Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия
ФИО учителя | Михайлова С.П., учитель истории и обществознания МКОУ «Еманжелинская СОШ» Еткульского района | |||||||
Предмет | История | |||||||
Класс | 5 | |||||||
Авторы и название учебной программы | Программа курса «ИДМ 5 кл » / Годер, Вигасин, Шевченко: Всеобщая история. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Годера-Сороко-Цюпы - М.: Просвещение, 2014 | |||||||
Учебная тема (раздел) | Древний Рим (16ч) | |||||||
Название учебного занятия и количество часов | Древнейший Рим (1ч), первый урок в теме | |||||||
Педагогическая идея урока | Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: "Здесь будет город". "Город, как солнце" - ответил Рем. Н.Гумилев | |||||||
Цель учебного занятия | Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (географическое положение, основание, занятия, управление) | |||||||
Планируемые образовательные результаты учебного занятия | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории народов мира. Метапредметные: работать с учебной литературой, с дополнительной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы. Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древнем Риме; знать легенду об основании Рима, применять понятийный аппарат, читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках | |||||||
Тип учебного занятия | Урок изучения новых знаний | |||||||
Вид учебного занятия | урок с элементами практической работы | |||||||
УМК |
| |||||||
Дополнительная литература | Интернет-ресурсы: http://yandex.ru/images/search?img_url - карты , http://yandex.ru/images/search?text - иллюстрации , Смородина Е.В. История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: Детство-пресс; 2001. | |||||||
Оборудование | Мультимедийная система, презентация, дидактические материалы | |||||||
Этапы учебного занятия | ||||||||
Название этапа | Формы организации, взаимодействия время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Результаты | Формы контроля | |||
Личностные (л), метапредметные (м) | Предметные | |||||||
Организационный | Демонстрация слайда №1 Демонстрация слайда №2 | Приветствие. Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (слайд № 1), к берегам какой страны принесет нас море? Её очертания похожи на сапог. А кто знает её главный город? Сегодня мы поговорим древней истории Рима. Тема урока "Древнейший Рим". | Приветствуют учителя. Записывают тему. | М- работа с картой | ||||
Мотивационный | Беседа | Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? Как связаны стихи Н.Гумилева с этим изображением и нашим уроком? Кто такие Ромул и Рем? В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений. | Высказывают предположения. |
Л- мотивация к учебной деятельности, поддержание интереса к предмету М - выдвигать версии, излагать свое мнение | ||||
Демонстрация слайда №3 Беседа Демонстрация слайда №4 | У нас-историков всегда есть план изучения страны. Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты. (План урока . 1. …….. 2.Основание Рима 3.…. 4.Управление Римом) Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока. | Предлагают свои формулировки. | М- составлять план и работать по нему | беседа | ||||
Этап усвоения новых знаний Первичное закрепление | Сообщение новой информации Работа с картой Демонстрация слайда с правильным ответом. Беседа, работа с картой Демонстрация слайда №7, первичное закрепление полученной информации Работа с текстами в группах Работа со словарем Сообщение новой информации Беседа Работа с тестом учебника Работа со словарем | 1. Географическое положение, природные условия . История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу. -Где же возникло поселение Рим? Что бы ответить на этот вопрос нам нужна карта в учебнике на стр 213 (или карта на слайде №5). Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим. Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6 (Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..) - Где же находится Рим? Задание: показать на карте и описать словами где находится Рим.
- Что напоминает Апеннинский полуостров по форме? - Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется? - Какие моря омывают полуостров? - На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются? - Какой климат будет на территории полуострова? Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах. - А почему Апеннинский полуостровов так называется? Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом) -А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»? - Какая страна здесь находится? - Италия – в переводе «страна телят». Почему? - Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии. Задание «Найди ошибки в тексте и исправь их» (слайд № 7, приложение 1) 2. Основание Рима. -Кто может основывать города? - давайте выясним, кто же прав Работаем в группах. Задание: прочитайте легенду об основании Рима (п.1, стр. 214-216) и выполните полученные задания (см приложение 2)
Проверка Запишите в словарь новые термины и их расшифровку (Слайд № 10) -Что в легенде вымысел, а что правда? 3. Занятия древних римлян Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768) Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий....... В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик") Вопросы классу: -Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне? -Какие породы скота они разводили? - Какими ремеслами занимались? - Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить? 4. Управление Древним Римом. Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Чем отличались они между собой? Ответьте с помощью текста на стр 218, п.3 "Управление Римом", 1 абз. Попытайтесь дать определения этим терминам. Проверим правильность ваших слов (слайд №14), запишите в словарь определения. Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 и 3 абз и выполните задание «Вставь пропущенные слова» в тетради (Слайд № 15): | Работаю т с картой и записывают ответ в тетрадь, взаимопроверка в парах, ставят оценку Заслушиваются ответы 2-3 учеников. +показывают на карте
