Методическая работа(выступления педагога, используемые технологии, приемы, методики)
статья по истории
В разделе содержаться материалы выступлений педагога, описание используемых технологий, методик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Ю.А. Конаржевский .
В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию презентацию информации Рефлексию способа деятельности Транслирует информацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся
Дидактические требования к современному уроку Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; Времясбережение и здоровьесбережение ; В центре внимания урока - дети; Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; Умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Утвержден приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. Раздел 11.2 «Общественно-научные предметы». Примерные программы по предметам. История 5-9 классы. Рабочие программы. Всеобщая история. История России Авторская программа Рабочая программа учителя Какие документы необходимо иметь
№ п / п Тема урока Кол. часов Тип урока Элемент содержания урока Планируемые результаты Виды и формы контроля Д/З 1 Введение 1 Урок изучения нового материала Что такое история и предмет ее изучения. Всемирная история. История Древнего мира как часть всемирной истории. Почему необходимо изучать прошлое человечества. Исторические источники. Счет лет в истории. Хронология. Лента времени. Наша (новая) эра. Счет лет до новой эры. Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. Личностные: осмысление социально –нравственного опыта предшествующих поколений , понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные : способность сознательно планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность Беседа с элементами дискуссии Самопроверка
Особенности построения урока Предмет История России. 6 класс. Технологическая форма представления деятельности по изучению темы 1. Тема Формирование Древнерусского государства 2. Результаты деятельности: 2.1. Личностные (ЛР): самоиндетификация ( Я-житель России, ее гражданин); смыслообразование (учебная мотивация) 2.2.Метапредметные (МПР): выполнение логических операций(выделение и характеристика признаков понятий, причино - следственных связей, соотнесения); работа с информацией(выделения главного в содержании), развитие речи, управление своей деятельностью(развитие внимания) 2.3. Предметные (ПР): признаки государства, причины и особенности процесса формирования Древнерусского государства 3. Оценка результатов: оценочные суждения учиителя и учеников, наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся 4. Цель: Сформировать представления о процессе образования Древнерусского государства через развитие компетентностей Планирование урока
Структура урока Целеполагание Актуализация знаний, мотивация Постановка учебной задачи, формулировка проблемы Решение учебной задачи, освоение нового материала (информационный блок) подведение итогов, рефлексия оценивание
Формулировка целей: Цели формулируются от учащегося, выступающего в качестве субъекта образовательной деятельности, например: В ходе занятия учащиеся смогут: получить представление…; освоить приемы…; приобрести навыки работы в малой группе…; усвоить понятия …; научиться формулировать собственные оценочные суждения по проблеме…; освоить приемы решения задач по теме… и т.д.
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ лит ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов
Мотивация Чрезвычайно важный элемент урока, так как именно она обеспечивает настрой на решение познавательных задач, организацию совместной деятельности . Может выступать в форме: Видеофрагмента работы с карточками или репродукциями картин музыкального фрагмента стихотворение демонстрация опыта эмоционального рассказа; притчи, басни, мудрого изречения и т.д. При этом важно, чтобы все это выходило на содержательную проблему урока, побуждало мысль школьников, формировало определенные аналогии, ассоциативные ряды.
Формулировка проблемы урока Проблема в самом сжатом виде представляет собой осознанный разрыв между желаемым и действительным, тем, что мы имеем, и тем, что мы хотим обрести Формулируя совместно с учащимися проблему занятия мы также определяем оптимальные средства и методы ее разрешения, то есть, то, что нам нужно, чтобы успешно разрешить проблему
Основная часть урока – информационный блок Может конструироваться самыми различными способами: лекция, беседа, рассказ, работа с учебником, иными источниками организация работы в малых группах проведение мозгового штурма организация дискуссии постановка эксперимента проведение учебной игры чаще всего применяется совокупность методических приемов
Новая технология – сущностная часть содержания образования - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
16 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
17 Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада : замысел- -реализация- -продукт
18 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
19 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии ЦОР как новое дидактическое средство обучение Экранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса ,
Задание ФГОС Докажите, что жители долины Нила создали государство. (История, 5 класс) Традиционное задание Расскажите об устройстве Египетского государства и занятиях его жителей
Знакомясь с мифом о Прометее ученикам можно предложить вопрос - в чем состояли самоотверженность и героизм Прометея? Что спасло Прометея от мучений? Прокомментируйте действия Гефеста .
