конспект урока по истории 5 классе на тему "В афинском театре"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект урока разработан для урока истории в 5 классе.Урок направлен на развитие исторического кругозора учащихся по истории Древнего мира, Сформировать представление о театре, как древнегреческом достоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_afinskom_teatre.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: В афинском театре
Предмет /класс | История/ 5 |
Преподаватель | Злыднина Ольга Григорьевна, учитель 1 кв. категории |
Педагогические | Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, формированию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства; создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые | Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира |
Личностные | Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины | Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия |
План урока |
|
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Учебная картина «В древнегреческом театре» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с картой | – Историю какой страны изучаем? – Назовите наиболее известные города Древней Греции. – Что мы знаем про них? – Что такое демократия? Где она зародилась? – В Древней Греции зародилось не только новое устройство государства, но и многое другое. Что из Греции пришло к нам? | Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту. Объясняют значение понятия «демократия», называют родину демократии. Перечисляют изобретения и открытия древних греков | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Беседа по вопросам, работа с картой |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение учителя | Мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Давайте вспомним и назовём любимое общегреческое празднество? ( Олимпийские игры).
– Ребята, а вы когда-нибудь были в театре? Не менее любимым зрелищем эллинов были театральные представления, которые являлись школой воспитания высоких гражданских чувств. Какая будет тема нашего урока? – Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи, а театр существует до сих пор. Значит, это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе. | Называют известные театры. Слушают сообщение учителя. Называют тему урока : «В Афинском театре» запись темы в тетради. В тетради на ленте времени отмечают возникновение театра в Древней Греции. театр – по-гречески зрелище, театр - демократическое зрелище | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; используют в общении правила вежливости | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Возникновение театра Выявление места затруднения. | Беседа по вопросам. Работа с источником | Предлагает вариант учебника «В афинском театре ». Работа с учебником п.1 § 39 Кто такой Дионис? Почему с его именем связано возникновение театра в Греции? Основная цельнашего урока: Почему театр в Греции стал всенародным достоянием. Дело в том, что греки могли посмотреть театральное представление только на праздниках в честь Диониса, которые были несколько раз в году (в марте, декабре, в конце января) Это было любимое зрелище. | Ставят цели.
Ответы учащихся. Работа с источником (группы.) Рассказывают о зарождении театра, первых представлениях, связанных | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; используют в общении правила вежливости | Беседа по вопросам |
Динамическая пауза | Проводят физ. Минутку ига «Соответствует – не соответствует»
| Формирование ответственного отношения к своему здоровью. | |||
Здание театра, актеры и хор | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с картиной, иллюстрациями, беседа | Опираясь на картину, рассказывает На время театральных представлений деловая жизнь в городе умирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. Театральные представления начинались в 7 часов утра и продолжались до захода солнца: подряд ставили несколько спектаклей. – Почему представления начинались – Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам? Театр состоит из 3-х частей: 1 – места для зрителей, 2 часть орхестра, круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор, в центре орхестры статуя Диониса, 3 часть скены, это была примыкавшая к орхестре постройка. Театр имел форму огромной чаши, которая как рупор усиливала звук человеческого голоса. | Описывают картину, иллюстрации. Раскрывают значения терминов. Называют части театра. Высказывают свое мнение при обсуждении вопросов Объясняют значение термина «сатиры» 1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации. 2. Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | Беседа по вопросам, рассказ по картине |
На представлениях трагедии и комедии | Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа | Работа с источниками, сравнение трагедии и комедии по самостоятельно определенным критериям ( работа в группах)
| Различают комедию и трагедию, раскрывают значения терминов
| Познавательные: владеют умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют сравнение | Беседа по вопросам Работа с документом |
