Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lobanov_a._m._urok__po_istorii_v_7_klasse_.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории в 7 классе по теме
«Окончание Смутного времени. Герои Отечества».
Учителя истории
МОУ «ООШ №15»
г. Балаково Саратовской области
Лобанова Алексея Михайловича
2011.
Технологическая карта урока.
Класс – 7.
Учитель Лобанов Алексей Михайлович (МОУ «ООШ №15»).
Тема. Окончание Смутного времени. Герои Отечества.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Методы ведения урока: частично-поисковый, проблемный, наглядный.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная.
Цели. Выработка умений самостоятельно анализировать, делать выводы; сформировать у обучающихся представления о патриотизме.
Формирование универсальных учебных навыков.
Личностные УУД.
- формирование у обучающегося основ гражданской, социальной самоидентификации личности; воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества;
- осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;
– формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности;
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД.
– развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;
– развитие умений принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД.
- развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Коммуникативные УУД.
- развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе); осуществлять работу по развитию понятийного аппарата;
Предметные УУД.
- формирование знаний по теме.
Учебно –методическое обеспечение.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI- XVIII век. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2часть – М. :«Просвещение», 2009.
- Казиев С.Ш. Бурдина Е.Н. Справочное пособие «История России в таблицах и схемах» . Серия «Школа в клеточку». – М.; «Лист». 1997.
Оборудование.
- Мультимедийный проектор.
Структура урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Все готовы на урок?
II. Мобилизующий этап. Рефлексия.
Ребята, заполните первый столбик таблицы.
№ | В начале урока (10-бал. система) | В конце урока (10-бал. система) |
1. Я испытываю чувство гордости за Россию. | ||
2. Я умею вести дискуссию. | ||
3. Я умею аргументированно высказывать свою точку зрения. |
III. Постановка темы, целей и задач.
-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.
Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.)
- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)
- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)
- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)
- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? ( Смутное время.)
- Кто готов назвать тему нашего урока? (Окончание Смутного времени. Патриоты России XVII века .)
IV. Актуализация знаний.
- Почему начало ХVII века русский народ назвал лихолетьем? (Русская земля на северо-западе и западе была занята поляками.)
- Кто находился у власти в древнем Новгороде? (Шведы.)
- Что привело к Смуте? (Ослабление центральной власти.)
- Можно ли считать боярство главным виновником Смуты в России? (Боярство, позиции которого были значительно подорваны в годы опричнины Ивана Грозного, вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране.)
- Какова роль бояр в захвате поляками Москвы? (Бояре тайком ночью ввели в город поляков.)
Какие планы были у поляков? (Польский король был намерен присоединить западные русские земли к Польско – Литовскому государству.)
- Как вели себя тушинские поляки? (Считали себя завоевателями. Они грабили, насильничали, оскверняли православные святыни. Католическая церковь вмешивалась во внутренние дела России.)
- Какие чувства Вы испытываете, вспоминая эти страницы истории нашей страны? (Возмущение, гнев.)
V. Работа по теме.
- Ребята, как вы думаете, каким образом развивались события дальше? (Предположения детей.)
Вывод: осознание того факта, что независимость страны под угрозой, привело к пробуждению русского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.)
Работа в группах.
- Подготовьте материал по следующим вопросам по выбору:
1.Первое ополчение. Прокопий Ляпунов. Движение Д. Трубецкого и И. Заруцкого.
2.Второе ополчение. Кузьма Минин.
3. Дмитрий Пожарский. Дипломатическое и военное мастерство.
4. Освобождение Москвы в 1612 году. Главное сражение.
5. Подвиг Ивана Сусанина.
6.Какова роль церкви в организации национально – освободительного движения?
Предложите свой план рассказа:
1. Дата.
2. Причины.
3.Основные силы.
4.Примеры героизма.
5. Что особенно потрясло, запомнилось, вызвало восхищение или возмущение.
Выступления детей. Ответы на поставленные товарищами вопросы. Подтверждение сказанного. Используется учебник, карта и другие источники.) Комментарии учителя.
VI. Первичное закрепление и систематизация знаний.
Дискуссия.
- Ребята, кого из названых исторических личностей Вы считаете настоящим героем и патриотом своей страны? Объясните свой выбор.
Рассказ «от противного».
- Что могло бы быть, если бы русский народ не поднялся на защиту своей Родины? Какие поговорки подходят к теме нашего урока? Про кого так можно сказать?
1.Если не мы, то кто же.
2. Моя хата с краю, ничего не знаю.
3.Поют в чужую дуду.
4.Героями не рождаются, героями становятся.
Работа с учебником.
- Прочитай материал о Земском соборе 1613 года. (Используется документ историка В.О.Ключевского.) Ответь на вопросы:
1. Какова была особенность Земского собора 1613 года? (Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)
2. Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова. (На нём сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. Учитель обращает внимание на связь с династией Рюриковичей.)
- Запиши краткую памятку по теме в тетрадь. Сравни с соседом по парте.
- Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени?
( Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось.)
VII. Итог урока. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что особенно запомнилось из материала урока? Какие чувства вызвал у Вас этот урок? С кого бы Вы хотели брать пример? (Учитель высказывает собственное мнение.)