Рефлексия выступает обязательным элементом урока строится на обсуждении степени реализованности целей занятия (что получилось, что не получилось) включает в себя оценивание результатов работы класса на уроке
Примеры организации рефлексии сегодня я узнал было интересно было трудно я смог я попробую меня удивило мне захотелось
Требования к оценке Оцениваться может все Объектом оценки является только способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изученном учебном материале и с использованием УУД Система оценки предусматривает уровневый подход: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень, пониженный уровень, низкий уровень. Оценивание предметных результатов в динамике с фиксацией и анализом.
Алгоритм самооценки учащихся Какое было задание ( учимся ставить цель) Задание выполнено верно или не совсем ( учимся находить и признавать ошибки) Выполнил самостоятельно или с чьей либо помощью ( учимся оценивать процесс) По каким признакам мы отличаем отметки (2,3,4,5) Какую бы отметку ты себе поставил Удалось выполнить задание ( сравниваем результат с целью)
Средства контроля специальные диагностические работы задания по отдельным универсальным учебным действиям - комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологическое основание нового стандарта - системно-деятельностный подход
Универсальные учебные действия Совокупность способов действий, которые обеспечивают способность ученика к самостоятельному освоению новых знаний
Дидактические требования к современному уроку Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества Времясбережение и здоровьесбережение В центре внимания урока - дети Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей Умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи
Традиционный урок 1.Пров ерка д / з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками
Традиционное задание Расскажите об устройстве Египетского государства Задание в свете новых требований Докажите, что жители долины Нила создали государство. (История, 5 класс)
Формирование Древнерусского государства 6 класс. История России Цель: Сформировать представления о процессе образования Древнерусского государства через развитие ключевых компетентностей
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ лит ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов
Ожидаемые результаты деятельности Личностные (ЛР) Самоиндетификация (Я - житель России, ее гражданин); Смыслообразование (учебная мотивация) Метапредметные (МПР) 1.Выполнение логических операций(выделение и характеристика признаков понятий, причино - следственных связей, соотнесения); 2.Работа с информацией(выделения главного в содержании); 3.Развитие речи; 4.Управление своей деятельностью(развитие внимания) Предметные (ПР) признаки государства, причины и особенности процесса формирования Древнерусского государства
Технология достижения цели
1этап. Самоопределение к деятельности ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Показывает фрагмент фильма "История государства Российского"(сочинение Н.М. Карамзина), предварительно задает вопрос: о чем фрагмент фильма? (фрагмент демонстрирует события 882 года, поход кн. Игоря в Киев, объединение двух государственных центров восточных славян) Просматривают фильм, анализируют материал, размышляют над вопросом Организует беседу: О чем сегодня пойдет речь на уроке? Предлагают и фиксируют тему урока
2 этап. Актуализация знаний, мотивация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Организует беседу для подготовки к усвоению нового материала: 1)Как вы думаете, почему важно помнить о возникновении нашего государства? 2) Вспомните признаки государства 3) Кто такие восточные славяне, покажите на карте территорию их расселения Высказывают свое мнение: 1.Мы - россияне, нам важно знать прошлое, чтобы понять настоящее. В этом наша сила. 2. Вспоминают признаки государства, записывая их в тетрадь. 3.Восточные славяне - племена, которые жили в Восточной Европе. На карте показывают расселение, комментируя ответ
3 этап. Постановка учебной задачи ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Предлагает ученикам сформулировать вопросы, которые будут рассмотрены в теме Формулируют вопросы: 1)Условия(причины) возникновения государства. 2) Как формировалось государство. 3) Управление Древнерусского государства.
4 этап. Решение учебной задачи ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Формулирует вопрос: после моего рассказа сформулируйте особенности этого процесса, вам придется ответить на мои вопросы. Рассказ учителя о создании государства с использованием презентации Слушают, анализируют материал, размышляют над поставленными вопросами, обобщают материал
4 этап. Решение учебной задачи(2 часть) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Организует работу в группах: формулирует з адания для групп 1)Найти в тексте учебника объяснение причин возникновения государства 2) Составить схему "Управление Древнерусского государства" 3)Выписать новые понятия и подчеркнуть в них главные слова Слушают
Задание1. Объясните условия возникновения Древнерусского государства Развитие торговли(хозяйственных связей) Рост городов Внешняя угроза
Задание 2. Впишите из предложенного списка в схему органы власти, должности Список: великий князь, местные князья, воевода, дружина, ополчение, старейшина тысяцкий Управление Киевской Руси
ЗАДАНИЕ 3. Из пункта 1 и 4 выпишите новые понятия, подчеркните в них главные слова
4 этап. Решение учебной задачи (Моделирование) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Организует беседу об алгоритме работы, правилах работы в группе Объясняют, как будут работать в группах
5 этап. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Наблюдает за работой учеников, корректирует групповую поисковую работу Работают с текстом в группах: 1.находят объяснение каждой причины 2.Составляют схему. 3.Выписывают понятия. 4.Определяют порядок представления позиции группы
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Тренинг. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Наблюдает за ответами учеников, координирует последовательность ответов, порядок обсуждения Представляют результат групповой работы. Сверяют ответы, объясняют ошибки
7 этап. Повторение ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Предлагает выполнить (составить из слов небольшой рассказ о возникновении нашего государства) Выполняют в группе задание
Составьте рассказ о появлении нашего государства, используя слова Рост городов, кн. Рюрик, развитие торговли(хозяйственных связей), великий князь, Новгород, Киев, Киевская Русь, Днепр, 862 г., 882 г., внешняя угроза, государство, местные князья, IX в., воевода, дружина, ополчение, тысяцкий.
