Конспект открытого урока по истории в 7 классе на тему: «Окончание Смутного времени»
план-конспект занятия по истории (7 класс)
Презентация - Окончание Смутного времени, его итоги и последс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zachetnogo_utroka_smutnoe_vremya.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект зачётного урока.
Конспект открытого урока по истории в 7 классе
на тему «Окончание Смутного времени»
- Класс: 7
- Предмет: История
- Тема урока: «Окончание Смутного времени»
Цель урока:
- Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности;
- Продолжить знакомство учащихся с историческими событиями, в период Смутного времени;
- Определить последствия Смуты;
- Воспитание чувства гордости за русский народ, формирование активной гражданской позиции современного российского гражданина.
Задачи урока:
- обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; определить значение для России воцарения новой династии – Романовы;
- развивающая: учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи; определению причинно – следственных взаимосвязей, формированию выводов по результатам анализа; переводу информации из аудиовизуального ряда в таблицу, текст и др.
- воспитательная: воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.
Планируемые результаты :
- Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы
- Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего
- Познавательные: умение оперировать понятиями, работать с картой, схемой, составлять конспект
- Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее место
Основные понятия: народное ополчение, патриот, патриотизм, Земский собор.
Тип урока: общеметодологической направленности
- Важнейшие даты: лето-осень 1612 г. – осада Москвы; 1613 г. – Земский собор; 1613-1645 гг.- царствование Михаила Романова.
- Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; Иван Сусанин; патриарх Филарет.
Литература:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI- XVIII век. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, – М. «Просвещение», 2014,
- Л. Гумелев « От Руси к России», «Энциклопедия российской монархии» под ред. В.Бутромеева, «Начало правления Романовых» автор-сост. П. Дейниченко;
- Казиев С.Ш. Бурдина Е.Н. Справочное пособие «История России в таблицах и схемах» . Серия «Школа в клеточку». – М.; «Лист». 1997.
Техническое оснащение:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация Microsoft PowerPoint «Окончание Смутного времени»;
- раздаточный материал
План урока:
1. Организационный момент.
2. Распад тушинского лагеря.
3. Приход к власти «семибоярщины».
4. Формирование Первого ополчения и его итоги.
5. Роль Второго ополчения в освобождении России.
6. Освобождение Москвы.
7. Подвиг Ивана Сусанина
8. Земский собор 1613 г., его итоги.
9. Рефлексия
10. Домашнее задание.
11. Подведение итогов урока
Эпиграф:
Предателя, мнили, во мне вы нашли
Их нет, и не будет на Русской земли.
В ней каждый отчизну с младенчества любит.
И душу изменой свою не загубит.
К. Ф. Рылеев.
Ход урока:
Этапы учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся. | Готовятся к к учебной деятельности. |
2. Подготовка к работе на основном этапе. Проверка домашнего задания. | Учитель: Начало XVII века для нашей страны было крайне сложным и трагическим. Как называется этот период в истории России? (Смута, Смутное время, лихолетье). - Если бы ситуация не изменилась, к чему бы это привело? Что стало бы с Россией? (Россия потеряла бы свою независимость, началось бы окатоличивание населения). - Как вы считаете, такое положение в стране могло продолжаться и дальше? (Нет). - Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? Как называется тема урока? (Окончание Смутного времени). 1 слайд (название урока). - Молодцы, тема нашего урока: Окончание Смутного времени. Слово учителя: Мы продолжим знакомство с событиями Смутного времени; мы постараемся с вами выяснить как закончилось Смутное время в России, как удалось русскому народу преодолеть кризис? Какие факторы способствовали этому? Проблемный вопрос на уроке : Учитель показывает слайд на экране Кому посвящен этот памятник? Какую роль сыграли эти люди в истории России ? Учитель предлагает учащимся сформулировать предположения по проблеме: Каковы могли быть последствия Смуты для Русского государства? Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени? Учитель проводит проверку домашнего задания ( в форме игры в «крестики –нолики»
| Отвечают на вопросы учителя Думают и определяют тему урока. Заполняют в проверочном листе ответы на вопросы по домашнему заданию. Затем меняются листочками с товарищем по группе для проверки работ. Взаимоконтроль. |
3. Изучение нового материала. 3.1 Распад тушинского лагеря.