- Заполни второй столбик таблицы, данной в начале урока. Есть ли изменения? Объясни?
VIII. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание. (на выбор)
1.Учебник, § 3.
2. Презентация или сообщение о К. Минине и Д. Пожарском. (От лица экскурсовода, ведущего экскурсию по Москве.)
3. Сообщение об Иване Сусанине.
4. История праздника 4 ноября.
Комментарий учителя.
- Действительно, к осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции.
- Более или менее нормальным было положение на северо – востоке страны: Нижнем Новгороде, Ярославе, Вологде, там, где правили дворяне и горожане.
- Давайте перенесёмся на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени… На улице шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из монастырей. Прочитайте отрывок из грамоты (вставь пропущенные слова): «Гибнет Россия от поляков, а Москва есть основание России. Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чём оно будет держаться?» Объясните содержание грамоты.
-Представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое Вы примите решение?
1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
2.»Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»
- Те, кто из Вас выбрали второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные Вами слова.
- Кузьма Минин не только призывал других отдавать своё имущество, но и первым показал пример. Он принёс на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду.
- В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Но у них ничего не было. И всё - таки они что- то отдавали на общее дело. Как Вы думаете, что это было? Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было.
- На собранные средства стали набирать народное войско – народное ополчение. В него вступали свободные крестьяне, горожане, дворяне.
- Воеводой стал князь Дмитрий Пожарский, уже имевший опыт воина. – На предложение Пожарского сдаться поляки высокомерно ответили: «Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей, пусть холопы по- прежнему возделывают землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются своей торговлей.»
_Однако высокомерия полякам хватило ненадолго. У них начался жесточайший голод. Очевидец тех дней писал: «Осаждённые переели лошадей, собак, кошек, мышей. Набрасывались друг на друга и поедали убитых». Вскоре поляки сдались.
Самоанализ урока.
Учитель: Лобанов Алексей Михайлович.
Тема. Окончание Смутного времени. Герои Отечества.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Структура урока.
I.Организационный этап.
Проверка готовности к уроку.
II. Мобилизующий этап. Рефлексия.
Дети настраиваются на интересную работу.
III. Постановка темы, целей и задач.
Целеполагание осуществляется обучающимися.
IV. Актуализация знаний. Осуществляется связь с изученным материалом. Используется жизненный опыт обучающихся с целью развития у них познавательной активности и воспитания патриотизма.
V. Работа по теме.
Обучающиеся выполняют упражнения развивающего характера, самостоятельно добывают знания, используя книгу. Применяются словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские методы. На уроке используется наглядность, учебник. Для активизации познавательной деятельности на уроке используются групповые формы работы. Обучающиеся имеют возможность внести изменения в планирование работы. Соблюдаются принципы развивающего обучения: научность, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности (изучение исторических документов, сопоставление современного и исторического написаний).
Учащиеся осознанно выполняют задания, делают обобщения и выводы. Предлагаются задания на выбор.
Организация монолога способствует развитию познавательной активности детей, учит аргументировать свою точку зрения. На уроке используются воспитательные возможности содержания учебного материала. Формируется правильная самооценка учащихся. Воспитывается честь и гордость за Россию.
VI. Первичное обобщение и систематизация знаний.
Дискуссия развивает самостоятельность суждений, умение вести диалог и монолог. Составляя рассказ «от противного», обучающиеся учатся анализировать прошлое с позиции настоящего, сравнивать и обобщать. Обучающиеся учатся работать с книгой, систематизировать полученные знания, создавать памятки по теме. Формируется навык самоконтроля. Использование поговорок активизирует познавательную деятельность обучающихся.
VII. Итог урока. Подведение итогов. Рефлексия.
Обучающиеся самостоятельно подводят итог своей работы, оценивают свою деятельность. Учитель отмечает лучшие результаты и анализирует трудности, высказывает личное отношение к историческим событиям. Воспитывается любовь к Родине.
VIII. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание выбирается учениками с учетом личных предпочтений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. Окончание Смутного времени.
Презентация к уроку. На моей странице в разделе "Видео" размещены три видеосюжета к уроку....
Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"
Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....
Урок истории 7 класс "Окончание Смутного времени" (технологическая карта)
Технологическая карта к уроку истории 7 класс "Окончание Смутного времени"...
Конспект урока истории, 7 класс Тема: «Окончание Смутного времени»
Конспект урока истории, 7 классТема: «Окончание Смутного времени»...
Урок истории в 7 классе "Окончание Смутного времени"
Данный урок истории в 7 классе построен на основе системно-деятельностного подхода, позволяющего создать на уроке условия для формирования и развития универсальных учебных действий....
Окончание Смутного времени. Урок истории в 7 классе.
Методическая разработка урока истории для 7 класса по учебнику: А. А. Данилов. История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. – М., Просвещение, Сферы, 2013. Целью разработки является познако...
Конспект открытого урока по истории в 7 классе на тему: «Окончание Смутного времени»
Конспект открытого урока по истории в 7 классеПрезентация - Окончание Смутного времени, его итоги и последс ...