8 этап. Оценка ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА Оценивает ответы учеников Участвуют в обсуждении, слушают
Рефлексия на уроке сегодня я узнал было интересно было трудно я смог я попробую меня удивило мне захотелось
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
ФГОС первого и второго поколений ФГОС первого поколения (1998,1999, 2004) ФГОС второго поколения Обязательное введение По мере готовности ОУ Начальная школа -2011 Основная школа – 2015 Старшая школа - 2020 Начальная школа -2010 Основная школа – 2012 Старшая школа - 2023
Сравнение стандартов первого и второго поколений Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Статус – ведомственный документ Статус –общественный договор (семья, общество, государство)
ФГОС –общественный договор Семья Личная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Государство Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Общество Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ДОГОВОР
Сравнение стандартов первого и второго поколений Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Стандарт –обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускников Стандарт – система требований три «Т»: К структуре основных образовательных программ(ООП) К результатам освоения ООП К условиям реализации ООП
Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена « неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС ООО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Структура образования (учебный план включает: Вариативная часть Инвариантная часть) Структура образования -дополнительное введение 10 часов внеурочной
Соотношение частей ООП Ступени ОУ Обязательная часть, % Вариативная часть, % Начальная школа 80 20 Основная школа 60 40 Старшая школа 40 60
Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена « неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Основы школьного стандарта Стратегия 2020 Идеологическая и концептуальная основа: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России Научная основа : деятельностный подход и фундаментальное ядро содержания общего образования ФГОС
Фундаментальное ядро образования - базовый документ для создания БУП, программ, учебно-методических материалов, и пособий Система базовых национальных ценностей Система базовых научных знаний(понятий, фактов, идей, методов, теорий) Система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ И УМК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ: КРИТЕРИИ, ПРОЦЕДУРЫ, МЕТОДЫ, ИЗМЕРИТЕЛИ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УМЕНИЯ И ПРМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС ООО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Главная задача школьного исторического образования
Цели изучения истории в школе формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности , раскрывающейся полностью только в обществе и через общество выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов
Цели изучения истории в школе формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества; выработка проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества; развитие стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности развитие способностей на основе исторического анализа и проблемного подхода (руководствуясь принципами научной объективности и историзма) осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи, взаимообусловленности
Планируемые результаты освоения учебной программы (История России. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс) Выпускник научится: определять место исторических событий во времени объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов использовать историческую карту как источник информации проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных источников описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные, существенные черты…. объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
Формы организации учебно-исследовательской деятельности Урок-исследование Урок-лаборатория Урок- творческий отчет Урок изобретательства Урок «Удивительное рядом» Урок- рассказ об ученых Урок –защита исследовательских проектов Урок- экспертиза Урок «Патент на открытие» Урок открытых мыслей Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов Домашнее задание исследовательского характера, может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное по времени
Формы организации учебно-исследовательской деятельности (внеурочные занятия) Исследовательская практика обучающихся Образовательные экспедиции Факультативные занятия Ученическое научно-исследовательское общество Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ – главное средство развития умений Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Что такое имя числительное? П очему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.) П редставь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационная справка Количество школ -29 Количество педагогов - 50
Анализ кадрового обеспечения преподавания отечественной истории г.о.г. Бор Категория (8 ч. –не имеет; 4 ч. –вторая; 16 ч. –первая; 15 ч. –высшая ) Звание «Заслуженный учитель РФ» -1 Почетные звания и награды -5 Стаж работы (от 0 до 9 лет – 7 ч.; от 11 до 20 лет - 14 ч.; от 21 до 30 лет -13 ч.; свыше 31 лет - 11 ч.)
