Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Михайлова Светлана Петровна

 Конспект с презенацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 30.53 КБ
Office presentation icon презентаия1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

ФИО учителя

Михайлова С.П., учитель истории и обществознания МКОУ «Еманжелинская СОШ» Еткульского района

Предмет

История

Класс

5

Авторы и название учебной программы

Программа курса «ИДМ 5 кл » / Годер, Вигасин, Шевченко: Всеобщая история. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная  линия учебников Годера-Сороко-Цюпы - М.: Просвещение, 2014

Учебная тема (раздел)

Древний Рим (16ч)

Название учебного занятия  и количество часов  

Древнейший Рим (1ч), первый урок в теме

Педагогическая идея урока

Ромул и Рем взошли на гору,

Холм перед ними был дик и нем.

Ромул сказал: "Здесь будет город".

"Город, как солнце" - ответил Рем.

                                         Н.Гумилев

Цель учебного занятия

Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (географическое положение, основание, занятия, управление)

Планируемые образовательные результаты учебного занятия

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории народов мира.

Метапредметные: работать с учебной литературой, с дополнительной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.  Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные: описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древнем Риме; знать легенду об основании Рима, применять понятийный аппарат, читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

Тип учебного занятия

Урок изучения новых знаний

Вид учебного занятия

урок с элементами практической работы

УМК

  • Годер Г.И, Вигасин А.А., Свенцицкая И.С., История Древнего мира 5 кл.- М.: Просвещение,2013,     Шевченко Н.И. Всеобщая история. ИДМ. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2012
  • Годер Г.И. Всеобщая история. ИДМ. Рабочая тетрадь 5 кл. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
  • Крючкова Е.А. Проверочные и контрольные работы по ИДМ 5 кл - М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы: http://yandex.ru/images/search?img_url - карты , http://yandex.ru/images/search?text  - иллюстрации ,  Смородина Е.В. История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: Детство-пресс; 2001.

Оборудование

Мультимедийная система, презентация, дидактические материалы

Этапы учебного занятия

Название этапа

Формы организации, взаимодействия время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Результаты

Формы контроля

Личностные (л), метапредметные (м)

Предметные

Организационный

Демонстрация слайда №1

Демонстрация слайда №2

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (слайд № 1), к берегам какой страны принесет нас море? Её очертания похожи на сапог.

А кто знает её главный город?  Сегодня мы поговорим древней истории Рима.

Тема урока "Древнейший Рим".  

Приветствуют учителя.

Записывают  тему.

М- работа с картой

Мотивационный

 Беседа

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей?

Как связаны стихи Н.Гумилева  с этим изображением и нашим уроком? Кто такие Ромул и Рем?

  В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

Высказывают   предположения.

 

Л- мотивация к учебной деятельности, поддержание интереса к предмету

М - выдвигать версии, излагать свое мнение

Демонстрация слайда №3

 Беседа

Демонстрация слайда №4

 У нас-историков всегда есть план изучения страны.  

 Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты. (План урока .

1. ……..

2.Основание Рима

3.….

4.Управление Римом)

Учитель демонстрирует Слайд № 4    с полным планом урока.

 Предлагают  свои формулировки.

М- составлять план и работать по нему

 беседа

Этап усвоения новых знаний

Первичное закрепление

Сообщение новой информации  

Работа с картой

Демонстрация слайда  с правильным ответом.

Беседа, работа с картой

Демонстрация слайда №7,  первичное закрепление полученной информации

Работа с текстами в группах

Работа со словарем

Сообщение новой информации

 Беседа

Работа с тестом учебника

Работа со словарем

1. Географическое положение, природные условия .

  История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

-Где же возникло поселение Рим?

Что бы ответить на этот вопрос нам нужна карта в учебнике на стр 213 (или карта на слайде №5).  Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6  (Текст с пропусками:  Где? – в Европе,  на ……. п-ове,  на берегу реки …..)