дают ответы с помощью карты на стр 213. Отвечают на вопросы с помощью карты Отвечают на вопросы Сравнивают природные условия Называют основные занятия римлян Работа с дидактическим материалом (тексты каждому ученику), Взаимопроверка в парах (слайд №8.), ставят оценку Высказывают предположения (народ, человек, племя и др) Работа в группах (по 2 парты)- читают, отвечают на вопросы Работа со словарем Работают с «лентой времени» Рассказывают о занятиях древних римлян на основании условных знаков читают уч. материала, формулируют различия формулируют определения. Записывают термины в словарь Читают уч. материал, работают в тетрадях, взаимопроверка в парах | М-поиск информации из карты и ее легенды М-Работа картой, строить речевое высказывание в устной и письменной форме М- анализировать карту , строить речевое высказывание в устной форме, слушать других М- сравнивать явления по определенным признакам, классифицировать и обобщать факты и явления; М- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; применять знания М- готовность к сотрудничеству с соучениками, М- представлять информацию в различных формах, осмысленное чтение, сотрудничество, пользоваться выработанными критериями оценки Л - поддержание интереса к предмету, М- построение логической цепи рассуждений; доказательство; М- критически оценивать содержание текста. М- соотносить историческое время М - строить речевое высказывание в устной форме, слушать других М – перевод графической информации (символы) в текстовую М - строить речевое высказывание в устной форме, слушать других М- работа по плану М- осознанное чтение, умение отбирать информацию, сравнивать М- осознанное чтение, умение отбирать информацию, сравнивать, сотрудничество | Географическое положение Рима, Климатические условия Рима, Италии Использовать ранее полученную информацию по истории Греции Положение и природные условия Италии, Рима Легенда об основании Рима, знание понятий – весталка, ликторы Дата основания Рима (753 г до нэ) Закрепление алгоритма работы с «лентой времени» Условия жизни и занятия древних римлян Знание понятий (плебеи, патриции) Система управление древним Римом, функции Народного собрания и Сената | Записи в тетради открытый тест (в тетради)
Ответ у доски Беседа Запись в тетради Устные ответы Запись в словаре Устные ответы Запись в тетради Ответы на вопросы Решение задачи (в тетради) Устные ответы Запись в тетради (тест) | ||
Закрепление знаний и способов действия | 1. Греки говорили на греческом, а римляне… 2. Слайд № 16 -Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима: 3. Слайд № 17 -Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима: | Выполняют тесты в тетради, взаимопроверка | М- сотрудничество, проверка по критериям | Тесты в тетради | ||||
Рефлексия | - Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей, стихов Гумилева оказались верными или наиболее близкими к истине? Что нового узнали? Что было интересно? Что было сложно ? | М- определять причины своего успеха или неуспеха | ||||||
Оценочный | На полях в тетради поставьте оценку своей работы на сегодняшнем уроке (самооценка). Сдайте свои рабочие тетради, и я посмотрю какие оценки за выполненные задания поставили вам одноклассники. + устная работа на уроке | Дают самооценку | М- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки | Оцениваются записи в тетради (самооценка, задания выполненные в тетради, оценки выставленные одноклассниками)+ устная работа на уроке | ||||
Информация о д/з | А) §44 – для всех, В) +рабочая тетрадь зад. 55-57, С) +синквейн по теме «Древнейший Рим». | Записывают д/з |
Приложение 1
Найди ошибки в тексте
Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.
Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.
Приложение 2
Группа1
Задание: прочитайте легенду об основании Рима (п.1, стр. 214-216) и ответьте на вопросы
- Кто основал город Рим?
- Из какого племени они были?
- Из какого рода они были?
Группа2
Задание: прочитайте легенду об основании Рима (п.1, стр. 214-216) и выполните полученные задания
- Почему Амулий приказал утопить Ромула и Рема?
- Где в истории мы уже встречали похожие события?
Группа3
Задание: прочитайте легенду об основании Рима (п.1, стр. 214-216) и выполните полученные задания
- Какова судьба Рема? Кем стал Ромул?
- Дайте определение термину «ликтор»
Группа 4
Задание: прочитайте текст учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса" и ответьте на вопросы
- Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?
- Дайте определение термину «весталка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: "Здесь будет город". "Город, как солнце" - ответил Рем. Н.Гумилёв
1. …….. 2. Основание Рима 3. …. 4. Управление Римом
1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия 2. Основание Рима 3. Занятия древних римлян 4. Управление Римом
Где? – в Европе, на ……. полуострове, на берегу реки ….. . Где? – в Европе, на Апеннинском полуострове, на берегу реки Тибр .
Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.
Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии тёплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.
Весталка – жрица богини Весты. Ликторы – воины, сопровождающие царя.
Квиринал Виминал Эсквилин Целий Авентин Палатин Капитолий
Древнейший Рим
Занятия римлян
Патриции – потомки знатных жителей Рима. Плебеи – потомки переселенцев
- Кто участвовал в управлении Римом? - Какие органы управления были? -Кому принадлежала высшая власть? -Назовите функции Народного собрания. - Чем отличаются патриции от плебеев?
Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима: а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По Ответ : а,б,г,д
Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима: а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром Ответ: б, в, д, ж, з
Вставьте пропущенные слова . а) В управлении Римом принимали участие только..... патриции. б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался...... сенат в) Высшая власть принадлежала … Народному собранию г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали..... 7 Тарквиний Гордый д) Знаками царской власти были ..... жезл и одежда с пурпурной полосой.
Домашнее задание: А) §44, вопросы к §, В) + рабочая тетрадь зад. 55-57, С) +синквей «Древний Рим»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."
Конспект учебного занятия Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...
Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс
изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав....
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...