Цель проекта обеспечить методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в свете Концепции нового УМК и реализации требований историко-культурного стандарта на муниципальном уровне
Задачи проекта Сформировать у педагогов понимание значения ИКС в процессе преподавания истории Отечества на современном этапе Познакомить учителей истории с содержательными и методическими вопросами преподавания истории Отечества с учетом концепции нового УМК и требований ИКС (три линии учебников по отечественной истории издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово») Сформировать у педагогов представление о новых учебниках по Отечественной истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», внесенных в Федеральный перечень учебников Познакомить учителей истории с понятием ЭФУ, принципами организации образовательного процесса в условиях ФГОС с применением электронной формы учебников Обозначить необходимость прохождения курсовой подготовки по теме «Методическое сопровождение преподавания истории Отечества с учетом концепции нового УМК и ИКС
Ресурсное обеспечение проекта Сайт Российского исторического общества – http://rushistory.org/ Сайт НИРО – http://www.niro.nnov.ru// Сайт издательства «Дрофа» - http://www. drofa.ru// Сайт издательства «Русское слово» - http:// русское- слово.рф / Сайт издательства «Просвещение» - http://www.prosv.ru/
План реализации проекта Направления деятельности, мероприятия Сроки Ответственные Ожидаемый результат Информационное выступление семинаре РМО учителей истории и обществознания «Реализация требований ИКС в УМК по отечественной истории» 5 ноября 2015 Саблукова Е.В. Максимович Л.И. Тряпичникова И.В. Педагоги познакомятся: с нормативными документами(Концепцией нового УМК, ИКС); С новыми линиями УМК по отечественной истории; С особенностями ЭФУ Педагоги сделают выбор линии УМК по отечественной истории Выпуск буклета «Реализация требований Концепции нового УМК и ИКС по отечественной истории » (буклет) 10-15 ноября Саблукова Е.В. Максимович Л.И. Тряпичникова И.В. Педагоги получат возможность ориентироваться в вопросах Концепции нового УМК и ИКС Информационное выступление на семинаре зам. Директоров по УВР «Преподавание истории в свете Концепции нового УМК по отечественной истории и реализации требований ИКС» Конец ноября Саблукова Е.В. Максимович Л.И. Тряпичникова И.В. Администрация ОУ познакомятся: с нормативными документами(Концепцией нового УМК, ИКС); С новыми линиями УМК по отечественной истории; С особенностями ЭФУ.
План реализации проекта Направления деятельности, мероприятия Сроки Ответственные Ожидаемый результат Консультативная помощь педагогам 2015-2016 уч.г . Саблукова Е.В. Максимович Л.И. Тряпичникова И.В. Педагоги познакомятся: с нормативными документами(Концепцией нового УМК, ИКС); С новыми линиями УМК по отечественной истории; С особенностями ЭФУ Создание Портфеля учителя истории «Методическое сопровождение учителя истории по вопросам преподавания в свете Концепции нового УМК по отечественной истории и реализации требований ИКС» Декабрь 2015 Саблукова Е.В. Максимович Л.И. Тряпичникова И.В. Учитель получит возможность использовать материалы в педагогической деятельности в свете реализации ФГОС и требований Концепции нового УМК, ИКС по отечественной истории Практическое занятие «Особенности разработки урока с использованием ЭФУ» Февраль 2016 Саблукова Е.В. Максимович Л.И. Тряпичникова И.В. Педагоги познакомятся с технологиями проведения урока с применением ЭФУ Анкетирование педагогов по итогам реализации проекта Март 2016 Анкетирование покажет степень компетентности педагогов в преподавании отечественной истории с учетом требований ФГОС и ИКС
Проект плана повышения квалификации учителей истории* Год Планируемое количество человек Планируемые сроки Примечание 2015 12 Октябрь-декабрь 2016 9 Январь-апрель Год Прошли повышение квалификации в объеме свыше 72 часов Примечание 2014 11 2015 11
Механизм реализации проекта* 1 этап –планирование работы группы(определение основных форм и тематики проводимых мероприятий, сроков их реализации). Конец октября. 2 этап –реализация проекта(выступление перед педагогами, зам. директоров по УВР, создание и выпуск буклета, портфеля учителя истории «Методическое сопровождение учителя по вопросам преподавания в свете Концепции нового УМК и ИКС», проведение индивидуальных консультаций ) 3 этап – подведение итогов работы (анкетирование педагогов по итогам работы, анализ работы группы, аналитическая справка по результатам реализации проекта)
Мониторинг реализации проекта* Анкетирование педагогов по итогам работы (Анкета) Анализ работы группы, аналитическая справка по результатам реализации проекта
Контактная информация команды, выполнившей проект Саблукова Елена Владимировна (т.89092821150) Максимович Людмила Ивановна (т. 89601804763; maksimovich.li@mail.ru ) Тряпичникова Ирина Владимировна (т. 79058657313)
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления.
