Урок истории в 7 классе "Окончание Смутного времени"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ложкина Любовь Алексеевна

Данный урок истории в 7 классе построен на основе системно-деятельностного подхода, позволяющего создать на уроке условия для формирования и развития универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Планирование урока истории в основной школе  (на примере урока истории в 7 классе «Окончание Смутного времени».

Методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Как это можно сделать на уроке истории?

План урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

  1. Объявление темы урока. Сообщение целей и задач

Целеполагание через прием прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления) - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

В ходе фронтальной беседы на доске заполняется таблица.

- Назовите тему урока.

- Что такое Смута?

- Что вам уже известно по данной теме?

-Почему так названа эта эпоха?

- Каковы причины Смуты?

- Какие события Смутного времени вам известны?

- Что бы вы еще хотели узнать по данной теме? (в ходе беседы заполняется вторая колонка таблицы)

Проблемный вопрос на весь урок: Почему Россия смогла выстоять?

Что знаем

Что хотим узнать

Что узнали

Смута – это период социально-политического, экономического и династического кризиса.

Сопровождалась народными восстаниями, правлением самозванцев, польско-шведской интервенцией, разорением страны.

Причины Смуты.

 

- Чем закончилось Смутное время?

- Кто все-таки сел на российский престол?

Учащиеся сами  называют тему, ставят  познавательную цель урока, определив границы знания и незнания (регулятивные УУД). Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала (личностные УУД)

  1. Планирование способов достижения цели (учитель советует)

Учащиеся предлагают способы изучения нового материала.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные УУД

  1. Изучение нового материала

А) Работа учащихся в группах с текстом учебника и документом.  Каждая группа получает инструктивные карточки с вопросами. Всего 6 групп (по 4-5 человек). Например, карточка для 1 группы:

Прочитайте п. 1 на стр. 26 «Распад тушинского лагеря» и ответьте на вопросы:

  1. Почему распался тушинский лагерь?
  2. Какой выход видели тушинцы во главе с патриархом Филаретом?
  3. Почему распад тушинского лагеря не привел к ликвидации движения Лжедмитрия II?

Б) представление результатов работы в устной форме

В) работа с исторической картой и изучение итогов Смутного времени

- Каковы итоги Смутного времени?

- Что вам известно об Иване Сусанине?

- Какое произведение композитор Глинка посвятил событиям Смутного времени?

- Где установлен  этот памятник, кому он посвящен? (слайдовая презентация).

Учащиеся внутри группы распределяют функции, планируют способы работы, обмениваются знаниями, договариваются, кто и как будет представлять результат работы

(коммуникативные УУД)

Выделяют существенную информацию из текста учебника и исторического источника. Объясняют исторические процессы, связи и отношения, делают выводы

(познавательные УУД)

  1. Закрепление

А) Учащиеся записывают в тетради последовательно основные события и итоги Смутного  времени.

Б) Обсуждение проблемного вопроса.

В) Картографический практикум по карте (показывают основные события на карте)

Выделяют существенную информацию из изученного материала

(познавательные УУД) 

работают с исторической картой, соотносят даты и основные события, определяют их последовательность и длительность, соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве

(предметные УУД) 

  1. Дифференцированное домашнее задание и комментирование оценок

Учащиеся получают одно задание на выбор из рубрики «Учимся быть историками»

Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

Список использованной литературы:

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008.

Концепция «Историко-культурный стандарт». Сайт Минобрнауки РФ.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".

Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Итоговый тест к уроку "История России с древнейших времен до конца XIX в."

Тест к итоговому уроку по теме "История России с древнейших времен до конца России XIX в.". Тест содержит 15 вопросов, работает в программе Flash Player...

Урок истории 7 класс "Смутное время"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Смутное время"Также к уроку имеется презентация....

Презентация 7 класс история России "Начало смутного времени"

Презентация по истории России 7 класс (учебник Данилов, Косулина)  о причинах и начале Смуты в России 17 века...