Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс
план-конспект урока по музыке
Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartinka_kozlyonka.docx | 34.8 КБ |
konspekt.docx | 29.56 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 366.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011
Используемое оборудование:
Аккордеон
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Краткое описание. Урок проводится во 2 классе, III четверти. Раздел «В музыкальном театре». Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, знакомство с понятием «опера».
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Планируемый результат: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.
.
Задачи:
- Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
- развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
- воспитывающие:, воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
- коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, декорации, солист, хор,
План урока:
- Организационный момент. Активизация внимания.
- Актуализация опорных знаний.
- Открытие новых знаний.
- Физминутка.
- Вокальная работа.
- Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу. Домашнее задание.
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ход урока:
«Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди»
- Орг. момент.
Просмотр видео «Спор Маши и Вити»
Сл. 1. Дети: Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…
Учитель: А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Но не простая сказка а…!
Прием «Необъявленная тема». Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!
2.Актуализация опорных знаний.
Прием «Шаг за шагом». (Класс делится на 3 группы, обычно по рядам, в группе выбирается лидер, который дает ответы).
- Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
- Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)
- Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (слушатель)
- Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
- Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)
- Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот? (Вальс)
- Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)
- Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
- Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)
- В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)
- Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (Декорации)
- Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы… (Аплодисменты)
Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Сл. 2. Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нём музыкальную сказку, в которой и вам придется принять участие.!!! Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!
3.Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.
Учитель: Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?
Дети: Волшебный клубочек.
Учитель: Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель совершает какие-нибудь манипуляции с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается презентация, на которой размещены слова – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. афиша к опере – сказке «Волк и семеро козлят» М.Коваля.
Сл. 3. Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет».
Сл. 4. Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей)
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят»)
Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка.
А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
Давайте войдем в театр….
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята и Волк).
Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.
(Прослушивание Колыбельной Мамы Козы)
Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?
Сл. 5. (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.)
Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.
(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).
Песенка Всезнайки.
Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:А я знаю за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
(разучивают слова песни с сопровождением)
2. Песенка Топотушки.
Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:
Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?
3. Песенка Бодайки.
Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"
4. Песенка Болтушки.
Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
5. Песенка Малыша.
У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:
Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.
Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).
Учитель: Дети отгадывают персонажей и определяют их характер:
Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.
Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.
Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.
Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажорный.
Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.
Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.
Учитель: Вот какие разные козлята. И охарактеризовать их что помогает?
Дети: Музыка.
4. Физминутка. Показ видео, дети танцуют вместе с героями видео.
Учитель: Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет... ?
Дети: Хор.
Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
(Прослушивание темы Малыша и Военного марш)
Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).
Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. (а сейчас с помощью волшебных масок мы превратимся в козлят. И каждый из вас постарается показать то, что делают в опере КОЗЛЯТА. Договорились? – да.!)
(Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша)
Молодцы!
Прием «Ассоциации». Сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.)
(Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка)
5.Вокальная работа
Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.
(Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят)
Разучивание попевки – хор из оперы Волк и семеро козлят «Целый день поем играем очень весело живем». Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.
Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.
6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Приём «Послушать – сговориться – обсудить» (работа в парах) Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения.
Например,
Опера, солист, хор.
Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.
Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.
Хор – коллектив певцов.
Домашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.
- Подведение итогов урока
Рефлексия.
- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?
- Где нас ждут чудеса?
Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Учитель: я вижу, что урок вам понравился. В сказках всегда добро побеждает зло. В каждой сказке есть чудеса. В опере-сказке «Волк и семеро козлят» произошло чудо – волк научился петь, а музыка объединила сердца наших героев. И мне хотелось бы закончить наш урок веселой песней «Спор Маши и Вити» Г. Гладкова. (слова на экране)
Давайте вспомним слова песни «Спор Маши и Вити» Г.Гладкова и под эту песенку выйдем из класса.
Дети выходят из класса с песней «Спор Маши и Вити» Г.Гладкова.
«Спор Маши и Вити.» Г.Гладков
Не бывает в наши дни чудес на свете!
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет кощея: это знают даже дети!
А сказки живут тут и там.
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди.
Есть на курьих ножках в сказке той избушка.
Поверить в такое смешно!
Там в царевну превращается лягушка.
Что смысла в наш век лишино!
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди.
На вопросы нам наука даст ответы.
А в лесу белоснежка живёт.
К дальним звёздам отправляются ракеты!
Но есть и ковёр-самолёт.
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие в музыкальный театр
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Бодайка , Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка , Малыш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в театральном объединении "Кукольный театр"Арлекин". Театрализация песни "Смелый козлик". 2 класс.
Конспект составлен с учётом требований ФГОС на основе песен-потешек, этюдов, инсценировки. Большое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию детей....
Конспект открытого урока по физ-ре в 5 классе на тему "Кувырок вперед"
Цель урока: «Совершенствование техники выполнения кувырка вперед».Задачи урока:Образовательные: 1. Повторить перекаты в группировке....
конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)
В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....
План-конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса на тему "Поворот махом на месте через лыжню вперед и через лыжню назад". УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
План-конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса на тему "Поворот махом на месте через лыжню вперед и через лыжню назад". УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ля...
Конспект урока на тему: "Тестирование наклона вперед из положения стоя" 2 класс УМК "Физическая культура" под редакцией В.И Лях
Конспект урока на тему: "Тестирование наклона вперед из положения стоя" 2 класс УМК "Физическая культура" под редакцией В.И Лях...
Конспект родительского собрания. Вперед к новым берегам
работа с родителями...