Диана Халперн определяет критическое мышление как «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».
Главная цель технологии развития критического мышления (ТКМ)– развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Основные особенности технологии «Развитие критического мышления»:
- целью образования является то, как ученик умеет управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Задача технологии - научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов (стадий): стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии и приемов (методов).
Ниже представлена характеристика стадий:
Стадия | Функции | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Стадия «Вызов» | мотивационная (побуждение к работе с новой информацией), информационная (побуждение интереса к теме), коммуникационная (обмен мнениями) |
|
|
Стадия «Осмысления» | ниформационная (получение новой информации) систематизационная (классификация полученной информации). |
|
|
Стадия «Рефлексия» | коммуникативная (обмен мнениями), информационная (приобретение новой информации), мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля), оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
|
|
Соотнесение этапов технологии с приемами
Стадия | Приемы, применение которых возможно на данной стадии |
Стадия «Вызов». Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | Таблица «З-Х-У» Верные и неверные утверждения Кластер Перепутанные логические цепочки рассказа предположения по ключевым словам Пропуск информации Вопросы «Дерево целей» |
Стадия «Осмысления» Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах | Маркировка с использованием знаковой системы «+» «-» «?» «V» (ИНСЕРТ) Кластер Фишбоун Ведение различных записей, бортовых журналов Поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока |
Стадия «Рефлексия» Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | Таблица «З-Х-У» Кластер Перепутанные логические цепочки Синквейн Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы Организация устных и письменных круглых столов Написание творческих работ |
Примеры использования технологии критического мышления на уроке.
Прием «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Описание приема:
Этап мотивации и акутализации («стадия вызов»): ученикам предлагается заполнить первую и вторую колонки таблицы. Колонка «Знаю» - это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения, вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
Этап урока «Рефлексия»( стадия «рефлексия). После обсуждения текста в группах или самостоятельно учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал», осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.
Какие умения формируются: обучение умению определять уровень собственных знаний, обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями
Пример. Тема урока 6 класс: Куликовская битва
Знаю (вызов) | Хочу узнать(вызов) | Узнал (рефлексия) |
Русской армией на Куликовом поле руководил Дмитрий Иванович Донской. Русская армия воевала с монголами, победила. После победы князь получил прозвище Донской. | Когда произошла битва? Как проходила битва? Почему русская армия победила? Почему мы помним о битве? | 1380 г. Описание хода битвы. Причины победы: -князь увеличил дружину - на помощь Москве пришли дружины из других русских земель - московского князя поддержала русская православная церковь Стойкость русских воинов - удачные действия засадного полка - дальновидность кн. Дмитрия Ивановича -Впервые русским удалось одержать победу над объединенными силами монголов |
Прием «Верные и неверные утверждения»
Описание приема.
Этап мотивации и актуализации ( «стадия вызов»): ученикам предлагаются утверждения, необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие, записать предполагаемый ответ.
Какие умения формирует:аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию.
Задание выполняется в парах или индивидуально.
Пример. Тема урока истории в 5 классе «Жизнь египетского вельможи».
Ученикам предлагаются в начале урока вопросы, необходимо
Вопросы:
- вельмож хоронили в гробницах (да);
- обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
- фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
- вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
- вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
- вельможа не работал (нет).
- вельможа носил много украшений (да);
Работа продолжается на этапе изучения нового материала ( «стадия осмысления»): используется текст (учебник, документ, др. источники).
Этап первичного закрепления: после прочтения текста, ученики соотносят его с ответами, находят ошибки. Если объем текста большой, можно разделить на несколько отрывков, которые распределяются по группам.
Этап подведения итогов урока («стадия рефлексии») : ученики объясняют ошибки, которые допустили в начале урока.
Прием «кластер»
Описание метода. «Кластер» (переводится как «гроздь, пучок») - способ графической систематизации материала. В центре записывается ключевое понятие (тема), рядом – понятия связанные с ключевым, стрелками, линиями соединяют их, демонстрируя связи. Алгоритм действий:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. Систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, между ними определяются связи, которые соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Этап мотивации и актуализации (стадия "вызов"):можно задать учащимся вопрос (в командах или индивидуально) по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске.
Пример. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. 8 класс.
Предполагаемые ответы учеников- основные направления, основные события, итоги и значение. После ответов, выстраивается начало «кластера».
Этап изучения нового материала. Возможно несколько вариантов использования приема на этой стадии. Первый вариант - учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы, обозначенные в кластере на стадии «вызов» в новом материале.
Второй вариант используем, если на стадии «вызов» не работали с «кластером». Учитель предлагает ознакомиться с информацией, называет тему (ученики сами могут ее определить), далее индивидуально или в группах ученики систематизируют информацию. Очень важна презентация «готового» кластера, когда демонстрируется связь между представленными элементами.
Этап первичного закрепления (стадия «осмысление») соотнесение своего кластера с другими.
Этап подведение итогов (стадия «рефлексии»): исправляются неверные положения, вносятся дополнения.
Какие умения формируются: работать с информацией; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение.
Внешняя политика России в 1725-1762 гг. 8 класс.
Война со Швецией 1741-1743 гг. гг
Семилетняя война 1756-1763(2) гг.
Мемелль +
Тильзит +
Гросс-Егерсдорф+
Цорндорф+
Берлин
Союз с Австрией
Предварительный просмотр:
Прием «синквейн»
Описание приема: «Синквейн» (французского слова – пять). Это стихотворение, из пяти строк, которое строится по правилам:
1.одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2.два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3.три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4.фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5.целая фраза, предложение, которое характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, отражает сущность темы. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Этап урока, на котором можно использовать - этап подведение итогов урока (стадия «рефлексия).
Варианты применения синквейна:
- предложить самостоятельно составить в конце урока;
- предложить ученикам вписать недостающие элементы или определить тему по четырем записанным строчкам.
Пример 1 (умение обобщать, характеризовать существенные, характерные черты эпохи):
Тема: Эпоха дворцовых переворотов. 8 класс.
- Эпоха
- Заговорщическая, крепостническая
- Ослабила, разрушила, закрепила
- Расширение привилегий дворянства при одновременном еще большем закабалении крестьян
- Борьба за власть различных дворянских группировок
Пример 2(умение обобщать, характеризовать существенные, характерные черты политики исторической личности):
Тема: Иван Грозный
- Первый царь
- Жестокий, непримиримый
- Воевал, реформировал, расширил
- Ухудшение экономического положения, закрепощение крестьян привели к кризису (Смуте)
- Укрепил центральную власть, ослабив власть бояр, церкви
Пример 3:определить имя князя по 4 строчкам. Урок обобщения и систематизации знаний: «Русь в 9- 1-й пол 12 в.»
Князь Олег | Князь Игорь | Княгиня Ольга | Князь Святослав | Князь Владимир |
1)… | 1)… | 1)…. | 1)… | 1)… |
Какие умения формируют: умение находить главные и существенные признаки исторических событий и явлений; анализировать и обобщать факты; представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству, коллективной и парной работе.
Предварительный просмотр:
Прием «Фишбоун»
Описание приема: суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора с помощью схемы, которая включает в себя четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Пример 1. Тема «Усиление Московского княжества». 6 класс.
Проблема: почему Москва стала центром объединения русских земель?
Причины (верхние косточки ): Москва находилась на пересечении торговых путей, защищенность территории, дальновидная политика князей, поддержка русской православной церкви, религиозный центр, твердый порядок передачи власти, росла численность населения.
Факты, раскрывающие деятельность московских князей (нижние косточки): Иван Калита добился ярлыка на княжение, Москва добилась права сбора дани со всех русских земель, московские князья исправно выплачивали ордынский выход, расширение московских владений, Юрий Данилович женился на сестре ордынского хана, строительство Москвы.
Вывод (хвост): политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, княжество превратилось в духовный центр.
Пример 2. "Причины феодальной раздробленности на Руси". 6 класс.
Заполняем 4 основных блока:
Причины феодальной раздробленности (голова) –почему распалось Древнерусское государство?.
Факты (верхние косточки): перестали делиться с Киевом, появилось дворянское сословие, междоусобные войны, расцвет экономики в княжетсвах.
Причины (нижние косточки ): не был определен порядок наследования; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
Вывод (хвост): феодальная раздробленность была неизбежной.
Пример 3. Принятие христианства на Руси. 6 класс.
Проблема (голова):- причины принятия христианства
Причины принятия (верхние косточки): необходимость укрепления великокняжеской власти, объединения народа на основе единой веры, повышение авторитета страны на международной арене.
Последствия крещения (нижние косточки ): укрепление государства, княжеской власти, повысился авторитет страны на международной арене, развитие письменности и языка, развитие нравственности на основе христианства.
Вывод(хвост): переход к христианству поднял государство на новую ступень развития.
Какие умения развивает: анализировать текст, выделять главное, суть понятий, основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
Предварительный просмотр:
Прием «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов».
Описание приема.
