знаками. Вот теперь у вас получается чётко, красиво. Понимаете теперь, почему наше письмо называется клинописью?

- Да, на глине вы выдавливаете клинышки, это и есть ваше письмо.

- У нас есть и книги, они тоже сделаны из глины. Книга – это стопка глиняных табличек, исписанных мелкими клинописными знаками. Чтобы не рассыпать таблички  и не смешать их друг с другом, их хранили в ящиках.

- Вспомните, как называлась древнеегипетская письменность?

- Иероглифы.

- Что они обозначали?

- Или целое слово или сочетание букв.

- Вот и клинописные знаки могут обозначать целое слово или сочетание букв. Чтобы научиться писать, надо было выучить несколько сот знаков, заниматься много лет. Небогатым людям надо работать в поле, поэтому я не ходил в дом табличек. Да и порядки там, как вы поняли, строгие  (можно использовать хрестоматию или раздаточный матери ал и почитать жалобы ученика дома табличек).

- О многом, ребята, мы с вами поговорили, пора мне домой. До свидания.

Я снова преображаюсь в учителя.

- Ребята, наш гость ушёл? Обо всём его расспросили? Всё узнали? Сейчас я проверю.

- Что общего в природных условиях Древнего Египта и Двуречья?

-  Что общего в похоронных обрядах древних египтян и жителей Двуречья? В чём различия?

- Почему плохо сохранились храмы и города Древнего Двуречья?

-  Почему знаки для письма имели в Двуречье клинообразную форму?

Д\з - §13 и творческое задание: у каждой страны есть герб. Герб может нам рассказать и прошлом страны, о природе, о занятиях населения и т.д. ( можно показать гербы государств)  Подумайте, как бы мог выглядеть герб Древнего Двуречья. Нарисуйте герб.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

план-конспект урока по истории 6 класс

представлен план-конспект урока по теме:"Иван грозный:внутренняя и внешняя политика"...

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Конспект урока по истории 5 класс Древнее Двуречье

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».Тип урока: введение нового материала.Цели урока:Образовательные:сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общ...

План - конспект урока по истории 11 класс

Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг....