Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и приведены исторические задачи, игровые моменты, которые могут быть использованы учителем на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса». | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Казакова Евгения Николаевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404 г. Москвы
Конспект урока в 5 классе,
на тему: «В театре Диониса».
Цель урока: познакомить учащихся с развитием греческого театра.
Задачи:
1. Образовательная:
-Познакомить с происхождением театра, его устройством.
- Познакомить с игрой актеров.
- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.
- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.
2. Развивающая.
Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.
3. Воспитательная :
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые
создали шедевры мировой культуры.
Учебное оборудование :
- Иллюстрации по теме « Греческий театр»
- Слайды: «Театр Древней Греции».
Ход урока.
- Организационный момент.(1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку, объявления темы урока, задач на урок: продолжим знакомство с культурой древних греков.
- Проверка домашнего задания .(10мин.)
По параграфу 38: В Афинских школах и гимнасиях.
Фронтальная беседа по вопросам:
Задание в рабочей тетради №38.
- кого греки называли педагогами?
- Кого называют педагогами в наши дни?
- Где учились дети в Греции? (в школах, в палестрах)
- Кто мог обучаться в афинских школах? (сыновья афинских граждан)
- Чему обучались мальчики в школах?
(Обучались читать, писать, считать, рисовать, учили наизусть стихи, поэмы Гомера, играли на музыкальных инструментах, пели хором – искусство хорового пения)
- Афиняне были убеждены, что без музыки нельзя стать настоящим человеком. Как вы считаете, они правы? (музыка сопровождала греков в течение всей жизни: тренировались спортсмены, шли в бой, музыка звучала на праздниках и в театре.)
- Что использовали для письма? (дощечки с воском, стиль, папирус.)
- Где продолжали обучение мальчики после 12 лет? (в палестре.)
- Чему учили мальчиков в палестрах? ( занимались гимнастикой, спортом: бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой. Считалось, что гимнастика придает телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым.)
- Где взрослые греки проводили свое свободное время? (в гимнасиях)
Мальчики после 16 до 18 лет, а с 18 лет 2 года проходили военную подготовку. В 20 лет становились полноправными гражданами.
- Что такое гимнасии и чему там обучались? Гимнасии- школы для взрослых.
Самые известные в Афинах – Ликей (отсюда слова «лицей») и Академия. Там выступали ученые, учились красноречию.
- В чем различие между обучением афинских и спартанских мальчиков?
В какой школе вы хотели бы учиться: в афинской или спартанской?
- Греки гордились тем, что среди них не было неграмотных! Что этому способствовало? (простота овладения алфавитом)
- У кого заимствовали греки алфавит? (у финикийцев.)
- В чем разница? ( добавили гласные)
- Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Зачем отец это сделал? (хотел помочь сыну обучиться грамоте.)
- Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех. И позже всех перестают ее посещать. Предположите, почему мальчики из бедных семей учились недолго (за учебу надо было платить, хотя плата в Афинах была небольшой, сыновья бедняков рано начинали сами работать.)
- Сравните обучение в современной школе и в афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?
Расскажите, чему учили девочек в Афинах? ( Девочек воспитывали дома родители: читать, писать, занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству.)
- Изучение нового материала.(20мин.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как возник театр в Греции.
Работа по слайдам:
1слайд: План.
- Возникновение театра.
- В древнегреческом театре.
- Трагедия.
- Комедия.
2 слайд: Задание на урок:
Что общего между современным и древнегреческим театрами?
3 слайд: Возникновение театра.
Слово «театр»- в переводе с греческого - «зрелище» («место для зрелищ») Возник на основе религиозных праздников в четь бога Диониса (покровителя виноделия.)
Праздники проводились дважды в год. Главный из них – великие Дионисии, был в марте.
Праздники проводились так:
1 часть – Официальная: представление Диониса, мифы о нем. Пел хор, приветствуя Бога, надевая козлиные шкуры. - Называется «песнь козлов» - Трагедия.
2 часть. – Карнавальное веселье. (или «веселое шествие») от сл. Комос - комедия.
Пели народные песни, злые, сатирические, злободневные, непристойные.
4 слайд: В 6 в. до н.э. ( больше 2500 лет назад) был введен сценарий –так появились 1 спектакли.
Появляются авторы – люди, которые писали пьесы для театра – драматурги.
(сначала для трагедий, для хора, позже – для комедий.)
Строятся специальные площадки для выступлений – театры.
5слайд: Все посетители театра делились на 2 группы:
- почетные гости – посещение театра было бесплатным.
- Обычные зрители. Покупали билеты: особые жетоны.
6 слайд. В древнегреческом театре:
Здания строились под открытом небом, на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.
7 слайд: Здание состояло из 3-х частей: Рабочая тетрадь. Задание №40.
1.Места для зрителей (под №3) делились на секции. Под № 4- проходы между секциями.
2.Орхестра ( под №2)- круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. (отсюда слово «оркестр»)
3. Скене – постройка, к стене которой прикрепляли декорации ( отсюда слово «сцена»)
8 слайд: Актерская маска. В представлении участвовали три актера и хор. Актерами были только мужчины, игравшие и роли женщин. Меняя маски, один артист мог исполнять несколько ролей. Раскрашенные маски с большим, открытым ртом, который усиливай голос. Маски были разные: людей веселых ( для комедий) и грустных ( для трагедий) старых и молодых.