Учитель предлагает познакомится с текстом и сформулировать вопросы, записать их в таблицу из двух колонок: первая –колонка «тонких» вопросов, вторая –колонка «толстых» вопросов. “Тонким” считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ (дата, имя, термины, географическое название, название предмета или явления), а “толстый” вопрос требует размышления и развернутого ответа (почему произошло то или иное событие, какова его роль в истории, чем объясняется политика государства и т.д.). Затем на стадии рефлексии – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». Ниже представлены варианты формулирования вопросов, которые предлагаются ученикам в помощь.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
|
|
Пример. Тема: «Возникновение земледелия и скотоводства» (5 класс).
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
|
|
Какие умения формируются: умение проводить поиск информации, объяснять смысл понятий, описывать образ жизни людей, раскрывать характерные черты верований
Предварительный просмотр:
Прием «кластер»
Описание метода. «Кластер» (переводится как «гроздь, пучок») - способ графической систематизации материала. В центре записывается ключевое понятие (тема), рядом – понятия связанные с ключевым, стрелками, линиями соединяют их, демонстрируя связи. Алгоритм действий:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. Систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, между ними определяются связи, которые соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Этап мотивации и актуализации (стадия "вызов"): можно задать учащимся вопрос, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске.
Пример. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. 8 класс.
Предполагаемые ответы учеников - основные направления, основные события, итоги и значение. После ответов, выстраивается начало «кластера».
Этап изучения нового материала. Возможно несколько вариантов использования приема на этой стадии. Первый вариант - учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы, обозначенные в кластере на стадии «вызов» в новом материале.
Второй вариант используем, если на стадии «вызов» не работали с «кластером». Учитель предлагает ознакомиться с информацией, называет тему (ученики сами могут ее определить), далее индивидуально или в группах ученики систематизируют информацию. Очень важна презентация «готового» кластера, когда демонстрируется связь между представленными элементами.
Этап первичного закрепления (стадия «осмысление») соотнесение своего кластера с другими.
Этап подведение итогов (стадия «рефлексии»): исправляются неверные положения, вносятся дополнения.
Какие умения формируются: работать с информацией; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение.
Кластер: Внешняя политика России в 1725-1762 гг. 8 класс.
Война со Швецией 1741-1743 гг. гг
Семилетняя война 1756-1763(2) гг.
Мемелль +
Тильзит +
Гросс-Егерсдорф+
Цорндорф+
Берлин
Союз с Австрией
Предварительный просмотр:
Прием «Маркировка текста» (ИНСЕРТ)
Описание приема: во время чтения ученики делают пометки на полях, а после вносят информацию в таблицу.
Этап мотивации и актуализации: ученикам предлагается алгоритм работы:
1) делайте пометки на полях во время чтения (два значка: + и V, три значка: +,V,? или четыре значка: +,V,? ,-);
2)прочитав один раз, вернитесь к своим пометкам, возможно количество и форма значков изменится;
3) заполните таблицу, количество колонок соответствует количеству знаков;
V | + | _ | ? |
Поставьте знак, если то, что вычитаете уже известно или вам кажется, что вы знаете | Пометьте то, что для вас интересно и неожиданно | Пометьте то, что противоречит вашему представлению | Что-то неясно, возникло желание узнать больше. |
Этап изучения нового материала: ученики читают текст, делают пометки в тексте, заполняют таблицу, корректируют ее.
На этапе подведения итогов (рефлексия) происходит обсуждение каждой графы таблицы
Особенности организации:
- В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
- Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
- Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
- В 5 классе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
- Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.
Пример 1. Тема урока: «Реформы Петра I». 8 класс
- Ученики читают текст параграфа, заполняют таблицу:
V | + | _ | ? |
Петр I — первый российский император. | Издал "Табель о рангах" | Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. | Что еще нового появилось в России во время правления Петра I? |
2. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
3. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
4. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Пример 2. Тема урока «Великие географические открытия и их последствия». 7 класс.
V | + | _ | ? |
Колумб открыл Америку | Новое Колония- территория, потерявшая независимость. Конкитса- завоевание | Думал, что Колумб знал, что открыл новый материк | Что-то неясно, возникло желание узнать больше. Почему после этих открытий упали цены на золото, выросли цены на все товары |
Пример 3. Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. 8 класс
На стадии осмысления классу предлагается познакомиться с характеристикой Александра (раздаточный материал). При чтении учащиеся используют маркировочные значки: (приём «Инсерт»). Пометки делают на полях, в тексте.
Текст. Александр I: особенности характера.
Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, или так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя свободным только вне столицы, а еще лучше – вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же на протяжении всего царствования у Александра не обнаруживалось программы преобразований.
П.А. Строганов отмечал: “Император взошел на трон с наилучшими намерениями – утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…”
А. Чарторыйский, друг царя, писал: “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: “Ты все хочешь учить, а я – самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе”
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба.