-  Где же находится Рим?

Задание:  показать на карте и описать словами где находится Рим.

 

- Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

- Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным».  Как он называется?

- Какие моря омывают полуостров?

- На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

- Какой климат будет на территории полуострова?

   Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

- А почему Апеннинский полуостровов так называется?

  Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты   строительным камнем и металлом)

-А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?  

- Какая страна здесь находится?

- Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте   вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и исправь их» (слайд № 7, приложение 1)

2. Основание Рима.

-Кто может основывать города?

- давайте выясним, кто же прав

Работаем в группах.

Задание: прочитайте легенду об основании Рима  (п.1, стр. 214-216) и выполните полученные задания (см приложение 2)

 

Проверка

Запишите  в словарь  новые термины и их расшифровку (Слайд № 10)  

-Что в легенде вымысел, а что правда?

3. Занятия древних римлян

      Рим  был основан в 753 г. до н.э.  (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму?  (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной.  А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13)  (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

-Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

-Какие породы скота они разводили?

- Какими ремеслами занимались?

- Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи.  Чем отличались они между собой? Ответьте с помощью текста на стр 218, п.3 "Управление Римом", 1 абз.

Попытайтесь дать определения этим терминам.

Проверим правильность ваших слов (слайд №14), запишите в словарь определения.

Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 и 3 абз и выполните задание «Вставь пропущенные слова» в тетради (Слайд № 15):

 Работаю т с картой и записывают ответ в тетрадь, взаимопроверка в парах, ставят оценку

Заслушиваются ответы 2-3 учеников.  +показывают на карте

 

 дают ответы с помощью карты на стр 213.

Отвечают на вопросы с помощью карты

Отвечают на вопросы

Сравнивают природные условия

Называют основные занятия римлян

Работа с дидактическим материалом (тексты каждому ученику),

Взаимопроверка в парах (слайд №8.), ставят оценку

Высказывают предположения (народ, человек, племя и др)

Работа в группах (по 2 парты)- читают, отвечают на вопросы

Работа со словарем

Работают с «лентой времени»

Рассказывают о занятиях древних римлян на основании условных знаков

читают уч. материала, формулируют различия

формулируют определения.

Записывают термины в словарь

Читают уч. материал, работают в тетрадях, взаимопроверка в парах

М-поиск информации из карты и ее легенды

М-Работа картой, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

М- анализировать карту , строить речевое высказывание в устной форме, слушать других

М- сравнивать явления по определенным признакам, классифицировать и обобщать факты и явления;

М- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; применять знания

М-  готовность к сотрудничеству с соучениками,

М- представлять информацию в различных формах, осмысленное чтение, сотрудничество, пользоваться выработанными критериями оценки

Л - поддержание интереса к предмету,

М- построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

М- критически оценивать содержание  текста.

М-  соотносить историческое время

М - строить речевое высказывание в устной форме, слушать других

М – перевод графической информации (символы) в текстовую

М - строить речевое высказывание в устной форме, слушать других

М- работа по плану

М- осознанное чтение, умение отбирать информацию, сравнивать

М- осознанное чтение, умение отбирать информацию, сравнивать, сотрудничество

Географическое положение Рима,

Климатические условия Рима, Италии

Использовать ранее полученную информацию по истории Греции

Положение и природные условия Италии, Рима

Легенда об основании Рима,

знание понятий – весталка, ликторы

Дата основания Рима (753 г до нэ)

Закрепление алгоритма работы с «лентой времени»

Условия жизни и занятия древних римлян

Знание понятий (плебеи, патриции)

Система управление древним Римом, функции Народного собрания и Сената

Записи в тетради

открытый тест (в тетради)

   

Ответ у доски

Беседа

Запись в тетради

Устные ответы

Запись в словаре

Устные ответы

Запись в тетради

Ответы на вопросы

Решение задачи (в тетради)

Устные ответы

Запись в тетради (тест)

Закрепление знаний и способов действия

1.        Греки говорили на греческом, а римляне…

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

3. Слайд № 17

-Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

Выполняют тесты в тетради,

 взаимопроверка

М- сотрудничество, проверка по критериям

Тесты в тетради

Рефлексия

- Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей, стихов Гумилева оказались верными или наиболее близкими к истине?

