"Северная война 1700–1721 гг."
план-конспект урока по истории (8 класс)
На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka_severnaya_voyna.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока «Северная война 1700-1721 гг.»
Цель урока: Формирование представлений о причинах Северной войны, значении победы России в Северной войне.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ.
Развивающая: Продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.
Воспитательная: Содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Необходимое оборудование: карта «Российское государство в XVIII веке», ученические тетради, доска, мел.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить с личностью Петра Первого- человека, царя, полководца;
-развивать интерес к изучению истории Родины;
-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, уважение к его истории.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать исторические факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
- Личностные УУД: нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение личности.
- Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной монологической речью.
- Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный этап. 2 мин. Постановка целей и задач урока. 4 мин. | Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня нас ждёт интереснейший материал. Мы продолжаем изучать историю России. Любой урок истории России дает нам представление о развитии культуры, экономики, государственности нашей страны. - Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок? | Проявление интереса к материалу изучения. Высказывание собственных мыслей. Выдвигают варианты формулировок целей, участвуют в их обсуждении. |
2 | Актуализация знаний. 5 мин. | - Для того, чтобы лучше уяснить новую тему, нам нужно вспомнить, что мы знаем о начале правления Петра I. Как началось царствование Петра, в чём была важность для России выхода к незамерзающим морям, какие действия предпринимал Пётр в начале своего царствования, чтобы решить эту задачу, всё ли ему удалось. - В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи. Какие? – Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? – Вспомните дальнейшее действие Петра I. – Его цели и итоги? | Демонстрируют знания, умения по теме |
4 | Первичное усвоение новых знаний 20 мин. | - Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. - У России был свой счёт к Швеции. Какой? - Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их: - Какую внешнеполитическую проблему Россия должна была решить перед началом войны? – Давайте посмотрим на причины создания Северного союза – что было общего у этих стран? - Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? - Так была ли Россия готова к войне со Швецией? - Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в 9 августа 1700 года. - В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов. (Составление таблицы и работа с ней в ходе урока.) - Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в 8 августа 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей. После этого Петр объявил Швеции войну и двинул войска к Нарве, рассчитывая на союзников — Саксонию и Данию. - Но под Нарвой русские войска потерпели поражение. Впоследствии эта битва получит название «Нарвская конфузия». «Нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии. - Прочитайте п 14, раздел 2, стр. 106 и выпишите основные военные реформы Петра. Сделайте вывод - какой стала русская армия? - Армия стала боеспособной и сильной. И это привело к первым победам. В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город») В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре столицей России. - В 1708 г. Карл II предпринимает решение вторгнуться на территорию России через Украину. Навстречу ему Петр I отправляет русские войска. Учитель рассказывает о сражениях со шведской армией накануне Полтавского сражения. Сражение при деревне Лесной 1708 г. и Полтавское сражение 1709 г. - После Полтавской битвы король Швеции и гетман Мазепа вынуждены бежать в Турцию. Там они убеждают турецкого султана вступить в войну с Россией. -Прутский поход- самостоятельная работа учащихся. Назовите основные причины объявления Турцией войны России? - Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море. - Рассказ учителя о Гангутском сражении 1714г. и битве у о. Гренгам 1721г. - Не надеясь больше на свои возможности, шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому: - к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом; - к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала ок. 1,5 млн. рублей за полученные земли. | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы. Записывают под диктовку даты в таблицу. Самостоятельно работают с учебником, организуют поиск информации. Записывают под диктовку даты в таблицу. Учащиеся работают с учебником стр 110 -111и отвечают на вопросы. Анализируют материал, записывают в тетрадь. |