После знакомства с предложенной характеристикой учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов - нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец и т.д
V | + | _ | ? |
Александр I сын Павла I и внук Екатерины II. | “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его
| абзацы, где говорится о взаимоотношениях отца и сына и участие Александра I в заговоре против отца, Павла I. | « Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба». Хотелось бы узнать почему. |
Какие умения формирует. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, становится зримым процесс накопления знаний, путь от старого знания к новому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значимость проблемы Противоречия и затруднения ФГОС: формирование универсальных учебных действий, включающих познавательные использование современных технологий, в их числе ТКМ достижение предметных результатов низкая мотивация к познавательной деятельности низкий уровень осмысленного понимания в процессе познания низкий уровень критического мышления разрыв между требованиями программы и реальными возможностями учеников Познание и освоение мира через освоение универсальных учебных действий , формирование личности готовой к саморазвитию и непрерывному образованию Технология развития критического мышления
ФГОС Концепция развития универсальных учебных действий (в их числе познавательные): А.Г. Асмолов Ситсемно - деятельностный подход : Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева. П.Я.Гальперина, Д.Б. Эльконина Методики формирования УУД :Г.К. Селевко Обобщение и ситематизация теоритического и накопленного опыта ТКМ: Д. Стил и К. Мередит / С. И.Заир-Бек и И.В. Муштавинская Закономерности познавательной деятельности : Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, Б.Блум, К. Роджерс Характеристика критического мышления и критически мыслящего человека: Д. Халперн, Дж. Барелл, Дж. Браус Ведущая идея: формирование познавательных УУД путем интерактивного включения учащихся в процесс обучения посредством ТРКМ
Включение учащихся в активное добывание знаний , осознанное применение приобретенных знаний на практике , что формирует способы умственных действий и самоуправляющие механизмы личности (способность к саморазвитию и самосовершенствованию) Технология развития критического мышления:
Стадия ТКМ - этап урока Прием ТКМ Какие познавательные УУД формируются Стадия «вызов» - этапы урока: 1.Вводно- мотивационный 2.Актуализации Таблица «З-Х-У» Верные и неверные утверждения Кластер Перепутанные логические цепочки - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) - определять и формулировать проблему, цель урока осуществлять синтез строить рассуждения анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
Стадия ТКМ - этап урока Прием ТКМ Какие познавательные УУД формируются Стадия «Осмысление»- этапы урока: 1.Изучения нового материала 2. Первичное закрепление пройденного Кластер Фишбоун ИНСЕРТ(маркировка текста) - извлекать и соотносить информацию из разных текстов -формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -устанавливать причинно-следственные связи -анализировать, сравнивать, классифицировать -устанавливать взаимосвязи - формировать умение смыслового чтения строить рассуждения Рассказывать об исторических событиях, их участниках структурировать учебный материал, выделять в нем главное критически оценивать материал, делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, аргументировать позицию переводить информацию в знаково-символические системы
Стадия ТКМ - этап урока Прием ТКМ Какие познавательные УУД формируются Стадия «рефлексия» – этапы урока: Подведение итогов Таблица «З-Х-У» Верные и неверные утверждения Кластер Перепутанные логические цепочки Синквейн - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи - делать выводы систематизировать анализировать - обобщать
Алексашкина Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 кл. Пособие для учителей общеобразовательных организаций/-М.Просвещение, 2014 Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/– М: Просвещение,2011 Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Российско-историческое общество/ https://historyrussia.org Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Образовательная энциклопедия/ http://odiplom.ru Примерная основная образовательная программа ООО (в ред. протокола N 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. http://www.consultant.ru Ревякин Е.Ю.Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/-Волгоград: Учитель, 2015 Сечина Т.И. Справочник учителя истории и обществознания/-Волгоград: Учитель, 2013 Халперн Д. Психология критического мышления// Электронная Библиотека - 6lib.ru. http://www.6lib.ru ФГОС ООО. М:Просвещение, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа (выступление на ШМО)
Выступление на ШМО. Отчёт по теме самообразования: «Возможности использования компьютера на уроках математики». У современной школы нет иного выбора, чем адаптация её к информационному век...
Современные образовательные технологиях и методики, используемые в практической профессиональной деятельности
1. Технология развития критического мышления учащихся.2. Игровые технологии. 3. Групповая технология. 4. Проектная технология....
Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"
В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....
Методический семинар на тему: "Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС"
Методический семинар на тему: "Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС"...
Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе
Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педаго...
Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...
Методическая учеба для педагогов "Бережливые технологии в образовании"
Опыт реализации проекта "Оптимизация размещения костюмов и реквизита в образовательном объединении "Танец для всех"...