ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Самогаева Елена Николаевна

           План  урока  истории  по  теме   «Внешняя политика России   в эпоху  Екатерины Второй»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_vneshnyaya_politika.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

           План  урока  истории  по  теме   «Внешняя политика России   в эпоху  Екатерины Второй»

Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. Момент

Подведение  к теме урока.

Здравствуйте, ребята. Я желаю нам сегодня  успешной работы и  надеюсь на ваше понимание и поддержку.

Сегодня мы с вами на уроке истории. История – особенный предмет, потому что она и есть сама наша жизнь.

В истории нет мелочей. В ней все имеет значение. Во всем – в письмах, в предметах, в словах и поступках наших есть особый смысл. Важнейшими источниками  являются литература, скульптура, живопись.

И в этой картине,  написанной в 18 веке прекрасным художником  Федором  Рокотовым,  есть смысл. В ней  старательно и проникновенно выписана целая история. Кому не видно, обратитесь к тетради.

Вам знакома эта картина?

Как вы думаете, кто это?

Какие символы вы здесь  видите  и  о  чем  они  говорят?

А что из того, что вы видите на этой картине,  знакомо вам  в современной жизни?

Это Орден Святого Георгия, украшенный георгиевской лентой. Его учредила Екатерина Вторая в 1769 году 26 ноября. Им награждали героев за особые заслуги перед отечеством.  Обратите внимание на ленту. Оранжевый цвет символизирует огонь, а черный – дым и  порох.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Действительно, мы сегодня будем говорить о войне, другими словами, о порохе и пламени…

. Это и есть тема нашего урока.

Екатерина Вторая.

Царская символика.

Георгиевская лента.

О войнах эпохи Екатерины.

Подведение к цели.

Какие  вопросы  мы можем здесь себе задать?

Итак, мы наметили цели  урока.

Понятие войны  почему они бывают

И к чему приводят

( схема)

Разбор 1: что такое война?

Война…

давайте всмотримся, вслушаемся, вчувствуемся в это слово.

  Кажется, войну нельзя попробовать на вкус, но  в народе  часто говорят что он горький. Как Вы думаете , почему? (Горечь от потерь, от поражений, от слез)

А теперь еще больше абстрагируемся и попробуем  взять  в ладони это понятие. Какие были бы у вас ощущения?

( колючее,  холодное, неприятное, желание бросить сразу же, мокрое..)

Я попрошу вас продолжить фразу – война – это…

Я пишу на доске, а вы у себя в тетради   в  задании №2.

( пишу на доске мысли детей) Каждый сегодня определит, прав он или нет?

Так что же такое война?

Давайте посмотрим , а что говорят о  войне великие.

Нужда горюет, нужда воюет.(русская поговорка)

« Война – это серия катастроф,  ведущие  к победе». ( Ж. Клемансо)

« На войне все средства хороши» ( английская поговорка)

Какое из изречений вам больше по душе?

Наверное, каждый   из вас прав. А вот посмотрите, как об этом сказал Даль,

Война – это раздор  и  ратный  бой  между  государствами. (Словарь В.И. Даля).

На что здесь  вы обращаете внимание, подскажите мне?

Смысл войны  не исчерпывается только  отрицательным определением, как бедствия и зла, но есть  и нечто положительное. Ратный бой – это доблесть, это подвиг! 

Мнения детей.

Мнения детей

Схема ( война – это…)

( широкое понятие) рассуждения.

Направления внешней политики и причины.

Но мы с вами договорились  говорить о войне  в рамках одной эпохи – эпохи Екатерины Второй.

Я попрошу открыть ваши тетради.

Какое  одно из основных  направлений во  внешней политике Екатерины Второй  вы можете выделить, используя отрывок из книги В. Пикуля «Пером и шпагой» :

Отрывок из романа В.Пикуля «Пером и шпагой». 

Год 1862 г. Выслушав  доклад Панина, «точный как алгебра», Екатерина ответила:

        Хороший же узелок завязала покойница Елизавета! Однако не из пужливых я, сам ведаешь. И мыслю наперед тако: первое есть и наиглавнейшее – воссоединить с Великой Русью народы украинский и белорусский. Турцию, дабы не хотела более крови славянской, усмирить войною! И на веки веков стоять от Черного до Балтийского моря крепко. Во всю ступню! России быть в первом ранге, говорила не раз покойница Елизавета, и в том я с нею полностью согласуюсь…

Не могли ли бы вы  посмотреть внимательнее  этот фрагмент, почему Россия считала одним из главных  именно это направление?

