Мой урок по истории России
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Старовойтова Лариса Александровна

Урок по истории России в 6 классе с использованием краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история России.

Класс: 6. 

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Форма урока: традиционный, с использованием ИКТ.

Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения, технологии  критического мышления.

УМК: учебник Пчелова Е.В., Лукина П.В. История России с древнейших времён до начала XVI века.

Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику.

Диск  «История России 862-1917гг.».  

Электронная     презентация.


Тема

Восточные славяне в древности.

Цель

формирование общих представлений о расселении славян, занятиях и верованиях восточных славян.

Задачи

Развивающие:

  1. Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника) и картой.
  2. Развивать умение анализировать источники, работать по алгоритму, делать выводы.

Образовательные:

  1. 1.Дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях. 
  2. Сформировать представление о том как природные условия повлияли на культуру славян ,как оформлялись национальные корни славянских народов

Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства гордости за народ, создавший древнюю цивилизаци;

 развитие интереса к отечественной истории;

способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе.

.

Формируемые УУД

Личностные: воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа, осознать свою национальную идентичность

Регулятивные: составить кластер «Занятия славян»

Познавательные: способствовать расширению кругозора

Коммуникативные:  анализировать ответы одноклассников, работа в группе

Основные понятия

Летопись, «Повесть временных (минувших) лет», племенной союз, жито, борть, долбленка, летопись, системы земледелия , идолы, волхвы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент

Цель: самоопределение к деятельности

Вызов: Кто такие предки?

А хотите узнать о наших предках?

Давайте вспомним из истории Средних веков,  когда и почему проходило «Великое переселение народов».

Работа с картой, определяют европейскую часть, уясняют условность «востока»

Находят на карте реки Днепр, Одер, Висла

Пользоваться легендой карты

Работа с различными источниками(К)

II. Актуализация знаний

Цель: развитие интереса

Уже в древности на территории нашей страны жили славяне - наши предки.

Как вы думаете, славяне заняли пустующие земли?

 Работа с картой- схемой в учебнике

С.27

Работа с текстом учебника

Найти место поселения славян, определить восточную ветвь, прочитать названия племен

Найти перечисление соседей славян.

Знакомство с балтами.

Представление  о формировании полиэтнического населения нашей страны и родного края.

Высказывать свое мнение(Л)

III. Постановка учебной задачи

Цель: настроить на восприятие учебного материала

На доске демонстрируются названия племен в группах по происхождению названия 

Какой славянский племенной  союз проживал на территории нашего края?

Анализ  названия «кривичи» дает основание утверждать, что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших первоначально холмистую местность.

Что служит   источниками наших знаний?

Делают вывод о порядке формирования этих групп

Работа с картой- схемой в учебнике

С.27

Знакомство с археологическими памятниками.

Анализируют названия

Племен

Сравнение украшений – височных колец, принадлежавших разным племенным союзам (Раздаточный материал. Приложение№1)

Проводить этимологический анализ слов

Способность к анализу и синтезу (Р)

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: освоение нового материала.

Как вы думаете, чем могли заниматься славяне, поселившись на берегах рек?

(слайды 5,6)

Развивающееся хозяйство приносило свои плоды, участие в походах сулило добычу. У кого-то имущества было больше, у кого-то меньше. Началось расслоение.

Природа давала не только пропитание , ее силы будили воображение славян.

Демонстрация картины Семирадского Г.

«Похороны знатного русса»

А знаете ли вы, что всё изображённое на картине доказали археологи своими находками на территории нашего края?

Высказывают предположения об охоте, рыболовстве, земледелии


Знакомятся с системой управления (документ в учебнике с.31)

Работа с картой Смоленской области.

Показ презентации.

Выясняют понятия : «системы земледелия», «бортничество»


Составить кластер «Занятия славян»

Заполнить «пирамиду управления» в тетради

Определить знакомых мифологических персонажей

Определить  центральную фигуру, уяснить роли других персонажей

Определение места нахождения  Гнёздова.

Научиться выделять существенные признаки


Располагать признаки по определенной системе


Проводить исторический анализ картины

Пользоваться легендой карты

Расширение представлений об окружаещем мире

(П)





Оценить изобразительные средства (П)

V. Первичное закрепление

Предлагается прочитать текст «Бедность славянского Олимпа»

Так ли он беден ?

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы

Формирование монологической речи

VI Рефлексия

Цель: определить пробелы усвоения

Решить тесты

Анализ полученных знаний

Развитие навыков самостоятельной работы

VII Организация

Д/з

Цель: организовать поуровневое  д/з

« 3» уровень - прочитать § 4, ответить на вопросы 1-4, уметь показывать по карте племена восточных славян, знать определения новых слов.

«2 уровень» - составить рассказ по иллюстрации в учебнике,

«1 уровень» - составить кроссворд с ключевым словом славяне

Дифференцировать задания

Выполнить задания 21, 22, 23 в печатной тетради.

Умение работать с текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...