Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka_emelyukovoy_n.n.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по истории в 7 «А» классе
по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
педагога Емелюковой Надежды Николаевны.
Тип урока по главной дидактической цели: комбинированный урок.
Режим урока: интерактивный.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о решении внешнеполитических задач России в 1725-1762гг.
Задачи урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в период дворцовых переворотов;
- Развивающие:
- формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;
- развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;
3) Воспитательная: формировать у обучаемых толерантность, умение
работать в команде; воспитание культуры учебного труда. Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину
Планируемые результаты:
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по периоду дворцовых переворотов в России
Метапредметные:
- Формирование и развитие навыков работы с интерактивной картой
- Развитие навыков работы в малых группах и парах
- Освоение универсальных учебных действий (УУД)
- умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
- овладение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
- осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
- формирование эмпатии, как способа эффективной коммуникации партнёров и создания ощущения психологического комфорта при общении
Ресурсы:
- Информационные (УМК)
Программа: «История России 6-9 класс». Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Учебник: «История России» 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
- Технические
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, ПК (для работы с Интернет-ресурсами в локальной сети).
Наглядность: карта-навигатор в сети Интернет, слайдовая презентация с анимацией.
http://моу84.росшкола.рф/metodicheskaya-kopilka/
- Технологические
Используются технологии : интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)
1) ИКТ-технологии:
- работа с локальной сетью
- работа с картой-навигатором
- работа с электронной почтой (учащиеся отправляют домашнее задание себе на почту, сохраняя его в «черновиках», чтобы дома проработать и отправить на почту учителю)
- работа с текстовым редактором Word
2) технология проблемного обучения:
- работа с проблемным полем в начале урока
- работа с выделениеv проблемы от заданного действия (Зачем князь проводил данную реформу? Какую проблему он решал?)
Этапы урока | Содержание (этапа урока) | Планируемые результаты | |||||||||||||||||
УУД | Предметные | Личностные | |||||||||||||||||
1 этап Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности. 5 мин. | Тема на мультимедийной доске (слайд 1) «Внешняя политика России в 1725-1762гг.» http://моу84.росшкола.рф/metodicheskaya-kopilka/ Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему): - Что там нужно будет сегодня на уроке делать? (актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»); - «Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы урока?» (для создания условий для возникновения у обучаемых внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); - «Как вы думаете, какова сегодня цель урока?» (учащиеся проговаривают цель урока), т.е. устанавливает тематические рамки («могу»). | - самоопределение (Л); -смыслообразование(Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) | Формирование мотивации на исследование темы. | ||||||||||||||||
2 этап Целевой 2 мин. | Для того, чтобы учащиеся осознали цель и задачи учитель использует наводящие вопросы ( слайде 2): (используется технология проблемного обучения «Снежный ком») -Что такое внешняя политика? (предполагаемый ответ – отношения с другими странами) - Какие задачи во внешней политике были решены при Петре Великом? (предполагаемый ответ: Завоевал выход в Балтийское море.) -Какие задачи остались нерешенными? (Не смог завоевать выход в Черное море,) - Исходя из таблицы в тетрадях обучаемых по пар. 14 (рассмотренной на предыдущем уроке ) Какие задачи во внешней политике предстояло решить России в 1725-1762гг? Как изменились направления внешней политики Кто назовет проблемное поле урока? На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия (размышления) и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, этот этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. Учащиеся называют проблемное поле « Какие направления внешней политики стали основными для России в данный период ». | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р) | Знание построения причинно-следственных связей изучаемых явлений. | Мотивация на активность | |||||||||||||||
3 этап Содержательный 15 мин. Часть 1 | Учитель: В рамках цели нашего урока мы сегодня познакомимся с основными направлениями внешней политики России. Почему в эпоху дворцовых переворотов некоторые внешнеполитические задачи страны не были решены? Чем определялись основные направления внешней политики? Какую роль в этот период сыграли Б.Х. Минних; В.В. Фермор ; С.Ф.Апраксин; П.П. Ласси; П.С.Салтыков.? Учитель: открываем тетради, записываем подзаголовок «Русско-польская война» (слайд 4). Теперь давайте посмотрим карту- навигатор «Россия и Речь Посполитая» (слайд 5). Учитель. Как складывались отношения нашей страны с Речью Посполитой на протяжении последнего столетия?. Кто помнит основные события этих отношений? Ожидаемый ответ учащихся….. После Смуты наша страна боролась за возвращение отторгнутых земель . в 1667 г. Было подписано Андрусовское перемирие. В 1686 году « Вечный мир» , которые положили начало мирным союзническим отношениям между Россией и Польшей. Учитель.. Смотрим на слайд 6 «Русско-турецкая война», конспектируем информацию: - В 1736 г. начался новый крымский поход во главе с генерал-фельдмаршалом Б.К. Миннихом . Вопрос классу…. Каковы результаты этой войны? Почему именно это направление во внешней политике стало основным? Как сегодня рассматривается вопрос о присоединении Крыма к России? (дискуссия) Работа с датами и понятиями: Учащиеся записывают новые даты (1733-1735 Русско-польская война; 1735-1739 Русско-турецкая война) в словарик- коалиция. Учитель подводит итог дискуссии: то, что южное направление внешней было и остается важным для обеспечения безопасности границ государства. . На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения в формировании цепочки знаний по внешнеполитическим задачам Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Учитель… Какое следующее направление? Сохранение позиций России на Балтике. Задание. Кто напишет основные события Русско –шведской войны. (слайд 7). Учащийся пишет в локальной сети фразы (которые видны на большом экране всем): 1741-1743 русско –шведская война ; Армия П.П.Ласси разбила шведские войска; Абоский мир; « | - учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) | Основные направления внешней политики в период дворцовых переворотов Уметь анализировать карту территориальных изменений границ государства . | Формирование принципов самоактуализации, стремления достигать результатов (успеха) | |||||||||||||||
Содержательный часть 2 | Учитель: Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казахских и некоторых дальновосточных земель. В то же время Россия так и не добилась выхода в Черное море. Не были решены « украинский» и « белорусский» вопросы.
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий правительства России - ставят цель, - выбирают способ, -- строят план достижения цели; - определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. Вывод6 Решение этих задач выпало на период правления Екатерины Великой. | - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К) - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) | Итоги внешней политики России на южном и западном направлениях. | Формирование познавательной мотивации обучаемых | |||||||||||||||
4 этап Практический 1 часть 7 мин. Работа с ПК Работа с e-mail | Учитель… Слайд 8. В 1756-1757гг. сложились две коалиции европейских государств, противостоящих друг другу: Пруссия и Англия с одной стороны , а с другой –Франция, Австрия , Россия и Саксония. Россия участвовала в этом союзе с целью уберечь от Пруссии свои прибалтийские приобретения. С 1757 года в войну с Пруссией вступила Рос А теперь давайте обратимся к ПК. На рабочем столе ваших ПК документ в текстовом редакторе word, в нем таблица.
