Конспект урока в 5 классе "Заочное путешествие в театр"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Цель урока:
Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства.
Задачи:
Личностные:
Самоопределение:
научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование:
повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация:
осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
Метапредметные :
познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
Предметные:
· учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
· произведения;
· развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
· образное содержание;
· воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
· желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zaochnoe_puteshestvie_v_teatr.docx | 36.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шимановская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Тема урока:
«Заочное путешествие в театр»
5 класс
Подготовила и провела:
учитель музыки
Е,М.Миникеева
2016
Цель урока:
Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства.
Задачи:
Личностные:
Самоопределение:
научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование:
повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация:
осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
Метапредметные :
познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
Предметные:
- учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
- произведения;
- развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
- образное содержание;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
- желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся:
- групповая;
- коллективная;
- индивидуальная.
Методы:
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.
Техническое оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- музыкальный центр;
- синтезатор.
- Музыкальный материал:
- Танец Феи Драже;
- Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
Материалы:
- слайдовая презентация;
- видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Танец феи Драже», «Испанский танец»;
- музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:
- нотный материал;
- кроссворд по теме «Балет»;
- текст песни «Новогоднее настроение»;
- музыкальные фонограммы.
Конспект урока:
I. Организационный момент, музыкальное приветствие
Презентация. Слайд №1 -Тема урока
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик». П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
II. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра.
Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Слайд №2
Учитель: Как переводится слово « Опера»? Где возникла опера? В каком веке? Что означает слово «Бельканто»? Какие виды искусства соединяются в опере? Что такое «Либретто»? С какой оперой мы познакомились на прошлом уроке? Кто является автором музыки?
Ученики: Опера «Садко», которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Слайд №3 - портрет Н.А.Римского-Корсакова.
Учитель:С какой оперой этого композитора мы познакомились на прошлом уроке?
Слайд№ 4 - фото Садко из оперы
Учитель:
Опера–былина «Садко» рассказывает об отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце, господина Великого Новгорода. Давайте послушаем фрагменты из оперы «Садко».
Восприятие музыки:
- Вступление к опере «Садко»;
- Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».
Учитель: Сегодня нам предстоит еще одно путешествие в музыкальный театр, а точнее: мы отправимся в театр оперы и балета.
Слайд№5 - фото театров мира.
Учитель: У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Презентация. Слайд № - портрет и высказывание А.С.Пушкина
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
(А.С.Пушкин)
Презентация. Слайд № 6 - Балет – определение
Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами.
Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только
аккомпаниментом к танцам.
П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.
Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Ученики: Щелкунчик.
Презентация. Слайд №7
Первая постановка балета «Щелкунчик» состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?
Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.
Краткое содержание( Ученики с учителем вспоминают содержание сказки)
Действие I
Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.
Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.
Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой.
Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.
В отчаянии она снимает с себя туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звёздным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.
Действие II
Мари и Принц любуются красотой звёздного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.
Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.
Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…
Учитель: балет «Щелкунчик» имеет и второе название – «Рождественская сказка», потому что действие происходило в сочельник перед Рождеством. Мы с вами тоже готовимся встретить новогодние праздники и специально выучили очень хорошую песню «Новогоднее настроение». Давайте исполним ее.
Исполнение песни: «Новогоднее настроение»
1.Нoвoгoднee сeгoдня нaстрoeниe.
Нaм зимa читaeт вслуx стиxoтвoрeниe.
Нaрoдился Нoвый гoд
Зaпустился стрeлoк xoд.
Мы живём с тoбoй в вeкax и мгнoвeнияx.
Припев:
Нoвый гoд, Нoвый гoд
Пo сугрoбaм идёт.
Пeсню стaрыx чaсoв
Oн пo свeту нeсёт.
Пусть удaчa нaйдёт
Всex ктo вeрит и ждёт
Вoт тaк чудo чудeс - Нoвый гoд.
2.A сeкунды тaют лёгкими снeжинкaми
И смeётся врeмя дeтскими ужимкaми.
Ну пoпрoбуй дoгoни
Впeрeди oн, впeрeди.
Ты пoймaй eгo xoть рaз
Нa мгнoвeниe.
Домашнее задание:
- Разгадать кроссворд по теме: «Балет»:
Вопросы к кроссворду:
1.В основу оперы, балета берется «книжечка»…..?
2. Бах, Чайковский,Моцарт, Глинка….Что создавали?
3. Бывает драматический, бывает музыкальный,идет в тетре, на сцене, его придумал режиссер….?
4. Их создает художник для оформления сцены?
5.Полонез, вальс, полька…Что это?
- Нарисовать главных героев балета «Щелкунчик»;
- читать учебник стр.58-63.
Итог урока:
Учитель: Ребята, у вас на парте лежат нотки двух цветов. Оцените наш урок.
Поднимите красную нотку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.
Выставление оценок. Окончание урока.
Слайд №- Cпасибо за сотрудничество!
Список литературы:
- Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.
- Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.
- Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977—1979.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63.
- Яснов М. Чайковский. – СПб.: «Азбука-классика»; «Нота МИ», 2006.
Список сайтов
- Стихотворение Владимира Миодушевского «Театр» на сайте http://offtop.ru/theatre/v1_526092_5.php
- Песня «Новогоднее настроение» музыка слова Н.Тулуповой (плюс и минус) на сайте http://s-f-k.forum2x2.ru/t1333-topic
- П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи. Персоналии. Фотоальбом. На сайте http://www.tchaikov.ru/1888-409.html
- http://www.balletmusic.ru/dances_6.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Путешествие в Великобританию".
Это коллективный творческий проект учащихся. Они провели большую творческую работу и использовали материалы своих друзей, побывавших в Великобритании"....
Конспект урока по теме "В музыкальном театре. Балет "Ярославна"
Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора)....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности Путешествие в театр
Авторская разработка конспект для детей с ОВЗ(старший дошкольный возраст) с использованием презентации "Знакомство с театром"...
план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...
Конспект урока по французскому языку. Тема "Театр"
План-конспект урока по ФЯна тему: «Le Théâtre» Цель урока: Способствовать дальнейшему развитию иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, уче...
конспект урока 5 кл. "В афинском театре"
конспект урока 5 кл "В афинскм театре"...
Тест у уроку музыки "Первое путешествие в театр. Опера"
Тест по теме...