V. Закрепление знаний | Групповая. Практический, словесный. Работа с таблицей, беседа | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль Предлагает сравнить древнегреческий и современный театры, заполнить таблицу ( Приложение 1). Осуществляет проверку выполненной работы. Мини-тест. «Да» или «Нет» (Приложение 2) - Почему театр в Греции стал всенародным достоянием? Театральные представления наряду с Олимпийскими играми, были любимыми зрелищами эллинов. Театр греки называли « школой для взрослых». - Почему? (Театр воспитывал в эллинах лучшие человеческие чувства.) - Чему мог учить древнегреческий театр? (поступок Антигоны давал зрителям пример мужества, выполнения долга вопреки воле власть имущих) Трагедии призывали любить и оберегать Отечество. Комедии высмеивали жуликов и проходимцев, обманщиков, клеветников, доносчиков (Аристофан – «Птицы».) Театр вмещал едва ли не весь город. | Заполняют таблицу. Объясняют, что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве. Сопоставляют свои ответы с ответами других групп Театральные представления, которые происходили дважды в год, носили общенародный характер. На них собирались едва ли не все взрослые граждане Аттики: театр Диониса, расположенный под открытым небом естественным амфитеатром на склоне Акрополя, вмещал до семнадцати тысяч человек — втрое больше, чем сходилось на самое важное и многолюдное народное собрание. Представления были не просто развлечением, они входили как составная часть в торжественные религиозные празднества, открывались жертвоприношением в честь богов, совершаемым от лица государства. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: умеют работать в группе, задавать вопросы; понимают речь других | Таблица, беседа по вопросам |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Покажите смайлик. • доволен / недоволен; • не устал / устал; • полезен / бесполезен; • интересно / неинтересно | Заканчивают предложения: • доволен / недоволен; • не устал / устал; • полезен / бесполезен; • интересно / неинтересно | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества, результаты уровня усвоения изучаемого материала Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Беседа по вопросам Выражение своих мыслей, контроль и оценка процесса результата деятельности. |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. | Комментирует задание. § 39, задание проверь себя. Задание среднего уровня: описать здание театра по рисунку; | Воспринимают | Регулятивные: принимают учебную задачу | Индивидуальные задания |
Ресурсный материал к уроку
Приложение1.
Вопросы | Древнегреческий театр | Современный театр |
Где происходят представления? | В особом здании под открытым небом | В особом здании, чаще всего закрытом |
Как часто происходят представления? | Несколько раз в год | Постоянно |
Кто может быть зрителем? | Любой, купивший билет (беднякам выдавали деньги для покупки билета) | Любой, купивший билет |
Кто участвует в представлениях | Профессиональные актеры | Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? | Мужчины | Мужчины и женщины |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1.
Вопросы | Древнегреческий театр | Современный театр |
Где происходят представления? | ||
Как часто происходят представления? | ||
Кто может быть зрителем? | ||
Кто участвует в представлениях | ||
Кто исполняет мужские и женские роли? |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 2.
Мини - тест.
- Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей тем, что:
а) внимание зрителей было сосредоточено на актёре ( если « да», то +, если «нет» - ( -)
б) правители тоже участвовали в представлениях? -
в) зрелище было общедоступным? +
г)возвеличивали деяния богов и царей? -
2. Древнегреческий театр схож с современным тем, что
а) играли профессиональные актёры? +
б) любой желающий мог посетить представление, заплатив деньги?
в)представления происходили в специальном здании +
г) актёры играли в масках?+
д) играли только трагедии? -
Ресурсный материал к уроку
Приложение 2.
Мини - тест.
- Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей тем, что:
а) внимание зрителей было сосредоточено на актёре ( если « да», то +, если «нет» - ( -)
б) правители тоже участвовали в представлениях?
в) зрелище было общедоступным?
г)возвеличивали деяния богов и царей?
2. Древнегреческий театр схож с современным тем, что
а) играли профессиональные актёры?
б) любой желающий мог посетить представление, заплатив деньги?
в)представления происходили в специальном здании
г) актёры играли в масках?
д) играли только трагедии?
Приложение
- Комедия Аристофана «Лягушки»
Комедия Аристофана «Лягушки» впервые была поставлена на Линнеях в 405 году до н. э. «Лягушки» — это значит,
что хор в комедии одет лягушками и песни свои начинает квакающими строчками: «Брекекекекс, коакс, коакс! / Брекекекекс, коакс, коакс! / Болотных вод дети мы, / Затянем гимн, дружный хор, / Протяжный стон, звонкую нашу песню!» Но лягушки эти — не простые: они живут и квакают не где-нибудь, а в адской реке Ахероне, через которую старый косматый лодочник Харон перевозит покойников на тот свет.
