Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс
план-конспект урока по истории (7, 8 класс)
Цель урока:
- описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;
- оценить значение присоединения Украины к России;
- охарактеризовать процесс освоения новых территорий будущей империи;
- способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnyaya_politika_rossii_17_vek.doc | 79.5 КБ |
vneshnyaya_politika_rossii_v_17_veke.ppt | 583 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа №
Конспект урока по истории России
Тема. Внешняя политика России в XVII в.
10 класс
Учитель истории
Варченко Т.О.
г. Нижневартовск - 2017
Тема. Внешняя политика России в XVII в.
Цель урока:
- описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;
- оценить значение присоединения Украины к России;
- охарактеризовать процесс освоения новых территорий будущей империи;
- способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности у учащихся.
План.
- Основные задачи России во внешнеполитической сфере после Смуты.
- Западное направление внешней политики.
- Южное направление.
- Восточное направление.
- Итоги внешней политики России в XVII в. в исторической литературе.
Основные понятия: униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, острог.
Важнейшие даты: 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1637 г. - «Азовское сидение»; 1654-1667 гг. - русско-польская война; 1648г. - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. - Переяславская рада и присоединение Украины к России; 1686 г. - «Вечный мир» с Речью Посполитой; 1676-1681 гг. - русско-турецкая война (Чигиринские походы); 1687-1689 гг. - Крымские походы В. В. Голицына, 1648 г. - морской поход С. Дежнева; 1643-1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур; 1649-1653 гг. - поход Е. Хабарова на Амур; рубеж XVII-XVIII вв. - издание книги С. У. Ремизова «Чертежная карта Сибири».
Выдающиеся личности: Б. Хмельницкий, В. В. Голицын.
Организация урока
- Изучение нового материала.
- Основные задачи России во внешнеполитической сфере после Смуты.
Задачи:
- расширение территории страны
- достижение выхода к Балтийскому Черному морям
- возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий
- обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских ханов
2. Западное направление внешней политики.
Учитель: Главными задачами после Смуты было восстановление международного положения России и возвращение земель, отошедших по мирным договорам (Деулинское перемирие и Столбовский мир) к другим государствам.
В 1632 г. Земский собор решил вернуть Смоленск. Осада Смоленска продолжалась 8 месяцев. Полный провал. Воевода Б. И. Шеин был казнен.
В 1634 г. был заключен Поляновский мир. Россия отказалась от Смоленска, Черниговских и Новгородских земель. Но несмотря на поражение, удалось добиться того, что новый король Польши Владислав IV, еще во времена Смуты претендовавший на русский престол, отказался от притязаний на него, поэтому опасность вторжения со стороны Речи Посполитой под предлогом возвращения якобы «своих» земель была значительно уменьшена.
Учитель: В 1654 г. началась русско-польская война. В 1655 г. в войну с Речью Посполитой вступила Швеция, и почти вся Польша оказалась залита шведским «потопом». Слабостью Речи Посполитой попробовали воспользоваться еще два ее противника - Бранденбург и Трансильвания.
Московские политики, вдохновленные успехами в войне с Польшей, намеревались решить еще одну задачу - завоевание выхода к Балтийскому морю. В 1656 г. была объявлена война Швеции, которая длилась два года и была закончена подписанием Валиесарского договора 1658 г. За Россией оставались на время перемирия все занятые русскими войсками территории, включая г. Юрьев. Однако через 3 года Россия, еще не закончив войну с Польшей, была вынуждена вернуть Швеции захваченные города (согласно заключенному в 1661 г. Кардисскому мирному договору).
Изнурительная война с Польшей, истощившая обе стороны, закончилась в 1667 г. перемирием, заключенным в деревне Андрусово (близ Смоленска). Переговоры вел А. Л. Ордин-Нащокин. Россия возвращала себе Смоленское воеводство со всеми уездами и городами, Черниговское воеводство, Киев (на время и за вознаграждение) и Левобережную Украину. Запорожье признавалось в совместном владении. В 1682 г. между Россией и Польшей был заключен «Вечный мир», в целом подтвердивший условия Андрусовского перемирия. Киев с округой остался за Россией.
Покажите на карте присоединенные к России земли.
3. Южное направление.
Учитель: Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали — кто он, откуда пришел, как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Казаки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подцанами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели. Здесь было царство православных мужчин, которые жили по законам суровой военной жизни. Чтобы поддерживать боевой дух, использовали наказание — за привод женщин в Сечь предавали казни. Сюда бежали люди из Речи Посполитой, из Российского государства.
