Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Шараева Ольга Викторовна

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchanie_smutnogo_vremeni.rar2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории, 7 класс

Тема: «Окончание Смутного времени»

Тип урока: комбинированный.

Методическая цель: показать разнообразие форм и методов работы обучающихся на уроке.

Цель урока: Дать знания обучающимся о событиях конца Смутного времени.

Задачи урока:

  1. Определить причины свержения Шуйского и приход к власти «семибоярщины», дать оценку её деятельности; показать роль и заслуги народного ополчения в борьбе за независимость; дать оценку значения для России воцарения новой династии.
  2. Развивать аналитическое мышление, речь, умение работать самостоятельно и в группе, умение работать с текстом исторического документа, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев.

Оборудование:

Компьютер; карта «Смутное время в России начала XVII в.», раздаточный материал, учебник «История России», А.А. Данилов, Л.Г. Косулин.

План урока:

  1.  Актуализация знаний по пройденному материалу.
  2. Заговор против В. Шуйского и приход к власти «семибоярщины».
  3. Формирование Первого ополчения и его итоги.
  4. Роль Второго ополчения в освобождении России.
  5. Земский собор 1613 г., его итоги.
  6. Актуализация знаний по изученному на уроке материалу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

- У нас в стране есть календарь государственных праздников. Среди относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября.

- Как называется этот государственный праздник? (День народного единства)

- Этот день стал государственным праздником с 2004 года.

-Почему именно в этот день, какие события в истории нашей страны легли в основу этого праздника, его названия? Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.

(слайд 1) Обсуждение с обучающимися эпиграфа темы (высказывания А. Палицина).

Комментарии учителя. Но прежде чем, мы приступим к изучению новой темы, повторим пройденный ранее материал.

  1. Актуализация знаний по пройденному материал.

-У вас на столах перед каждым лежат цифры 1,2,3. На слайдах будут появляться вопросы по содержанию домашнего параграфа, а вы поднимаете цифру правильного, на ваш взгляд, ответа.

(слайды 2-7)

  1. Изучение нового материала.
  1. (слайд 8)

Комментарии учителя. Неудачи в боевых действиях со Скопиным-Шуйским привели к резким конфликтам внутри «тушинского» лагеря. Польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 г. «Тушинский» лагерь развалился. Сам Лжедмитрий бежал в Калугу и, собрав новые силы, готовился к походу на Москву.

Какие же новые проблемы встали перед Россией? Что ещё придётся пережить нашему государству в этот период времени?

(слайд 9)

Самостоятельная работа. Работа с историческим документом и ответы на вопросы к тексту.

Обсуждение и обобщение материала.

(слайд 10)

Комментарии учителя. В августе 1610 г. «семибоярщина» договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. Но против данного решения выступил патриарх Гермоген. Бояре тайно впустили в Москву поляков.

(слайд 11)

В 1610 г. в Смоленск к польскому королю Сигизмунду по настоянию Жолкевского отправилось посольство от русских бояр во главе с Филаретом. Сигизмунд предъявил требования на русский престол.

Вопрос классу: Что данный факт мог означать?

Комментарии учителя. Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий, на которого всё ещё возлагались надежды русского народа в деле спасения Отечества. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению сознания русского народа, который поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

3,4 (слайд 12)

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа?

-Итак, мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска, ни казны – ничего не было. Остался лишь русский народ с его мощным патриотическим настроем.

(слайд 13)

-И первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)

(слайд 14)

-Самостоятельная работа с текстом учебника.

(Слайд 15, сюжет фильма)

(слайд 16) вопросы для обсуждения после просмотра фильма

(слайд 17)

-Комментарии учителя. Работа с картой. Учитель показывает путь движения сил Второго ополчения на Москву.

 В июле 1612 г. ополчение вступило Москву. 24 августа 1612 г. проходит главное сражение сил Второго ополчения с отрядом гетмана Ходкевича, который шёл на помощь полякам. В тяжёлой схватке ополченцы одержали победу.

22 октября ополченцы взяли Кремль. Москва была спасена. Всё время в руках ополченцев находился чудотворный образ иконы Казанской божьей матери.

Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.

- Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.

Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),  дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

К.Рылеев писал:

Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

5. (слайд 18)

Комментарии учителя. С освобождение Москвы стал вопрос о восстановлении государственности и избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.

Обучающиеся делают вывод.

-Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось.

V. Обобщение полученных знаний.

(слайд 19) Разгадывание кроссворда

  1. Домашнее задание. (слайд 20)

П. 3, вопросы устно

* написать историческое эссе на тему:

-Мое отношение к празднику 4 ноября

- Смута-трагедия, очищение и возрождение России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Методическая разработка кроссворда по Истории России

Методическая разработка кроссворда по Истории России (6 класс)...

Итоговый тест к уроку "История России с древнейших времен до конца XIX в."

Тест к итоговому уроку по теме "История России с древнейших времен до конца России XIX в.". Тест содержит 15 вопросов, работает в программе Flash Player...

Презентация 7 класс история России "Начало смутного времени"

Презентация по истории России 7 класс (учебник Данилов, Косулина)  о причинах и начале Смуты в России 17 века...

Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.

В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...

Методическая разработка трансформируемого урока истории: "Вхождение Украины в состав России"

Предмет:  историяКласс: 7Автор УМК: А.В. ТоркуновТип урока: урок системного сотрудничества (урок в библиотеке)Руководители урока: Учитель: Палецких К.С. учитель истории и обществознания  Биб...