Методический семинар на тему: "Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС"
проект на тему

Волкова Наталья Игоревна

Методический семинар на тему: "Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели семинара: рассмотреть инновационные технологии, направленные на реализацию ФГОС.  Выделить наиболее результативные, с точки зрения моего педагогического опыта. Проанализировать результаты их использования.

            В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

     Эти современные процессы и тенденции могут получить эффективное развитие только в том случае, если мы будем использовать передовой педагогический опыт, обеспечивающий стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений.

Выбор содержания Значимое обучение может появиться только тогда, когда можно «позволить ребёнку столкнуться с важными проблемами своего существования, чтобы он осознавал свои проблемы и спорные вопросы, которые он хотел бы решить».

Источником, провоцирующим обучение ученика, является реальная жизнь, а не требования учебной программы: «Ученик знает, что для поступления в математическую школу он должен хорошо знать математику; чтобы работать в крупной компании, он должен получить диплом ; чтобы стать психологом, надо провести собственное исследование для диссертации; нельзя стать врачом, не зная химии и биологии; нельзя водить машину, не выучив правила дорожного движения. Эти требования установлены жизнью, а не учителем ...».  Таким образом что бы чего-то добиться нужно  осуществить  проект.

Наиболее успешными являются те проекты, которые интересны детям и позволяют им реализовать свои потребности, поэтому тему проекта нужно выбирать вместе с детьми на основе его потребностей .

Методические рекомендации по реализации проекта "Археологические раскопки"

1 этап Анализ проблемы и поиск решения:

Задача учителя создать модель реальной ситуации и предложить детям окунуться в неё.

В школу доставили кусок породы с костями животных необходимо определить:

1. Географическое положение и природные условия залегания породы

2. Примерный видовой состав животных

Учитель озвучивает проблему и обсуждает её с детьми. Этот этап плавно перетекает в следующий

2 этап Целеполагание

Обучающиеся сами определяют цель а учитель только направляет и поддталкивает

Цель работы  Организация и проведение археологической экспедиции.

Задачи:

1. Изучить методику раскопок, необходимое оборудование и материалы.

2.  Собрать специалистов для экспедиции. Распределить обязанности.

2. Провести раскопки.

3. Извлечь  из окаменелости останки животных, описать их и  определить принадлежность животным.

4. Определить  примерное расположение места извлечения окаменелости по анализу почвы.

5. Составить отчёт об экспедиции.

3 этап Проектирование

Что такое Археология

 Археология -  это наука, изучающая по вещественным источникам историческое  прошлое человечества. Вещественныеисточники  это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие,украшения, посуда, произведения искусства всё, что является результатом трудовой деятельности..человека.  Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа обисторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции.

Палеонтоло́гия— наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д. , а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции. Палеонтологи исследуют не только останки собственно животных и растений, но и их окаменевшие следы, отброшенные оболочки, тафоценозы и другие свидетельства их существования.

Археологи имеют и свою специализацию, различая морскую, полевую и экспериментальную археологию. 

Требования к профессии археолог                                                                                  Профессиональный археолог должен уметь не только заниматься раскопками, но и правильно классифицировать находки, поэтому от него требуются глубокие знания в области истории древнего мира, а кроме того, хорошо рисовать, чертить, иметь навыки фотографа, а также знать принципы хранения и реставрации предметов древности, выполненных из различных материалов. 

Личные качества, необходимые для археолога                                                                          Профессия археолога связана с частой сменой мест работы, сменой климатических поясов и работу со всевозможными органическими веществами, что требует хорошей физической подготовки, выносливости, великолепного здоровья и отсутствия аллергии.                                 Кроме того, как правило, археологические экспедиции имеют высокую продолжительность, а поэтому от археолога требуется:

  1. коммуникабельность, 
  2. уравновешенность, 
  3. умение сохранять спокойствие в самых различных ситуациях,
  4. умение работать в коллективе.

4 этап  Формирование групп.

Видеофрагмент "Методика раскопок"

  1. Копатели (осуществление раскопок, извлечение находок из земли)
  2. Фотограф  (Фиксация всех этапов проведения раскопок)
  3. Топограф (Составление плана местности в масштабе и с учётом сторон света)
  4. Геодезист ( пошаговое появления находок и составление схемы раскопок)
  5. Художник ( Зарисовка находок, и предполагаемых животных )
  6. Палеонтолог ( Идентификация костей животных, определение их размера, способа питания, и т. д.)
  7. Геолог (Изучение характера почвы, места её нахождения и природных условий данной местности)
  8. Хронометрист (Пошаговая фиксация находок,  и времени их обнаружения )
  9. Историк (описание и нумерация находок )

Распределение обязанностей.

