Конспект урока в 5 классе "Заочное путешествие в театр"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

МИНИКЕЕВА ЕЛЕНА МИДХАТОВНА

Цель  урока:

Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства.

Задачи:

Личностные: 

 Самоопределение:

научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование:

 повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация:

осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

Метапредметные :

познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

Предметные:

·        учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

·        произведения;

·        развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

·        образное содержание;

·        воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

·        желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zaochnoe_puteshestvie_v_teatr.docx36.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шимановская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Тема урока:

«Заочное путешествие в театр»

5 класс

Подготовила и провела:

учитель музыки

Е,М.Миникеева

2016

 Цель  урока:

Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального  искусства.

Задачи:

Личностные: 

 Самоопределение:

научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование:

 повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация:

осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

Метапредметные :

познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

Предметные:

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
  • произведения;
  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
  • образное содержание;
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
  • желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Тип урока  - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся:

  • групповая;
  • коллективная;
  • индивидуальная.

Методы: 

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.

Техническое оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • синтезатор.
  • Музыкальный материал:
  • Танец Феи Драже;
  • Вальс  цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Танец феи Драже», «Испанский танец»;
  • музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:
  • нотный материал;
  • кроссворд по теме «Балет»;
  • текст песни «Новогоднее настроение»;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока:

I. Организационный момент, музыкальное приветствие

Презентация. Слайд №1 -Тема урока

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик». П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

Слайд №2

Учитель: Как переводится слово « Опера»? Где возникла опера? В каком веке? Что означает слово «Бельканто»? Какие виды искусства соединяются в опере? Что такое «Либретто»? С какой оперой мы познакомились на прошлом уроке? Кто является автором музыки?

Ученики: Опера «Садко», которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Слайд №3 - портрет Н.А.Римского-Корсакова.

Учитель:С какой оперой этого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Слайд№ 4 -   фото Садко из оперы

Учитель:

 Опера–былина «Садко» рассказывает об отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце, господина Великого Новгорода. Давайте послушаем фрагменты из оперы «Садко».

Восприятие  музыки:

  • Вступление к опере «Садко»;
  • Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».

Учитель: Сегодня нам предстоит еще  одно путешествие в музыкальный  театр, а точнее: мы отправимся в театр оперы и балета.

Слайд№5 - фото театров мира.

Учитель: У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:

Презентация. Слайд № - портрет и высказывание А.С.Пушкина

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

(А.С.Пушкин)

Презентация. Слайд № 6 - Балет – определение

      Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.                 Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов.

      Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами.

 Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только

 аккомпаниментом к танцам.

     П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор  русский балет получил мировую известность и славу.  

      Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Ученики: Щелкунчик.

Презентация. Слайд №7

Первая постановка балета «Щелкунчик» состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?

Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.

Краткое содержание( Ученики с учителем вспоминают содержание сказки)

 Действие I

Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.

Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц  вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.

Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой.

Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.

В отчаянии она снимает с себя туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звёздным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

Действие II

Мари и Принц любуются красотой звёздного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.

Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.

Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Учитель: балет «Щелкунчик» имеет и второе название – «Рождественская сказка», потому что действие происходило в сочельник перед Рождеством. Мы с вами тоже готовимся встретить новогодние праздники и специально выучили очень хорошую песню «Новогоднее настроение». Давайте исполним ее.

Исполнение песни:  «Новогоднее настроение»

1.Нoвoгoднee сeгoдня нaстрoeниe.

  Нaм зимa читaeт вслуx стиxoтвoрeниe.

  Нaрoдился Нoвый гoд

  Зaпустился стрeлoк xoд.

Мы живём с тoбoй в вeкax и мгнoвeнияx.

Припев:

Нoвый гoд, Нoвый гoд

Пo сугрoбaм идёт.

Пeсню стaрыx чaсoв

Oн пo свeту нeсёт.

Пусть удaчa нaйдёт

Всex ктo вeрит и ждёт

Вoт тaк чудo чудeс - Нoвый гoд.

2.A сeкунды тaют лёгкими снeжинкaми

  И смeётся врeмя дeтскими ужимкaми.

  Ну пoпрoбуй дoгoни

  Впeрeди oн, впeрeди.

  Ты пoймaй eгo xoть рaз

  Нa мгнoвeниe.

Домашнее задание:

  1. Разгадать  кроссворд  по теме: «Балет»:

Вопросы к кроссворду:

1.В основу оперы, балета берется «книжечка»…..?
2. Бах, Чайковский,Моцарт, Глинка….Что создавали?
3. Бывает драматический, бывает музыкальный,идет в тетре, на сцене, его придумал режиссер….?
4. Их создает художник для оформления сцены?
5.Полонез, вальс, полька…Что это?

  1. Нарисовать главных героев балета «Щелкунчик»;
  2.  читать учебник   стр.58-63.

Итог урока:

Учитель: Ребята, у вас на парте лежат  нотки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную нотку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

Выставление оценок. Окончание урока.

Слайд №- Cпасибо за сотрудничество!

Список литературы:

  1. Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.
  2. Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.
  3. Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977—1979.
  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63.
  5. Яснов М. Чайковский. – СПб.:  «Азбука-классика»; «Нота МИ», 2006.

Список сайтов

  1. Стихотворение Владимира Миодушевского «Театр» на сайте http://offtop.ru/theatre/v1_526092_5.php
  2. Песня  «Новогоднее настроение» музыка  слова Н.Тулуповой (плюс и минус) на сайте http://s-f-k.forum2x2.ru/t1333-topic
  3. П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи. Персоналии. Фотоальбом. На сайте http://www.tchaikov.ru/1888-409.html
  4. http://www.balletmusic.ru/dances_6.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Путешествие в Великобританию".

Это коллективный творческий проект учащихся. Они провели большую творческую работу и использовали материалы своих друзей, побывавших в Великобритании"....

Конспект урока по теме "В музыкальном театре. Балет "Ярославна"

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора)....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности Путешествие в театр

Авторская  разработка конспект   для  детей  с   ОВЗ(старший  дошкольный  возраст) с использованием презентации "Знакомство с театром"...

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Конспект урока по французскому языку. Тема "Театр"

План-конспект урока по ФЯна тему: «Le Théâtre» Цель урока: Способствовать дальнейшему развитию иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, уче...

конспект урока 5 кл. "В афинском театре"

конспект урока 5 кл "В афинскм театре"...