Лидером украинского национально-освободительного движения стало казачество. Именно казачество выступило главной военной силой в борьбе против полонизации Украины, возглавил его Зиновий Хмельницкий, прозванный в народе Богданом — "богом данным". Казаков поддержало крестьянство. Возникла возможность создать украинскую государственность. Территория Украины, подконтрольная казачеству, стала базой государственной консолидации на принципах военной демократии. Население было разделено на полки, сотни, во главе стояли полковники, сотники. Глава Украины—гетман Хмельницкий, который был признан турецким султаном, молдавским и валашским господарями, крымским ханом. Московский царь Алексей Михайлович поздравлял его с победами.
Однако Хмельницкий понимал, что как самостоятельное государство Украина слаба и не может долго противостоять Речи Посполитой, даже имея такого воинственного союзника, как крымский хан. Нужна была поддержка и защита сильного государства. Обсуждались разные варианты: присоединение к Турции, Швеции и др. Но все же наиболее привлекательным вариантом оказался союз с Россией. С ней объединяла вера — православие, глубокие исторические корни, общие черты в культуре и традициях. Непростые переговоры с Россией шли с 1648 г., и наконец 8 января 1654г. в Переяславле состоялась Великая Ради ("Большой Совет" в переводе на русский язык), которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Русские послы приняли присягу украинцев на верность московскому царю. Позже присягу принесли все города и села Украины, включая Запорожскую Сечь.
По царской жалованной грамоте Украине предоставлялась значительная автономия. Сохранялась территориальная целостность государства и таможенная граница между Украиной и Россией.
Главой государства признавался выборный гетман, который утверждался царем. За гетманом сохранялось право дипломатических отношений с зарубежными странами (исключение — Польша и Турция давние противники Москвы). Оставалось неприкосновенным военно-административное устройство Украины, сложившееся в ходе национально-освободительного движения, сохранялась выборность должностных лиц (старшин). На основе местных законов и обычаев продолжал действовать суд. Сохранялись и вооруженные силы — казаки.
Запись в тетрадях:
Гетман — глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем.
Работа с текстом: Зачитайте ученикам выдержку из монографии Н. И. Костомарова «Богдан Хмельницкий» (см. Дополнительные материалы].
Предложите им самостоятельно нарисовать схему:
Дополнительный материал для преподавателя
О запорожских казаках. Запорожцы собирались на раду - сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем - слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчиненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (заведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни.
Костомаров И. И. Богдан Хмельницкий. В 3-х т. Киев. — С. 24-25.
Учитель: Постепенно польские короли мало-помалу стали подчинять себе казачье войско, стали назначать, в каком числе быть казакам, стали им давать жалованье, за которое требовали от них службы. Земли на Украине стали раздавать польским панам, а казаков, не записанных в реестр, поворачивали в крестьянство и заставляли отбывать на помещиков барщину.
Запись в тетрадях:
Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на военной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая королевское жалование.
Учитель: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили вступиться за него с оружием в руках. В 1648 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Он бежал из тюрьмы и вернулся в Запорожскую Сечь. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654 г. Переяславская рада подтвердила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраняла широкие права, прежде всего гетманское управление.
Учитель: В 1676 г. турецко-татарская армия вторгается в Малороссию.
Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о русско-турецкой войне и о Чигиринских походах в учебнике (§ 36, с. 249-250) и ответить на следующие вопросы:
- Каковы были военные цели турок? (Турки стремились захватить Киев и Чигирин и посадить там своего ставленника.)
- Когда началась осада Чигирина? (В августе 1677 г.)
- Когда и чем закончилась война? (Война закончилась в 1681 г. подписанием с Крымом Бахчисарайского договора.)
- Каковы были условия мирного договора? (Устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Население Правобережной Украины южнее Киева подлежало переселению.)
4. Восточное направление.
Учитель: Сибирская земля - край таежный. Тайга - это густые, труднопроходимые леса. Богатство сибирской земли звало и манило людей все дальше и дальше, в глубь этого, казалось бы, нескончаемого края. Можно задать вопрос классу: Что же это было за богатство? Для нас, людей, живущих 400 лет спустя, богатство Сибири - это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те давние времена самым главным богатством была «мягкая рухлядь» — меха. Самым ценным мехом был соболий. Из этого меха шились царю и его приближенным шубы, шапки. В обмен на собольи шкурки из-за границы доставляли драгоценности, диковинные вещи. В погоне за соболем и шли первопроходцы. Так были открыты огромные, могучие, широкие, быстрые сибирские реки Обь, Енисей, Лена. Вызовите ученика к доске и попросите на карте показать эти реки.