По сюжету «Лягушек», бог вина и театра – Дионис, обеспокоенный после смерти двух великих трагиков своей судьбой в Афинах, решает отправиться в подземное царство, чтобы привести на землю Еврипида – по его мнению, лучшего трагического поэта. Аристофан изображает Диониса в привычной комедийной манере: трусом и хвастуном. В подземный мир Дионис спускается вместе со своим рабом, а так как рабу было тяжело нести багаж своего господина, то они просят случайно проносимого здесь покойника помочь им в этом. Покойник заламывает большую цену. Бедный Дионис вынужден отказаться. Хотя Дионис надел на себя львиную шкуру, взял в руки палицу наподобие Геракла, чтобы внушить к себе доверие, но от этого становится еще смешнее.
С точки зрения композиции в комедии явственно прослеживаются три плана: путешествие Диониса в подземное царство и его приключения, в которые вклиниваются анапесты корифея; высказывания по политическим вопросам, и, наконец, литературный спор Эсхила с Еврипидом, облеченный в форму агона.
Приложение
- комедия Аристофана «Птицы»
По предложению хитрого афинянина птицы строят город между землей и небом. Раньше боги питались дымом отжертв, приносимых людьми. Теперь птицы перехватывают его. Тайком от Зевса к птицам приходит переодетый девушкой Прометей. Прометей рассказывает, что богам, лишенным жертв, грозит голодная смерть. Вслед за ним появляются послы от Зевса Посейдон и Геракл. Афинянин требует, чтобы Зевс выдал за него замуж свою дочь и передал птицам власть над миром. Онобещает устроить роскошный свадебный пир. Геракл изображен в комедии обжорой, согласным на все, лишь бы его угостили хорошим обедом, а Посейдон - безвольным простаком. Ловкий афинянин получает от них согласие выдать за него замуж дочь Зевса.
Приложение
1. Трагедия Софолка «Антигона»
Два брата убивают друг друга на поединке. Так как один из них привел на родную землю врагов, царь запретил под страхом смерти хоронить его. Сестра убитого - Антигона не побоялась смерти и погребла брата. Разгневанный царь приказал похоронить девушку заживо в гробнице. Мудрый слепец предсказывает, что царя ждет отмщение за нарушение обычаев и жестокость. Царь решает освободить Антигону, но она уже умерла.
Из песни хора в трагедии «Антигона»
В мире много сил великих, но сильнее
человека нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый, по волнам седого моря,
сквозь ревущий ураган …
Создал речь и вольной мыслью овладел,
подобно ветру.
И законы начертал …
Злой недуг он побеждает, и грядущее
предвидит многоумный человек.
Но и царь непобедимый, если нет в нем правды вечной,
на погибель обречен.
Приложение
- Трагедия Эсхил «Прометей прикованный»
В трагедии Гефест по приказанию Зевса приковывает Прометея к скале и пробивает ему грудь железным гвоздем. Прометей рассказывает хору, что он принес людям огонь, научил их строить дома, приучать животных, обучил «науке чисел и грамоте». За это Зевс разгневался на Прометея.
Прометей знает, кто в будущем лишит Зевса власти. Гермес от имени З6евса грозит ему страшными муками, если он не раскроет эту тайну. Хор осуждает богов, сочувствует Прометею, но уговаривает его уступить. Прометей гордо отвечает «прслужнику Зевса»: Ни казни нет, ни хитрости, какой
Меня заставит Зевс сказать о тайне.
Так пусть же молнией разит,
Подземным громом пусть гремит,
Смешает небо в белокрылую метель –
Все до основания уничтожит:
Меня не сломит он, и не скажу я,
От чьей руки он потеряет власть.
Трагедия кончается тем, что при громовых раскатах и блеске молний скала с прикованным Прометеем проваливается под землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и приведены ист...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»
План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...
Конспект урока в 5 классе "Заочное путешествие в театр"
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства.Задачи:Личностные: Самоопределение:научить слушать и понимать музыку балета, ...
Конспект урока по истории Класс: 5
Конспект урока по истории Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...
Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...
Конспект урока по истории на тему "В афинских школах и гимнасиях" (5 класс)
урок изучения новой темы...
Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс
Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс...