Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchanie_smutnogo_vremeni.rar | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории, 7 класс
Тема: «Окончание Смутного времени»
Тип урока: комбинированный.
Методическая цель: показать разнообразие форм и методов работы обучающихся на уроке.
Цель урока: Дать знания обучающимся о событиях конца Смутного времени.
Задачи урока:
- Определить причины свержения Шуйского и приход к власти «семибоярщины», дать оценку её деятельности; показать роль и заслуги народного ополчения в борьбе за независимость; дать оценку значения для России воцарения новой династии.
- Развивать аналитическое мышление, речь, умение работать самостоятельно и в группе, умение работать с текстом исторического документа, обобщать, делать выводы.
- Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев.
Оборудование:
Компьютер; карта «Смутное время в России начала XVII в.», раздаточный материал, учебник «История России», А.А. Данилов, Л.Г. Косулин.
План урока:
- Актуализация знаний по пройденному материалу.
- Заговор против В. Шуйского и приход к власти «семибоярщины».
- Формирование Первого ополчения и его итоги.
- Роль Второго ополчения в освобождении России.
- Земский собор 1613 г., его итоги.
- Актуализация знаний по изученному на уроке материалу.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- У нас в стране есть календарь государственных праздников. Среди относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября.
- Как называется этот государственный праздник? (День народного единства)
- Этот день стал государственным праздником с 2004 года.
-Почему именно в этот день, какие события в истории нашей страны легли в основу этого праздника, его названия? Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.
(слайд 1) Обсуждение с обучающимися эпиграфа темы (высказывания А. Палицина).
Комментарии учителя. Но прежде чем, мы приступим к изучению новой темы, повторим пройденный ранее материал.
- Актуализация знаний по пройденному материал.
-У вас на столах перед каждым лежат цифры 1,2,3. На слайдах будут появляться вопросы по содержанию домашнего параграфа, а вы поднимаете цифру правильного, на ваш взгляд, ответа.
(слайды 2-7)
- Изучение нового материала.
- (слайд 8)
Комментарии учителя. Неудачи в боевых действиях со Скопиным-Шуйским привели к резким конфликтам внутри «тушинского» лагеря. Польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 г. «Тушинский» лагерь развалился. Сам Лжедмитрий бежал в Калугу и, собрав новые силы, готовился к походу на Москву.
Какие же новые проблемы встали перед Россией? Что ещё придётся пережить нашему государству в этот период времени?
(слайд 9)
Самостоятельная работа. Работа с историческим документом и ответы на вопросы к тексту.
Обсуждение и обобщение материала.
(слайд 10)
Комментарии учителя. В августе 1610 г. «семибоярщина» договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. Но против данного решения выступил патриарх Гермоген. Бояре тайно впустили в Москву поляков.
(слайд 11)
В 1610 г. в Смоленск к польскому королю Сигизмунду по настоянию Жолкевского отправилось посольство от русских бояр во главе с Филаретом. Сигизмунд предъявил требования на русский престол.
Вопрос классу: Что данный факт мог означать?
Комментарии учителя. Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий, на которого всё ещё возлагались надежды русского народа в деле спасения Отечества. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению сознания русского народа, который поднялся на борьбу за освобождение Отечества.
3,4 (слайд 12)
На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа?
-Итак, мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска, ни казны – ничего не было. Остался лишь русский народ с его мощным патриотическим настроем.
(слайд 13)
-И первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)
(слайд 14)
-Самостоятельная работа с текстом учебника.
(Слайд 15, сюжет фильма)
(слайд 16) вопросы для обсуждения после просмотра фильма
(слайд 17)
-Комментарии учителя. Работа с картой. Учитель показывает путь движения сил Второго ополчения на Москву.
В июле 1612 г. ополчение вступило Москву. 24 августа 1612 г. проходит главное сражение сил Второго ополчения с отрядом гетмана Ходкевича, который шёл на помощь полякам. В тяжёлой схватке ополченцы одержали победу.
22 октября ополченцы взяли Кремль. Москва была спасена. Всё время в руках ополченцев находился чудотворный образ иконы Казанской божьей матери.
Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.
- Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.
Подвиг Ивана Сусанина.
Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.
Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.
В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.
Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».
К.Рылеев писал:
Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
5. (слайд 18)
Комментарии учителя. С освобождение Москвы стал вопрос о восстановлении государственности и избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.
Обучающиеся делают вывод.
-Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось.
V. Обобщение полученных знаний.
(слайд 19) Разгадывание кроссворда
- Домашнее задание. (слайд 20)
П. 3, вопросы устно
* написать историческое эссе на тему:
-Мое отношение к празднику 4 ноября
- Смута-трагедия, очищение и возрождение России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...
Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
Интегрированный урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...
Методическая разработка кроссворда по Истории России
Методическая разработка кроссворда по Истории России (6 класс)...
Итоговый тест к уроку "История России с древнейших времен до конца XIX в."
Тест к итоговому уроку по теме "История России с древнейших времен до конца России XIX в.". Тест содержит 15 вопросов, работает в программе Flash Player...
Презентация 7 класс история России "Начало смутного времени"
Презентация по истории России 7 класс (учебник Данилов, Косулина) о причинах и начале Смуты в России 17 века...
Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.
В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...
Методическая разработка трансформируемого урока истории: "Вхождение Украины в состав России"
Предмет: историяКласс: 7Автор УМК: А.В. ТоркуновТип урока: урок системного сотрудничества (урок в библиотеке)Руководители урока: Учитель: Палецких К.С. учитель истории и обществознания Биб...