Хотели выход в Черное море

Основные события

 Как вы уже поняли, мы с вами работаем вместе, но в то же время в группах. Я предлагаю  1 группе выполнить  задание № 5   под А., а 2 группе под Б.

Работа с картой : перечислить основные сражения в русско-турецкой войне. 1768- 1774 гг.; основные сражения  в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполнение таблицы.

Дата

Событие

Полководец

Одним из самых ярких  сражений была битва за Измаил.  Давайте посмотрим, какие тона и краски нам предлагает Г.Р. Державин?  

Прочитайте стихотворение.

НА ВЗЯТИЕ ИЗМАИЛА (2 русско-турецкая война)

Везувий пламя изрыгает,
Столп огненный во тьме стоит,
Багрово зарево зияет,
Дым черный клубом вверх летит;
Краснеет понт, ревет гром ярый,
Ударам вслед звучат удары;
Дрожит земля, дождь искр течет;
Клокочут реки рдяной лавы,—
О росс! Таков твой образ славы,
Что зрел под Измаилом свет!..
(изображение  взятии Измаила)

Какой вам представляется битва за Измаил?

Оранжевый, черный – цвета, которые  олицетворяют  георгиевскую ленту, о чем нам красноречиво  говорит Державин. Эти цвета – символ мужества и героизма  русских солдат.

1 война : битва на реке Кагул и битва при Чесме.;

2 война: Взятие Очакова и Измаила.

Итоги и значение:

Прочитайте  договора.

Проанализируем договора (Кючук-Кайнарджийский договор и Ясский) и карту. 1 группа работает с   Кючук-Кайнарджийским договором, а вторая с Ясским.

Кючук – Кайнарджийский договор  1774 года  (извлечения) 

Арт. 11. Для выгодностей и пользы обеих империй, имеет быть вольное и беспрепятственное плавание купеческим кораблям, принадлежащим двум контрактующим державам, во всех морях, их земли омывающих

Арт. 18. Замок Кинбурн, лежащий на устье реки Днепра, с довольным округом по левому берегу Днепра и с углом, который составляет степи, лежащие между рек Буга и Днепра, остается в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи. 

Арт. 19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском, с их пристанями и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керчинской границе до урочища Бугак, и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи. 

Арт. 20. Город Азов с уездом его и с рубежами, показанными в инструментах, учиненных в 1700 г., то есть в 1113-м, между губернатором Толстым и агугским губернатором Гассаном-Пашой, вечно Российской империи принадлежать имеет. .

Ясский мирный договор  1791 года.


В следствии того, как в прелиминарном втором артикуле положено, что река Днестр навеки имеет быть границею между обеими Империями, так что впредь пределы Империи Всероссийской имеют простираться до помянутой реки, и ныне обе договаривающиеся Империи между собою согласились и постановили, что между Империей Всероссийскою и Портою Оттоманскою пребудет границею река Днестр, так, что все земли, на левом берегу помянутой реки лежащие, имеют остаться вечно в совершенном и беспрепятственном владении Всероссийской Империи, а на правом берегу помянутой реки и лежащая все земли, по возвращении их со стороны Всероссийской Империи, имеют остаться вечно в совершенном и беспрепятственном владении Порты Оттоманской.

Чем завершились военные  действия  русско-турецкой войны 1774-1791 гг.

Турция пыталась  взять реванш.

Выход в Черное море и возможность развивать экономические связи.

Россия получала выход к морю.  да После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход

к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий

вопрос, где главным было прекращение набегов татарских

войск на южные губернии России, и завершить возвраще- ние русских земель, находившихся под властью польского

государства. В результате ряда войн  ( две с Турцией и две с

Польшей ) России удалось решить эти проблемы,

Значение войны

Портреты  полководцев.

Как вы думаете, кто это?

В ходе этих войн оформилась национальная школа военного искусства, виднейшими                                                                                                                                                                                                  представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.

Знакомы ли вам имена этих полководцев?

Что вы можете о них рассказать?

Одним из самых известных полководцев  эпохи Екатерины Второй  был А.В. Суворов.

Он был не только практиком, но еще и теоретиком войны.

В наследство современным полководцам гон оставил  важное наследие – « Науку побеждать», книгу, посвященную военному искусству. Суворов – полководец, не проигравший за всю свою деятельность, ни одного сражения. Как вы думаете, почему?

Какие секреты воинского искусства помогли Суворову  не проиграть ни одного сражения.?