 Подбор инструмента.

Для проведения раскопок используется правильно подобранный разнообразный инструмент: штыковые и совковые лопаты, совки с плоскими лезвиями с длинной и короткой ручкой, ножи, кирки или мотыги с длинными и короткими ручками, топоры, ломы, кувалды, пилы, специальные сита, тачка или носилки для переноса земли или транспортеры для ее переброски (при больших раскопках), шланги, лейки, спринцовки, ящики для находок, доски для откатки грунта, лебедки для подъема земли (если раскоп глубокий), щетки (жесткие и мягкие), метелочки, пинцеты, скальпели, корзины, ведра, мешочки для инвентаря, молотки, полиэтилен или другое защитное полотно, которое можно натянуть на раскопанное место, чтобы прикрыть предметы от солнца, аптечка.

В экспедиции необходимо иметь оборудование для фиксации и упаковки материалов: полевую тетрадь, карандаши, ластики, фломастеры, линейки, рулетки и треугольники, скрепки, бумагу, самоклеющиеся этикетки для инвентаря, скотч, специальные бланки этикеток, коробки для находок, шпагат, оберточную бумагу, метр складной, мерную рейку, строительный уровень, мел, фотооборудование, указательную стрелку для обозначения севера на фотографиях, компас, увеличительное стекло, рабочие перчатки.

5 этап  Раскопки

1. Разметка Работа Топографа

С помощью разметочных кольев, веревки, рейки, рулетки, компаса, молотка или топора размечается прямоугольный раскоп, поверхность разбивается на квадраты. Раскоп должен быть ориентирован по сторонам света, в случае необходимости раскоп можно заложить произвольно. Намеченная для раскопок площадь разбивается на квадраты.

Применяется различная нумерация квадратов. Можно нумеровать цифрами каждый квадрат. Чаще всего применяется буквенно-цифровая нумерация квадратов. Для этого одна сторона, предположим, север - юг, обозначается цифрами от 0 и выше, запад - восток в таком случае получают буквенные обозначения по точкам разметки. В итоге квадраты получают такие обозначения, как 1-А, 2-А, 1-Б и т.д.

Нужно начертить топографический план с соответствующими данными в масштабе. После этого можно приступать к раскопкам.

Видеофрагмент " Современная археология. Разведка и фотофиксация"

2. Закрепление групп за участками

Делимся на 2 группы. В каждой группе выделяем:

  1. Руководитель (следит за соблюдением правил безопасности, может участвовать в раскопках)
  2. Копатели (осуществляют раскопки и извлечение находок)
  3. Фотограф  (фото фиксация)
  4. Хронометрист ( составление отчёта, измерение глубины залегания кастей, фиксация времени)
  5. Историк ( описание и нумерация находок )

Повторяем обязанности.

Некоторые специальности на данном этапе не востребованы, поэтому они временно переквалифицируются на другие.

3. Произведение раскопок.

По итогам  этапа каждая группа предоставляет отчёт о раскопках.

 Видеофрагмент " Археологиеские раскопки "

Отчёт  Хронометриста Дата______________________

Начало раскопок __________________

Квадрат

Количество находок

Глубина, см

    Время

Количество извлечённых находок

1

Итого количество находок _________________________________________

Отчёт Историка Дата___________________

Описание находки

№ квадрата, где найдено

Размер

Глубина

Присвоенный номер

1

Отчёт об Археологических раскопках группы №______ Дата_______________________

В составе: Руководитель _______________________________________________________

Фотограф____________________________________________________________________

Копатели ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Хронометрист_________________________________________________________________

Историк______________________________________________________________________

Раскопки велись в квадратах ___________________________________________________

Время начала раскопок ________________________________________________________

Время окончания раскопок ______________________________________________________

Общее время раскопок _________________________________________________________

Общее количество находок _____________________________________________________

Число совместных находок с соседней группой ____________________________________

Чисто не повреждённых (целых) находок_________________________________________

Число находок повреждённых в ходе раскопок ____________________________________

На какой глубине обнаружена первая находка _____________________________________

С какой глубины извлечена последняя находка ____________________________________

Схема расположения находок на местности с указанием их номеров.

6 этап Идентификация находок

В уже выделенных группах присваиваются новые профессии и проводится идентификация находок.

  1. Руководитель
  2. Художники
  3. Палеонтолог

Для палеонтологов. Инструкция по определению размеров животных

Определите массу костей в граммах и рассчитайте по формуле массу животного в граммах. Переведите полученные массы в килограммы.