Задание. Откройте свою электронную почту, сохраните в черновиках (почты) данный документ. Дома откроете, заполните таблицу и перешлете по почте учителю. На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Оценка работы по проблеме урока. Учитель… Какие внешнеполитические задачи были решены Россией в ходе Семилетней войны ? На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - чувство прекрасного и эстетические чувства (Л); - установка на здоровый образ жизни (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П); - волевая саморегуляция (Р); - выдвижен познавательная инициатива (Р); - использование знаково-символических средств (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности(П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К);- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников К - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К) | Знать основные события Семилетней войны.. Умения анализировать расстановку политических сил исходя из интересов своего государства. Умение проводить самооценку и взаимооценку | Формирование познавательной мотивации обучаемых Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности | |||||||||||||||
Практический 2 часть 6 мин. | Учащиеся заполняют таблицу в текстовом редакторе word (учитель видит ее заполнение на большом экране по локальной сети)
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение, классификация (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р) - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р) - выделение и формулирование проблемы (П); - постановка познавательной цели (П); - постановка и формулирование проблемы достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) | Умение проводить самооценку и взаимооценку | Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку | |||||||||||||||
5 этап Контроль и самоконтроль знаний 6 мин. | Учитель проводит 5-тиминутный тест по новой теме. Учащиеся проверяют ответы по клише (взаимопроверка). На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, классификация (П); - поиск и выделение необходимой информации П; - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие П - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); - управление поведением партнера (К) | Умение проводить самооценку и взаимооценку | Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку | |||||||||||||||
6 этап Подведение итогов урока 1 мин. | Каковы итоги нашего урока? На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Комментированное выставление оценок | - формулирование и аргументация своего мнения (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К | Умение осуществлять синтез информации | Мотивация на обобщение результата работы на уроке | |||||||||||||||
7 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. | На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Учитель…. Что для вас было интересным на уроке? О чем бы вам хотелось узнать побольше? В чем были трудности? Выставление оценок за урок с комментарием: - за фронтальную работу в классе, за работу в дискуссии - за индивидуальную работу (отличившихся в работе с заполнением данных в локальной сети) | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельностиП - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) | Умение проводить самооценку и взаимооценку | Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку | |||||||||||||||
8 этап Информация о Д/З 1 мин. | Комментирование домашнего задания Базовый уровень - параграф 23 Повышенный уровень - подготовить выступления о полководцах периода дворцовых переворотов. Высокий уровень - составить презентацию по теме «Основные направления внешней политики России в 1725-1762гг..» |
Приложение 1 Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы.
Приложение 2 Тест
Приложение 3 Слайды презентации
Приложение 4 Ссылка и скриншот фильма
Заместитель руководителя МБУ «Школа №84»: _______________________ / Н.В. Прокофьева/
Приложение 1
Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы:
- Коалиция;
- 1733-1735гг.;
- 1735-1739гг.;
- 1741-1743гг;
- 1756-1762гг.;
Приложение 2
Тест
1.Пивести в соответствие:
1.1733-1735гг. а) Русско-шведская война;
2.1735-1739гг. б) Русско-польская война;
3.1741-1743гг. в) Русско- турецкая война;
4.1757-1761гг. г) Участие России в Семилетней войне.
1. Б.Х.Минних а) разгром шведских войск;
2. П.П. Ласси б) возглавил новый крымский поход;
3. П.С. Салтыков в) сражение под Гросс-Егерсдорфом;
4. П.А. Румянцев г) победа под Кунерсдорфом;
2. Привести в хронологическую последовательность событий:
А). Ништадский мир;
Б). «Вечный мир» России с Польшей;
В). Абоский мир со Швецией;
Г). Заключение союза с Фридрихом !!;
Ключ: 1. б в а г;
2. б а г в;
3 Б А В Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории 8 класс Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
Урок по истории "Внешняя политика России в 1813-1825 гг." рассчитан на учащихся 8 класса, которые обучаются по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Данный урок раскрывает значение заграничных похо...
ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»
План урока истории по теме «Внешняя политика России в эпоху Екатерины Второй»...
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ
Тема по истории "Дворцовые перевороты" проводится как практическое занятие с использованием докладов по теме. Разработана инструкционно-технологическая карта урока, используется наглядный ма...
Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"
Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....
Внешняя политика России в 1725-1762гг
технологическая карта урока Внешняя политика России в 1725-1762гг...
Разработка открытого урока по истории по теме "Внутренняя политика Екатерины 2"
Екатерина 2 одна из центральных женщин в России 18 века, ее политика имеет неоднородную оценку, но как бы там ни было, она имеет прозвище "Великая"....