8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
методическая разработка по истории (8 класс)
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны выучить часть поэмы А.С. Пушкина "Полтава", подготовить на кружковой работе вырезки из фильма "Слуга государева" (2007 выпуска) (кадры Полтавской битвы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к открытому уроку по теме: Северная война: 1700-1721 гг. | 1.1 МБ |
15_uroku_vneshnyaya_politika._severnaya_voyna.docx | 86.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
После 2 похода (1696 г.) Россия получила выход к Азовскому морю. Но война с Османской империей не была завершена. Для войны с ней нужны были союзники. Наш урок будет посвящён войне, которая длилась 21 год и вошла под именем ….
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 гг.
2. О чём будем говорить сегодня? Какие поставим цели?
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ : РОССИЯ - … - Почему Россия была так заинтересована в войне против Швеции? РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ - … ДАНИЯ - … ШВЕЦИЯ - …
Объясните, почему России был необходим выход в Балтийское море? Кому принадлежали балтийские берега в XVIII веке? Когда эти земли были захвачены Швецией?
Начало Северной войны 1700 год
4. В чём была причина поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.? Какие уроки мог извлечь Пётр I из поражения под Нарвой? Какие меры были предприняты для укрепления армии? Какая армия называется регулярной?
27 июня 1709 г. – Полтавская битва
5. Прутский поход 1711 г. После Полтавы Россия овладела побережьем Балтики и Петр I решил сосредоточить внимание на черноморском побережье. В 1711 г. Турция, под давлением Карла XII объявила войну России. Петр во главе 35-тыс. войска двинулся на Балканы. Из-за распутицы армия растянулась почти на 30 км и ее атаковали турки Её неожиданно атаковала 180 тыс.турецкая армия и окружила русский лагерь. Турки предприняли ряд атак, но не добившись успеха вынужден был начать переговоры. Жена Петра предложила собрать драгоценности у жен офицеров и поднесла их визирю. В результате подписанного мира Россия возвратила Азов, разрушала укрепления в Таганроге, а турки выпустили армию со знаменами и артиллерией Екатерина I
Победы русского флота.
Победа русского флота В 1718 г. Карл XII погиб. На престол вступила его сестра Ульрика . Её окружение выступило за продолжение боевых действий с Россией и намечавшиеся мирные переговоры были сорваны. В 1720 г. Русский флот одержал победу у о. Гренгам и поражение шведов стало очевидным . Л.Каменев. Сражение русского и шведского флотов .
Ништадтский мир 1721 г. ИТОГИ: 1. Пётр I провозглашён императором Всероссийским. Россия стала империей; 2. Обеспечен выход к Балтийскому морю; 3. Россия превратилась в Великую морскую державу; 4. Вырос международный авторитет России.
РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я …. Самым полезным и интересным для меня было … Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось … Мне это необходимо для … Скажи комплимент данной теме …
Предварительный просмотр:
К открытому уроку Урок 15. Внешняя политика. Северная война: 1700-1721 гг.
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | 1. Познакомимся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; Определим значение Северной войны для России; Оценим роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне и превращение России в супердержаву; 2. Способствовать формированию у обучающихся умения анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа и представить результат своей деятельности в форме сообщения, презентации; формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважительное отношение к прошлому своей страны |
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации (видеоурок, анимированной презентации, кадры из видеофильма «Слуга государева. Полтавская битва») научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с Северной войной, установить логические связи между военными событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль русской армии и военно-морского флота |
Формы, приёмы, методы | Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы |
Предполагаемый результат | Знать: причины, ход и результат Северной войны; основные направления внешней политики; основные понятия темы Уметь: определять место и роль основных событий войны; объяснять причины происходящих на войне неудач и побед; анализировать результаты внешней политики Петра I; работать с картой по заданиям |
Компетенции, УУД | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные. Личностные |
Педагогические технологии | Метод проблемного – диалогового обучения, технология сотрудничества |
Оборудования и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями |
Основные понятия | Регулярная армия, рекрут |
Важные даты | 1700-1721 гг. – Северная война 1700 г. – поражение русских войск под Нарвой 1703 г. – основание Санкт – Петербурга 28 сентября 1708 г. – сражение у деревни Лесной 27 июня 1709 г. – Полтавская битва 1711 г. – Прутский поход 27 июля 1714 г. – разгром шведов у мыса Гангут 27 июля 1720 г. – победа над шведским флотом у о. Гренгам 1721 г. - Ништадский мир |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные события Северной войны
Основные события | Результаты и значение |
1699-1700 гг. – создание Северного Союза | В Северный союз вошли Россия, Речь Посполитая, Саксония, Дания |
1700 г. | |
1701 г. | |
1703 г. | |
1704 г. | |
1708 г. | |
27 июня 1709 г | |
1711 г. | |
1714 г. | |
1720 г. | |
1721 г. | |
Основные события | Результаты и значение |
1699-1700 гг. – создание Северного Союза | В Северный союз вошли Россия, Речь Посполитая, Саксония, Дания |
