Окончание Смутного времени. Урок истории в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Коновалов Кирилл Андреевич
Методическая разработка урока истории для 7 класса по учебнику: А. А. Данилов. История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. – М., Просвещение, Сферы, 2013. Целью разработки является познакомить учащихся с событиями Смутного времени; подвести учащихся к пониманию причин окончания Смуты, побудительных мотивов руководителей и участников Второго ополчения; подвести учащихся к пониманию значения Дня народного единства 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окончание Смутного времени. История и значение Дня народного единства.

Методическая разработка урока истории для 7 класса.

Составитель: Кирилл Андреевич Коновалов, учитель истории и обществознания МБОУ Атепцевской СОШ, Московская обл.

По учебнику: А. А. Данилов. История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. – М., Просвещение, Сферы, 2013

Цели урока: познакомить учащихся с событиями Смутного времени; подвести учащихся к пониманию причин окончания Смуты, побудительных мотивов руководителей и участников Второго ополчения; подвести учащихся к пониманию значения Дня народного единства

Основные понятия: Семибоярщина, интервенция, Второе ополчение, Казанская икона Божией Матери, Земский собор, День народного единства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта «Смутное время начала XVII века в России».  

Предварительное задание: §2. 1-2 учащимся подготовить сообщения по теме «Казанская икона Божией Матери: история образа»

Ход урока.

  1. Вступление: учитель обращает внимание учащихся на празднование 4 ноября Дня народного единства, указывает, что история этого праздника берет начало в событиях начала XVII века.

  1. Проверка домашнего задания:

Устный опрос. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

- Каковы были причины Смуты?

- В чем сходство и отличия самозванцев – Лжедмитрия I и Лжедмитрия II?

- Каковы были причины народного движения под предводительством И. И. Болотникова, каков был состав его участников?

- Какова роль иностранных государств в Смутное время?

 

  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Угроза распада страны.
  2. Преодоление кризиса силами объединенного народа.
  3. История празднования Дня народного единства.

Угроза распада страны.

Учитель знакомит учащихся с событиями 1611 года (свержение Василия Шуйского, приход к власти Семибоярщины, польская интервенция), обращая внимание на то, что поляки видели в России завоеванную страну; в то же время в стране не было единого политического центра, различные группировки боролись между собой. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что эти события создали угрозу существованию России как независимого государства. На экране демонстрируется картина С. В. Иванова «В Смутное время».

Преодоление кризиса силами объединенного народа.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что осознание масштаба угрозы привело народные массы к осознанию необходимости преодоления социальных и национальных противоречий ради восстановления российской государственности. Учитель знакомит учащихся с историей создания и распада первого ополчения, обстоятельствами формирования второго ополчения, указывая на состав его руководителей и рядовых участников, источники финансирования. На экране демонстрируется картина К. Е. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода».

Учитель показывает на карте маршрут движения второго ополчения к Москве, знакомит учащихся с ходом боевых действий, указывает на значение Земского собора 1613 года в завершении Смуты, подводит учащихся к пониманию того, что покончить со Смутой удалось лишь благодаря объединенным усилиям всего народа. На экране демонстрируется один из чертежей (планов) Москвы XVII века (по выбору учителя).

История празднования Дня народного единства.

Учитель обращает внимание учащихся на особую роль религиозной символики в средневековом менталитете, указывает, что икона Божией Матери «Казанская», находившаяся в войске Минина, стала своеобразным знаменем ополчения и символом освобождения от интервентов.

Выполнение индивидуального задания: 1-2 учащихся выступают с сообщением «Казанская икона Божией Матери: история образа». На экране демонстрируется репродукция иконы.

Учитель знакомит учащихся с историей Казанского собора на Красной площади – памятника освобождению Москвы, указывает, что празднование в честь Казанской иконы 22 октября ст. ст. (4 ноября н. ст.) было установлено в 1649 году «в память избавления Москвы и России от поляков», но после установления Советской власти традиция празднования прервалась. Учитель указывает, что в 2004 году по инициативе Межрелигиозного совета России было принято решение об учреждении 4 ноября государственнного праздника – Дня народного единства, знакомит учащихся с дискуссиями вокруг выбора даты.

Заключение.

Учитель подводит учащихся к осознанию необходимости сохранения исторической памяти о событиях Смутного времени, преодоления национальных противоречий, выражает надежду, что благодаря полученным на уроке знаниям учащиеся смогут осознанно принять участие в праздновании Дня народного единства. На экране демонстрируется памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади.

Домашнее задание: § 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".

Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....

Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....

Урок истории 7 класс "Окончание Смутного времени" (технологическая карта)

Технологическая карта к уроку истории 7 класс "Окончание Смутного времени"...

Конспект урока истории, 7 класс Тема: «Окончание Смутного времени»

Конспект урока истории, 7 классТема: «Окончание Смутного времени»...

Урок истории в 7 классе "Окончание Смутного времени"

Данный урок истории в 7 классе построен на основе системно-деятельностного подхода, позволяющего создать на уроке условия для формирования и развития универсальных учебных действий....

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии "Окончание Смутного времени: последствия, восстановление власти"

Цель урока – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы на примере темы «Окончание Смутного времени: последствия, восс...

Конспект открытого урока по истории в 7 классе на тему: «Окончание Смутного времени»

Конспект открытого урока по истории в 7 классеПрезентация - Окончание Смутного времени, его итоги и последс ...