Масса животного = (масса челюсти*4 +200) * 9,6

Масса животного =  (масса черепа*2 + 300)*26

Масса  животного = (масса кости*5 -20 )*286

Масса животного = (масса зуба*8 +960)*500

Масса животного = (масса позвонка*9 + 830)*780

Определите длину животного измерив размер костей в сантиметрах. Переведите полученные значения в метры.

Длина животного = (длина челюсти -3) *15

Длина животного = (длина черепа + ширина черепа )*6

Длина животного = (длина кости + толщина кости у основания)*38

Длина животного = (длина зуба*6 +23)*40

Длина животного = (Длина позвонка*2 + ширина позвонка*1,5 )*157

Допускается отклонение от средней массы и длинны на 10-15 %

Номер находки

Масса, г

Длинна, см

Масса животного, кг

Длина животного, м

Предполагаемое животное.

1

7 этап Определение места залегания находок

Для геологов. Инструкция по определению типа почвы.

1. Возьмите образец почвы

2. Определите его цвет _____________________

3. Поместите его в пробирку и добавьте немного воды, взболтайте. Дайте почве отстояться. Есть ли в почве частицы легче воды? _____________________

4. Определите цвет раствора после оседания почвы _________________

5. Определите кислотность почвы, поместив в раствор индикаторную бумагу. Если она не изменила цвет, то почва нейтральная, если полоска окрасилась в красный цвет- почва кислая, если в синий - щелочная.   6. Пользуясь таблицей определите тип почвы.

Почва

Цвет

Цвет воды после растворения почвы

Наличие частиц легче воды

Кислотность

Дерново-подзолистые

серый

Серый

Да

Нейтральная

Серые лесные

Серый

Серый или светло бурый

Нет

Кислая

Чернозём

Тёмно-коричневй

Коричневый

Да

Нейтральная

Подзолисто-болотные

Серо-зелёный

Серый

Да

Щелочная

Болотные

Чёрно-зелёный

Зеленоватый

Нет

Щелочная

Аллювиальные пойменные

Бурый

Коричневый

Нет

Кислая

Тип почвы___________________________________

7. Возьмите немного почвы и сожмите между пальцами. Прилипают ли частички к пальцам? Слипаются ли частички почвы между собой? _______________________________________________________________________. Рассмотрите почву под микроскопом, положив немного на предметное стекло. Определите структуру: однородная или зернистая. _______________________________

Слипание частиц почвы между собой обеспечивает глина, а песок рассыпчатость и зернистость.

8. Сделайте вывод какая это почва глинистая или песчаная __________________________

9. По почвенной карте определите предполагаемое место раскопок. Заштрихуйте его.

10. По карте растительности определите тип леса в этой местности.___________________

 8 этап Защита проекта. Каждая группа подготовила подробный рассказ и презентации о проведении и результатах раскопок и выступили с ними.

9 этап Рефлексия.

Анкета для учеников:

1. Впервые ли ты делаешь проект? _________________________________________________

2. Интересно ли тебе было участвовать в проекте? ____________________________________

3. Ты доволен результатами проекта? _______________________________________________

4. Была ли решена в ходе проекта поставленная проблема? _____________________________

5. Узнал ли ты что-то новое при работе над проектом?_________________________________

6. Пригодятся ли тебе в жизни знания и навыки полученные в ходе проекта? ______________

6. Какой этап показался тебе самым сложным? _______________________________________

7. Оцени насколько слаженно работала ваша группа (по 5-ти бальной шкале)_____________

8.  Учит ли работа над проектом самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей? ______________________________________________

9.  Хотел бы ты принять участие в новом проекте? ____________________________________

10.  Если  да, то какая тема была бы для тебя интересна?_______________________________

Самоанализ.

Из выше сказанного следует, что учителю  для реализации требований  ФГОС нужно

  1. Учитывать личные интересы и возрастные особенности ребёнка и в соответствии с этим выбирать  содержание обучения
  2. Использовать на уроках и во внеурочной деятельности различные педагогические технологии.
  3. Предоставлять обучающимся свободу выбора и действий хотя бы на некоторых этапах обучения для повышения интереса и инициативы.
  4. Выбирать темы для проектов связанные с практической деятельностью человека
  5. При реализации проекта выбирать такие технологии которые будут способствовать развитию личностных и метапредметных результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"...

«Методический семинар» на тему: «Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»

«Методический семинар»на тему:«Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»...

Методический семинар «Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС II поколения».

Применение элементов  современных образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося....

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...