5 | Первичное осмысление и закрепление изученного. 3 мин. | - Проанализируйте, документ «Приказ Петра Первого перед Полтавской битвой» с точки зрения важности победы в этой битве. -Найдите в тексте документа слова, которые утвердили воинов в победе. | Анализ документа, организация поиска информации. Представление результатов работы |
6 | Итоги урока. Рефлексия. 2 мин | - Вернемся к цели нашего урока: определить значение Северной войны для России Какое значение для России имела победа в Северной войне? - Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.Что Вы сегодня узнали нового? Какая сегодня стояла перед нами цель? Добились ли мы ее? | Высказывают свои точки зрения. Оценка своей работы на уроке |
7 | Домашнее задание. 2 мин | Конкретизация домашнего задания. Параграф 14 Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору шведский или русский солдат). | Запись домашнего задания |
Приложение
Северная война
Этап | Дата | Основные события | Значение |
Первый этап 1700 — 1706 гг. | 9 августа 1700 г. | Объявление Россией войны Швеции. | |
19 ноября 1700 г. | Сражение под Нарвой. «Нарвская конфузия» | Поражение русской армии. Военные действия Карл XII переносит в Польшу (против Августа II — курфюрста Саксонского, являвшегося королём Польши). Пётр I получает передышку для реорганизации армии и развития промышленности (указ о переплавке колоколов на пушки, строительство заводов). | |
11 октября 1702 г. | Сражение под Нотебургом (бывшая русская крепость Орешек) | Первая победа русской армии. Нотебург переименован в Шлиссельбург (Ключ-город). | |
16 мая 1703 г. | Основание Санкт-Петербурга (столица России с 21 мая 1713 г.). | Для защиты Санкт-Петербурга закладывается крепость Кроншлот (с 1723 г. — Кронштадт). | |
1704 г. | Взятие русской армией Дерпта и Нарвы | Большая часть Прибалтики, за исключением Ревеля, Риги, Пернова, была очищена от шведов. | |
Второй этап 1708 –1710 гг. | 1708 г. | Вторжение Карла XII в Россию. | Поражение отряда А. И. Репнина у Головнина (северо-западнее Могилёва) — последнее поражение русской армии. |
28 сентября 1708 г. | Битва при д. Лесной | Разгром шведского корпуса Левенгаупта, шедшего из Риги на соединение с главными силами, подорван моральный дух шведской армии. Войска Карла XII в глубине Украины оказались в изоляции, без резервов и припасов. | |
27 июня 1709 г. | Полтавская битва | Коренной перелом в ходе Северной войны. Бегство Карла XII и Мазепы в Турцию. Подписание договоров о союзе России и Саксонии, России и Дании, России и Пруссии. Восстановление Северного союза. Повышение международного авторитета России. | |
1710 г. | Русские войска в Прибалтике захватывают Ригу, Пернов, Кексгольм (Корелу), Ревель. | Шведы потеряли все морские порты в Прибалтике. В состав России вошло старинное русское владение — Корела. | |
Третий этап 1710 — 1721 гг. | 1710 г. | Османская империя официально объявляет войну России. | Война России на «два фронта» |
1711 г. | Прутский поход Петра I | Договор между Россией и Турцией: Россия теряет Азов и обязуется сдать крепость в Таганроге. | |
27 июля 1714 г. | Победа русского флота у мыса Гангут. | Первая крупная победа российского флота над шведами. Захват Аландских островов. | |
27 июля 1720 г. | Победа русского флота у о. Гренгам. | Русский флот господствует на Балтийском море. Возобновление мирных переговоров по инициативе шведов. | |
30 августа 1721 г. | Ништадтский мирный договор. | Россия получила Ижорскую землю (Ингерманландию, Ингрию), часть Карелии с Выборгом и Кексгольмом (Корела), Эстляндию, Лифляндию с Ригой и Дерптом, островами Эзель, Даго и Мен. Швеция получала компенсацию (ок. 1,5 млн руб.), право закупать и беспошлинно вывозить на 50 тыс. рублей хлеба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1700-1721
1.Мыс, где одержал победу российский флот в 1720 г.2.Война России со Швецией 1700 - 1721гг.3.Царь, который вёл войну за Балтийское море в 16 веке.4.Город, где был заключен договор между Швецией и Росс...
Урок истории в 7 классе по теме "Северная война 1700-1721 " с использованием ЭОР
Готовая разработка урока в 7 классе "Северная война" со ссылками на разные информационные источники.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информа...
урок по истории России в 7 классе "Северная война 1700-1721 гг."
План-конспект урока Цели урока:познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;оцен...
8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...
Северная война 1700-1721
Конспект урока,поможет и учителю и ученику в изучении и закреплении материала...
Учебно-методическое пособие "Северная война 1700-1721"
К разработке так же прилагается две презентаци...
Задания по карте "Северная война 1700-1721 г.г."
В документе Вы найдете карту Северной войны и задания к ней...