9 слайд: Хор на сцене. Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Например, никогда нельзя было показывать убийство, о нем рассказывал именно хор. Кроме того, хор подводил итоги пьесы. Пьесы были 2-х видов- трагедии и комедии.
10 слайд.: Трагедия – «песнь козлов» в которых действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель.
Софокл – знаменитый автор трагедий. Трагедия «Антигона»- прочит. С 7-8 уч.
11 слайд: Костюм актера - обувь на толстой подошве. Зачем? (чтобы казаться выше ростом, чтобы с последних рядов лучше было видно.)
12слайд: Эпизод из спектакля Антигона.
13 слайд: Комедия. – веселое шествие - комос - веселые и насмешливые представления, где действовали современники зрителей, а порой наряду с ними и герои мифов. Один из знаменитых авторов комедий – Аристофан - комедия «Птицы» п.4 уч. (Геракл изображен толстяком и обжорой) Аристофан был противником войны и несколько комедий посвятил защите мира.
- Работа над задачами:
Вывод: Театральные представления наряду с Олимпийскими играми, были любимыми зрелищами эллинов. Театр греки называли « школой для взрослых».
- Почему? (Театр воспитывал в эллинах лучшие человеческие чувства.)
-Аристофан писал о роли театра в жизни эллинов: «как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты»
- Подумайте, прав ли был Аристофан. Если да, то чему мог учить древнегреческий театр? (поступок Антигоны давал зрителям пример мужества, выполнения долга вопреки воле власть имущих) Трагедии призывали любить и оберегать Отечество (Эсхил « Персы») Комедии высмеивали жуликов и проходимцев, обманщиков, клеветников, доносчиков (Аристофан – «Птицы».)
Задание в рабочей тетради №41.
В театрах Древней Греции представления начинались в 7 часов утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей.
- Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? (В древности не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища можно было проводить только при свете дня.)
В течение 3-х дней представления следовали одно за другим. Авторы пьес, актеры и хор состязались между собой. По окончании Великих Дионисий судьи, избранные публикой, называли имена победителей.
- Закрепление изученного:
Проверим, как вы запомнили некоторые сведения и слова по теме: (хором добавляйте слова)
На холмах и среди склонов
Сотни местных и гостей.
Театр прославленной Эллады
Состоял из трех частей.
Для удобства посетителей
Лесенкою вниз – места для зрителей.
Для хора и актеров – специальное место,
Это площадка зовется - Орхестра.
То дворец, то берег моря
Нарисован на стене-
Театральная постройка называется - скене.
Прошло немало зим и лет,
А перед нами греческий билет –
Небольшие с буквами пластины
Из свинца иль обожженной глины.
Мелькают маски и костюмы,
Волнуют публику картины.
Все роли в греческом театре
Играли только лишь – мужчины.
Немного горя, слез и стона
В трагедии Софокла «Антигона»
Заставит всех повеселиться
Комедия Аристофана «Птицы»
Для умных и не очень,
Низких и рослых.
Театр в то время
Был школой для взрослых.
- Что общего между современным и древнегреческим театрами?
- В чем отличие греческого театра от театра наших дней?
Задача. Театр вмещал едва ли не весь город.
Почти в каждом греческом городе, включая колонии, был свой театр, а иногда и несколько ( в области Аттика, например, существовало больше десяти театров.) Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например , афинский театр Диониса имел около 17 тыс. мест.
Задумаемся над этими числами – нет ли тут противоречия: жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.
- Чем это можно объяснить?
(театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса. Но эти празднества устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.)
6.Подведение итогов: - Что общего между современным и древнегреческим театрами?
- В чем отличие греческого театра от театра наших дней?
- Что в современный театр пришло из древнегреческого?
Решение кроссворда.
7. Домашнее задание. Параграф №39 п.4 пересказ, в. №5, задания в рабочей тетради №40, №41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА 5КЛАСС "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ..."
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ - КОНКУРСНАЯ РАБОТА, ПОСВЯЩЁННАЯ 200 ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ" ...
План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс
План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...
Конспект урока и презентация по теме "В театре Диониса"
План урока разработан с учетом программного содержания и возраста учеников, по теме разработана красочная презентация . Проведению предшествует работа учащихся в группах с целью изготовления мас...
Конспект урока и презентация по теме "В театре Диониса"
План урока разработан с учетом программного содержания и возраста учеников, по теме разработана красочная презентация . Проведению предшествует работа учащихся в группах с целью изготовления мас...
Башкирский язык .План -конспект урока. 5класс
План-конспект по Башкирскому языку (государственному) для 5класса....
Методическая разработка план конспект по истории 5 класс "В театре Диониса"
В данной методической разработке представлен урок истории в 5 классе, с его целями и задачами и с поэтапным и подробным планированием.Главными целями урока являются:Образовательная:-Познакомить ...
Методическая разработка план конспект по истории 5 класс "В театре Диониса"
В данной методической разработке представлен урок истории в 5 классе, с его целями и задачами и с поэтапным и подробным планированием.Главными целями урока являются:Образовательная:-Познакомить с прои...