Западная ее часть была присоединена к России в результате военного поражения Сибирского ханства еще в конце XVI в. Тогда же здесь возникли первые русские города: Тобольск, Тюмень, Березов, Сургут, Томск и др. Началось и хозяйственное освоение этих огромных пространств. Сюда бежали от крепостного гнета крестьяне, направлялись экспедиции, шли за дешевыми охотничьими трофеями (в первую очередь за пушниной) торговцы.
Отсутсутствие на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местных племен жили в условиях родового строя), а также то, что русские не посягали на традиционный уклад жизни местного населения, — все это облегчало мирное освоение этих бескрайних просторов русскими первопроходцами, причем совсем малыми силами.
В середине века русские экспедиции стали обычным явлением в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь появляются и первые города и укрепленные поселения: Албазинский (1651), Кумарский (1654), Косогорский, Нерчинский (1658). Приамурье вошло в состав России.
К концу века русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китая (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизских племен (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 г. Нерчинский договор. Самыми южными владениями России в Сибири были возникшие в XVII в. города Ишим, Курган, Кузнецк, Красноярск, Селенгинск.
По мере своего продвижения первопроходцы строили становища. По уже известной дороге к становищам подходили люди, строили укрепленный поселок, острог, обнесенный бревенчатыми стенами со сторожевыми башнями. Сейчас это большие города: Тюмень, Тобольск, Томск, Сургут, Енисейск, Красноярск, Якутск, Верхоянск. Вызовите ученика к доске и попросите на карте показать эти города.
Запись в тетрадях:
Острог - деревянное укрепление (от слова «острога» - заостренной палки) в пограничной полосе России XIV—XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесенную деревянным частоколом из заточенных кверху бревен.
В 1648 г. из устья реки Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Ф. Попова и казака С. Дежнева. Много невзгод пережили они: морские бури и неприязнь местных жителей, но они не сдавались и плыли дальше, пока не обогнули самую восточную оконечность нашей страны, нашли пролив, отделяющий друг от друга два материка - Евразию и Америку (покажите на карте). В память о человеке сумевшем, несмотря на невзгоды, проплыть этим путем, самую восточную точку нашей страны назвали мысом Дежнева.
В середине века русские появляются и на Амуре. В 1643-1646 гг. - Владимир Поярков по р. Амур вышел в Охотское море, а Ерофей Хабаров присоеднил приамурские земли к России (покажите на карте).
- Итоги внешней политики России в XVII в. в исторической литературе.
II. Итог урока.
В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи — выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными и перешли следующему веку.
Более удачным для России было продвижение на восток, чем на запад: в течение XVII в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана.
Домашнее задание
- § 37 учебника, работа с контурыми картами.
- Историческая задача: Почему река Лена называется Леной? Это название произошло от женского имени Елена?
- Подготовить доклады на следующие темы: «Роль казаков в освоении Сибири»; «Особенности казацкой и крестьянской колонизации Сибири».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Западное направление Смоленская война 1632—1634 гг. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг.
Южное направление Казацко-турецкая война за Азов 1637—1642 гг. - «Азовское сидение» Освободительная война украинского народа 1648—1654 гг. Русско-турецкая война 1676 – 1681 гг. Русско-турецкая война 1686—1700 гг. Крымские походы 1687 и 1689 гг.
Б. М. Хмельницкий Гетман Левобережной Украины с 1648 г. Гравюра В. Гондиуса. 1651 г.
Памятник Б. Хмельницкому в Киеве. Скульптор М. О. Микешин
Восточное направление. Освоение Сибири и Дальнего Востока 1632 г. – Якутия стала платить ясак России 50-е гг. XVII в. – бурятские племена вошли в состав России Нерчинский договор 1689 г. – установлена граница между Россией и Китаем по Амуру Приамурье вошло в состав России
Термины Гетман — глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на военной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая королевское жалование.
Термины Острог - деревянное укрепление (от слова «острога» - заостренной палки) в пограничной полосе России XIV — XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесенную деревянным частоколом из заточенных кверху бревен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...
Таблицы к урокам истории ,блок "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ X — XIX ВВ"
здесь собранны опорные таблицы к урокам истории...
Разработка для ИД iQBoard по истории, тема "Внешняя политика России в начале XX века"
Разработка для ИД iQBoard по истории, тема "Внешняя политика России в начале XX века"...
Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...
Технологическая карта урока "Внешняя политика России в XVII в." (урок по методу создания кластеров)
В таблице расписаны действия учителя и учеников. Урок на освоение нового материала через создание кластера (интеллект-карты) или таблицы....
Внешняя политика России в XVII веке
Внешняя политика России в XVII веке...
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." (7 класс)
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." для 7 классов.урок с использованием новых информационных технологий...