 Что нового узнали?

Что было интересно?

Что было сложно ?

М-  определять причины своего успеха или неуспеха

Оценочный

На полях в тетради поставьте оценку своей работы на сегодняшнем уроке (самооценка).

Сдайте свои рабочие тетради, и я посмотрю какие оценки за выполненные задания поставили вам одноклассники.

 + устная работа  на уроке

Дают самооценку

М- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки

Оцениваются записи в тетради  (самооценка,  задания выполненные в тетради, оценки выставленные одноклассниками)+ устная работа на уроке

Информация о д/з  

А) §44 – для всех,

 В) +рабочая тетрадь зад. 55-57,  

С) +синквейн по теме «Древнейший Рим».

Записывают д/з

                                                                                                                                                                   Приложение 1

Найди ошибки в тексте

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

                                                                                                                                                                                Приложение 2

Группа1

Задание: прочитайте легенду об основании Рима  (п.1, стр. 214-216) и ответьте на вопросы

  1. Кто основал город Рим?
  2. Из какого племени они были?
  3. Из какого рода они были?

Группа2

Задание: прочитайте легенду об основании Рима  (п.1, стр. 214-216) и выполните полученные задания

  1. Почему Амулий приказал утопить Ромула и Рема?
  2. Где в истории мы уже встречали похожие события?

Группа3

Задание: прочитайте легенду об основании Рима  (п.1, стр. 214-216) и выполните полученные задания

  1. Какова судьба Рема? Кем стал Ромул?
  2. Дайте определение термину «ликтор»

Группа 4

Задание: прочитайте текст учебника на стр 215  "Почитание Весты и Марса" и ответьте на вопросы

  1. Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?
  2. Дайте определение термину «весталка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по ИДМ автор Михайлова С.П. учитель истории и обществознания МКОУ «Еманжелинская СОШ»

Слайд 2

Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: "Здесь будет город". "Город, как солнце" - ответил Рем. Н.Гумилёв

Слайд 3

1. …….. 2. Основание Рима 3. …. 4. Управление Римом

Слайд 4

1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия 2. Основание Рима 3. Занятия древних римлян 4. Управление Римом

Слайд 6

Где? – в Европе, на ……. полуострове, на берегу реки ….. . Где? – в Европе, на Апеннинском полуострове, на берегу реки Тибр .

Слайд 7

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Слайд 8

Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии тёплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

Слайд 10

Весталка – жрица богини Весты. Ликторы – воины, сопровождающие царя.

Слайд 11

Квиринал Виминал Эсквилин Целий Авентин Палатин Капитолий

Слайд 12

Древнейший Рим

Слайд 13

Занятия римлян

Слайд 14

Патриции – потомки знатных жителей Рима. Плебеи – потомки переселенцев

Слайд 15

- Кто участвовал в управлении Римом? - Какие органы управления были? -Кому принадлежала высшая власть? -Назовите функции Народного собрания. - Чем отличаются патриции от плебеев?

Слайд 16

Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима: а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По Ответ : а,б,г,д

Слайд 17

Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима: а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром Ответ: б, в, д, ж, з

Слайд 18

Вставьте пропущенные слова . а) В управлении Римом принимали участие только..... патриции. б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался...... сенат в) Высшая власть принадлежала … Народному собранию г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали..... 7 Тарквиний Гордый д) Знаками царской власти были ..... жезл и одежда с пурпурной полосой.

Слайд 19

Домашнее задание: А) §44, вопросы к §, В) + рабочая тетрадь зад. 55-57, С) +синквей «Древний Рим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс

изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав....

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...