3.2 Семибоярщина 3.3. Первое ополчение 3.4. Второе ополчение 3.5. Освобождение Москвы. 3.6.Подвиг И.Сусанина 3.7. Воцарение династии Романовых | Итак, приступим к изучению первого пункта нашего плана урока. Организует работу по рабочему листу. Предлагает выполнить задание 1. Предлагает выполнить задание 2. Учитель предлагает опираясь на информацию в учебнике на стр .29-31. ,заполнить таблицу в рабочем листе , задания №3. Казалось, возврата к единому и независимому государству нет. Но, был народ, который осознавал, что Родине угрожает опасность. Люди объединились и поднялись на её защиту. Сейчас вам предстоит работа в группах. Используя текст учебника, вам необходимо заполнить таблицу. Учитель делит учащихся на две группы. Заполните сравнительную таблицу «Первое и Второе народные ополчения». Предлагает выполнить задание 4 на рабочем листе. Учитель говорит о том , что за две недели до этого урока было дано опережающее задание группе из трех учащихся подготовить к этому уроку информационный мини-проект на тему « Подвиг Ивана Сусанина» В январе 1613 года в Москве был созван Земский собор для избрания нового царя. Он был составлен из представителей различных сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов. | 1 .Работают с текстом учебника, выбирают пр. Работают с текстом учебника, выбирают правильные варианты ответа на рабочем листе. 2. Самоконтроль 1 . Работают с текстом учебника, выбирают правильные варианты ответа на рабочем листе. 2.Взаимоконтроль Учащиеся выполняют заполнение таблицы. Задание №3 в рабочем листе . Задание ученикам: 1-я группа работает с учебником (стр. 29) и заполняет таблицу: Первое ополчение. Задание ученикам: 2-я группа работает с учебником (стр. 30) и заполняет таблицу: Второе ополчение. Ответы групп. Обсуждение и обобщение материала. 1.Работают с текстом учебника, заполняют пропуски в тексте в рабочем листе Учащиеся защищают свой проект
Задание ученикам (делим на две группы) Изучить исторический документ в учебнике на стр 34-35 1-я группа отвечает на первый вопрос документа 2-я группа отвечает на второй вопрос |
4.Физкультминутка | Организует физкультминутку | Учащиеся выполняют упражнения |
5. Первичная проверка понимания изученного | Предлагает учащимся ответить на вопросы: 1.Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. 2.Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты? 3.Почему распался Тушинский лагерь 4.Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением? 5.В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя? Оцените, ответили ли мы в полной мере на главный вопрос нашего урока: какие силы и почему смогли положить конец Смутному времени? | Отвечают устно на вопросы учителя. Фронтально. Возможные варианты ответов: 1.Был категорически против. 2. Русская Православная Церковь рассылала письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. 3.Неудачи в боях, невыплата жалования, побег Лжедмитрия 2 4. Вызвало мощный подъем народного движения против захватчиков 5.Необходимо было решить вопрос о восстановлении государственности. |
6.Первичный контроль усвоения новой темы. | Тестовые задания Ребята! Скажите , а какой праздник сравнительно недавно мы стали отмечать в нашей стране 4 ноября? Он как- то связан с тем, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке? | Учащиеся выполняют тестовые задания на рабочем листе. Индивидуально. Взаимоконтроль. Думают и предлагают свои варианты |
7.Рефлексия | Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения: 1.Я узнал (а), что … 2. Я был удивлен (а) тем, что … 3. Мне понравилось, что … 4. Мне более всего запомнилось, что…. | Анализируют деятельность по достижении целей |
8. Информация о домашнем задании | Дается дифференцированное домашнее задание 1- уровень прочитать параграф 3 2-уровень придумать кроссворд на тему «Смутное время в России» 3-уровень написать эссе на тему: « Смута-трагедия, очищение и возрождение России». | Выбирают и записывают домашнее задание |
| Подводит итоги работы класса, отдельных учащихся. | Воспринимают оценку учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".
Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")
laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...
Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».
Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...