Я предлагаю вашему вниманию в тетради   отрывок из его произведения « Наука побеждать».

 «Три воинские искусства. П е р в о е — глазомер: как в лагерь стать, как итти, где атаковать, гнать и бить.

 В т о р о е — быстрота. Поход полевой артиллерии от полу- до версты впереди, чтобы спускам и подъемам не мешала. Колонна сближится, — оная опять выиграет свое место. Под гору сошед, на равнине — на рысях. 

Третье — н а т и с к. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает.»

«Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.»

« Кто не бережет людей — офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.»

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву.

Не забывайте ребята, что Суворов был не только полководцем, но еще и мужем, и сыном , и отцом.

 Прочтем  письма Суворова к  12 – летней дочери.

Милая моя Суворочка!


Письмо твое от 31 января получил. Ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утехи заплакал.
Когда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье! Как-то ты растешь! Как увидимся, не забудь мне рассказать какую приятную историю
Поклонись от меня сестрицам.

Благословение Божие с тобою!

Отец твой Александр Суворов.

Кинбурн.
29 мая 1788 г

.

Любезная Суворочка, здравствуй!


Кланяйся от меня всем сестрицам. Недосуг много писать: около нас сто корабликов; иной такой большой, как Смольный. Я на них смотрю и купаюсь в Черном море с солдатами. Вода очень студена и так солона, что барашков можно солить. Когда буря, то нас выбрасывает волнами на берег. Прощай, душа моя!

Отец твой Александр Суворов

Кинбурн. 
2 июня 1788 г.

Какие качества характера знаменитого  полководца мы можем здесь увидеть?

Так в чем был секрет Суворова? Почему он побеждал?

  Я предлагаю Вашему вниманию  записки  офицера, участника русско-турецкой войны.

Приказано было, буде найдешь спящего козака, то брать под караул. Объезжая цепь, нахожу одного из вновь сформированных днепровских Козаков спящего. Привожу в полк, отдаю под караул, иду спать. По пробитии зори надо идти к полковнику с рапортом. Малой, одевая меня, говорит: "Вы взяли козака?" - "Да". - "Он ваш крестьянин, из числа бежавших из Сатина". –

Если бы вы, помещик,  нашли на войне своего крепостного крестьянина, как бы вы поступили?

 Я велел его привесть и подлинно, он объявил, когда бежал и что их здесь четверо, а прочие проживают около Кременчуга и Елисаветграда. По словам его записал человек двадцать. Прихожу к полковнику, доношу о взятии козака. Он приказывает дать ему палок тридцать и отпустить. Я прошу, чтоб не наказывать. Он с усмешкою говорит: "Что за милосердие?" - "Мой крестьянин", - сказал ему всё происшествие. Он выслушал и позволил отпустить, что и исполнил.

Как вы думаете, почему  дворянин отпустил и не наказал своего крестьянина?

Люди.

Полководцы.

О чем пели  солдаты?

( песня)

Громъ победы раздавайся!
Веселися храбрый Россъ!
Звучной славой украшайся
Магомета ты потрёсъ
Припев:
Славься симъ, Екатерина,
Славься симъ, Екатерина,
Славься нежная къ нам мать.
Славься нежная къ нам мать
Славься сим, Екатерина,
Славься нежная къ нам мать
Воды быстрыя Дуная
 Ужъ въ рукахъ теперь у насъ;
Храбрость Россовъ почитая,
Тавръ подъ нами и Кавказъ

О чем пели солдаты?

Так что же такое война?

Я сегодня стою перед вами и держу в руках  георгиевскую ленточку. Она в руках у меня, как лента времени, соединяющая с прошлым. А для вас?

 Я представляю себе мужественных солдат эпохи Екатерины, вспоминаю своего деда, дошедшего до Берлина, помню о героизме и мужестве великих русских воинов, защищавших свое отечество. А, значит, это наша общая память о доблести и  мужестве  русских людей на войне.

Спасибо за урок. Я была очень рада  познакомиться  с вами. До новых встреч.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...

Внешняя политика России во второй половине 18 века

Урок-презентация для 10 класса - база. В уроке обозначены цели, проблемный вопрос, задачи, и основные эхтапы внешней политики....

Внешняя политика России второй половины XIX века

В презентации рассказывается о Русско-турецких войнах 1768-1884 и 1787-1791 гг. и разделе Речи Посполитой...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материалаЦели:·         Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.Задачи:·...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....