III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы – 2-3 минуты | - Обратимся к историческим документам. Какой осталась Крымская война в памяти народа — как славная или позорная страница в истории России? - Как можно оценить итоги войны, судя по условиям Парижского мирного договора, - как победу или поражение? - Какое наблюдается противоречие?
- Какую проблему урока нам предстоит решить?
| - Первый документ. Несмотря на проигрыш, Крымская война в памяти народа остается славной страницей (открывается левая сторона).
- Второй документ. Парижский мир, заключенный после войны — позор для России (открывается правая сторона).
- Войну проиграли, но считаем ее славной страницей истории. - Почему проигранная война считается в России славной страницей истории? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
|
V. Актуализация знаний — 3 минуты | - Кто в данный период был императором нашего государства? - Приведите 3-4 доказательства того, что Россию в первой половине XIX века можно считать великой державой (фрагмент из фильма «Романовы» для напоминания – Фильм 7, 20.19-20.45 мин.).
- Устраивала ли такая ситуация страны Запада?
- Возвращаемся к теме урока. Какие вопросы мы должны рассмотреть, изучая Крымскую войну? (каждой группе раздается таблица для заполнения) | - Николай I
- Сохранение порядка, установленного Венским конгрессом (подавление восстаний в Польше и Венгрии), успехи в решении «восточного вопроса» (русско-турецкая и русско-иранская война), Николай I – «последний рыцарь в Европе».
- Нет, усиление России не нравилось большинству европейских стран.
- Годы, причины, повод, основные действия, итоги. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника схемы, видео). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. |
VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) — 15 минут | - Используя материал учебника (п.1), докажите, что Николай I в конце 1840-х — начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку.
- Какую главную цель поставил перед собой Николай I (п.1)? Может ли это стать причиной войны? Работа с картой (заполнение таблицы в группах — 2 строка). - Используя материал учебника (п.1) заполните первые 4 строчки таблицы — 6 минут
- В Крымской войне выделяют 3 этапа. Сейчас нам предстоит работа по группам. 1 группа — I этап, 2 группа — II этап, 3 группа — III этап (п.2, п.3, п.4 соответственно). Необходимо, используя материал учебника, найти хронологические рамки, основные действия на соответствующем этапе войны. У каждой группы имеется набор тезисов, задача — выбрать те, которые соответствуют вашему этапу? По одному представителю от группы сообщают о результатах работы. 6 минут В это время — индивидуальное задание: используя Интернет-ресурсы, сравнить сухопутную армию и флот России и союзников в Крымской войне (проверяется до заполнения таблицы). Какой исход войны из данных сведений можно предположить? – 1 минута
- Обратите внимание на презентацию. Работа с картой – Синопское сражение, Севастополь; Герои Севастополя (Корнилов, Нахимов, Тотлебен, матрос Кошка, Дарья Севастопольская-Михайлова; воспоминания участников обороны Севастополя) – после работы в группах
- К чему привели мужество и героизм русских людей в Крымской войне? (п.4, последний абзац) — заполняем 5 строку таблицы -2 минуты
- А теперь давайте вернемся к видео в начале урока, в чем же был неправ американский президент? - Что еще можно добавить в графу «Проигранная война», что было причиной поражения?
- Что можно занести в графу «Славная страница»? | - Не предполагал, что европейские страны объединяться и выступят против России. («Проигранная война» - объединение европейских стран против России – внешнеполитическая ошибка императора)
- Овладеть проливами Босфор и Дарданеллы; освободить народы Балкан от турок.
«Крымская война» Годы войны | 1853-1856 гг. | Причины | Овладеть проливами Босфор и Дарданеллы; освободить народы Балкан от турок | Повод | Спор из-за ключей Вифлеемского храма между католиками и православными | Начало войны | Россия ввела войска в дунайские княжества (Молдавию и Валахию), Турция объявила войну России | Итоги |
|
- В армии и флоте у России нет преимуществ. Главная причина — не в количестве, а в качестве: флот устарел (парусники), отсутствие передового вооружения (старые гладкоствольные ружья) (в «Проигранную войну» – устаревший флот, отсутствие передового вооружения). Можно было предположить, что война завершится неудачей для России (результат индивидуальной работы).
«Крымская война» Годы войны | Заполнены на предыдущем этапе работы | Причины | Повод | Начало войны | Действия (на доске прикрепляются магнитами) | I этап - октябрь 1853 - март 1854 гг.; Синопское сражение, антироссийский военный союз, вступление в войну Турции, Англии, Франции, Сардинии; победы русских войск на дунайском театре и на Кавказе; Нахимов П.С. ! Преимущество у России II этап - март-сентябрь 1854 г.; атаки англо-французской эскадры на Балтийском, Белом и Черном морях; битва на р. Альме; высадка англо-французского десанта в Крыму; Паскевич И.Ф.; Меншиков А.С. ! Инициатива переходит к союзникам III этап - сентябрь 1854-август 1855 гг. (349 дней); оборона Севастополя; Корнилов В.А.; Нахимов П.С.; первая сестра милосердия - Дарья Севастопольская; мужество и героизм жителей; Севастополь занят войсками союзников; ! Поражение России | Итоги |
|
- Противники были настолько обескровлены и измучены в боях, что оказались неспособны продолжать войну. 1856 г. - Парижский мирный договор
«Крымская война» Годы войны | Заполнены на предыдущем этапе работы | Причины | Повод | Начало войны | Итоги | 1856 г. - Парижский мирный договор: часть Бессарабии и устье Дуная — к Турции, запрет иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы, возврат Севастополя в обмен на крепость Карс |
- В ходе войны мы не потеряли Крым и Севастополь, лишь лишились права иметь флот, крепости и арсеналы. - «Проигранная война»: Отсутствие союзников; объединение европейских стран против России — внешнеполитическая ошибка императора; отсутствие передового вооружения; устаревший флот; отсутствие коммуникаций. Главная причина — военно-экономическая отсталость России, крепостное право. - «Славная страница»: Оборона Севастополя, сестры милосердия, мужество и героизм русских людей, Синопское сражение. | Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группе. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). |
VII. Выражение решения проблемы – 2 минуты | – Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (в подтверждение слов — фрагмент фильма «Романовы» - Фильм 7, 21.50-22.55 мин.) - 18 марта 2014 г. – годовщина воссоединения Крыма с Россией (упомянуть об этой дате) | С одной стороны, Крымская война продемонстрировала военно-экономическую отсталость России от передовых стран Запада, а с другой — стойкость и мужество русских воинов. | Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. Регулятивные УУД 1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
|