1700 г. – Константинопольский мир с Османской империей | Обеспечение нейтралитета Османской империи. Договор позволил Петру I вступить в Северную войну против Швеции |
1700 г. – Сражение под Нарвой | Русская армия потерпела поражение, потеряли всю артиллерию. Швеция направила основные свои силы против Польши |
1701 г. – сражение под Нетебургом (Шлиссельбург) | Первая победа русской армии |
1704 г. – взятие Дерпта и Нарвы | Поднимается дух русской армии; Россия закрепляет свои позиции на северо – западе |
1703 г. – на Неве заложен Санкт – Петербург и форт Кронштадт | Закрыли шведам путь в Россию |
1706 г. – отречение польского короля Августа II от престола. Король заключает мир с Швецией | Потеря Россией союзников и усиление позиции Швеции |
1708 г. – битва под Лесным («Матерь полтавской баталии») | Разгром шведского корпуса Левенгаупта. Лишение Карла дополнительных сил |
27 июня 1709 г. – Полтавская битва | Разгром шведской сухопутной армии; снятие опасности шведского завоевания России; восстановление Северного Союза; повышение международного авторитета России |
1711 г. – Прутский поход против Турции | Поражение русской армии. Потеря Приазовья, уничтожение крепостей Таганрог и Каменный затон |
1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут | Первая крупная морская победа России |
1720 г. – сражение у острова Гренгам | Победа русского флота |
1721 г. – Ништадский мир | Вхождение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингермарландии, части Карелии с Выборгом, островов Эзель и Даго. Превращение России в мировую державу. |
Физкультминутка:
А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Исходное положение: руки к плечам.
Потянулись, руки вверх (вдох – выдох).
Рывки рук перед грудью.
Повороты влево – вправо.
Приседания.
Садитесь на свои места, работаем дальше.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (задания к уроку для 7 этапа урока)
поэма А.С. Пушкина «Полтава»: |
1. И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскалённым, Стеной живою отражённым, Над павшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча
|
2. Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнутся шведы. О славный час! О славный вид! Ещё набор и враг бежит: И следом конница пустилась Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи. |
3. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катяться ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огонь окопов рвутся шведы… И битвы поле роковое Гремит пылает здесь и там; Но явно счастье боевое. Служить уж начинает нам. |
4. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой где гарцуют казаки. Равняясь строятся полки Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев. И се – равнину оглашая. Далече – грянуло ура: Полки увидели Петра |
№ этапа | Историческое описание | поэма А.С. Пушкина «Полтава» |
Начало боя, атака шведами русских редутов | ||
Затишье, построение войск перед главным сражением | ||
Главное сражение | ||
Разгром шведов и их бегство |
Историческое описание (к приложению № 2):
|
|
|
|
ОТВЕТЫ для учителя к приложению № 2:
№ этапа | Историческое описание | поэма А.С. Пушкина «Полтава» |
Начало боя, атака шведами русских редутов | 3 | 3 |
Затишье, построение войск перед главным сражением | 2 | 4 |
Главное сражение | 1 | 1 |
Разгром шведов и их бегство | 4 | 2 |
|
|
|
|
|
|
Для учеников, чтобы выучили наизусть
поэма А.С. Пушкина «Полтава»: |
3. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катяться ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огонь окопов рвутся шведы… И битвы поле роковое Гремит пылает здесь и там; Но явно счастье боевое. Служить уж начинает нам. |
4. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой где гарцуют казаки. Равняясь строятся полки Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев. И се – равнину оглашая. Далече – грянуло ура: Полки увидели Петра |
1. И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскалённым, Стеной живою отражённым, Над павшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча
|
2. Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнутся шведы. О славный час! О славный вид! Ещё набор и враг бежит: И следом конница пустилась Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи. |
|
|
|
№ этапа | Историческое описание |
Начало боя, атака шведами русских редутов | |
Затишье, построение войск перед главным сражением | |
Главное сражение | |
Разгром шведов и их бегство |
№ этапа | поэма А.С. Пушкина «Полтава» |
Начало боя, атака шведами русских редутов | |
Затишье, построение войск перед главным сражением | |
Главное сражение | |
Разгром шведов и их бегство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 7 классе по теме "Северная война 1700-1721 " с использованием ЭОР
Готовая разработка урока в 7 классе "Северная война" со ссылками на разные информационные источники.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информа...
Модель открытого урока по истории России в 8 классе "Русско - Турецкая война 1877 - 1878 г.."
Модель открытого урока по истории России в 8 классе Учитель истории Вацуро И.В.Концептуальная цель: развитие мировоззренческих целей учащихся, воспитание гражданственности. Тема урока: Русск...
Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....
ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»
План урока истории по теме «Внешняя политика России в эпоху Екатерины Второй»...
Северная война 1700-1721
Конспект урока,поможет и учителю и ученику в изучении и закреплении материала...
"Северная война 1700–1721 гг."
На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны....
Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс
Цель урока: - описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор...