КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Основные сословия российского общества» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Чепалов Родион Александрович

Господствующим сословием в обществе оставались феодалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_ispolzovaniem_igrovyh_tehnologiy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 17 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«Основные сословия российского общества»

 (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)

                                   

                                                                                 Составил и провел учитель  

                                                                                          истории Чепалов Р.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017


  1. УРОК . Основные сословия российского общества.

Цели урока:

        Образовательная: рассмотреть , какие были основные сословия российского общества.

        Развивающая: развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем.

        Воспитательная: целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности, независимо от ее социального положения.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы:  лекция учителя с использованием мультимедийных технологий

Организационный момент.

  1. Актуализация знаний по теме:

Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства — главной опоры царской власти. На протяжении XVII века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. В зависимости от знатности происхождения и успехов в службе их переводили из одного чина в другой. С учетом занимаемой должности служилые люди получали право на владение большими или меньшими землями с жившими на них крестьянами. Все это свидетельствовало о том, что в XVII веке дворянство постепенно превращалось в новое сословие.

   Необходимое условие – привлечение дополнительной литературы, справочных пособий.

  1. Изучение нового материала.

Царская власть стремилась укрепить права как дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. С этой целью был увеличен срок розыска беглых крестьян вначале до 10, а затем до 15 лет. Однако это мало помогало. Бояре и дворяне требовали полного закрепления крестьян за их хозяевами. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому.  

ИГРА НА ТЕМУ: КАКОЕ СОСЛОВИЕ? 

К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, столько же — боярам, около 15% — церкви и более всего (около 60%) — дворянам.

Таким образом, к концу века позиции главных землевладельцев — бояр — были серьезно подорваны. Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.

Сообщение учащегося (презентация) с использование ИГРЫ:

Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в XVII веке значительно ухудшилось. Именно на крестьянские плечи легло тяжкое бремя Смуты и многочисленных войн этого столетия, восстановление разрушенного хозяйства. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства. Вторые сохраняли личную свободу, владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности. Крестьяне, жившие на землях бояр и дворян, принадлежали лишь одному хозяину и полностью зависели от его произвола. Их можно было продать, обменять, подарить. Имущество крепостных принадлежало феодалу. Самым суровым и тяжелым было положение крестьян, находившихся в собственности мелких феодалов.

Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Как мы уже знаем, по мере развития рыночных отношений роль денежного оброка постоянно росла. Средняя протяженность барщины составляла 2—4 дня в неделю. Во второй половине века к барщинным работам стали приравнивать работу крепостных крестьян на первых мануфактурах, принадлежавших их хозяевам. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.

    ЗАДАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ:

К концу века изменилась роль холопов. Если прежде они были бесправными полурабами своих господ, то теперь становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т. д. К концу века эта категория зависимого населения постепенно слилась с крепостными крестьянами.

Изменилась система налогообложения. Если в начале XVII века налог («тягло») исчислялся с «паханой земли» и это привело к значительному сокращению обрабатываемой земли, то к концу века вместо поземельной подати была введена подворная.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1—2 десятины (1—2 гектара) земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.

 

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ:

В XVII веке росла численность городского населения. В каждом большом городе насчитывалось не менее 500 дворов. В новых городах, в первую очередь на южных и восточных окраинах страны, вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, духовенство, дворян и бояр (с их многочисленной челядью).

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы, контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения — мелких ремесленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало, в свою очередь, постоянные жалобы основной массы посадского населения.

Особенностью XVII века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нем начинает применяться (пока еще в небольших размерах) наемный труд. К быстро богатевшим и не желавшим уже выполнять черновую работу ремесленникам нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.

 

   АУДИОФРАГМЕНТ

К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилась. Церковную службу почти в 15 тысячах церквей страны несли до 110 тысяч человек. А в монастырях проживало еще до 8 тысяч монахов. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Вместе с тем сложилась и новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси со своим двором.

   

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 7 классе на тему "Основные сословия российского общества в 17 веке"

Данная разработка предназначена для 7 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....

план-конспект урока в 6 классе по теме: "Основное свойство пропорции"

план - конспект урока разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

Конспект урока по истории в 7 классе "Основные сословия российского общества в XVII в."

Данный урок содержет задания для работы с историческим источником, а также самостоятельной работы учащихся с текстом учебника...

Конспект урока в 5 классе по теме "Основное свойство дроби"

Данный урок является первым уроком в теме «Основное свойство дроби». Исходя из целей урока, подобрано содержание образования. Реализация целей осуществляется в течение всего урока. При организации уро...

конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)

Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....

Индивидуальная карта ученика для работы на открытом уроке в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги" с использованием приёмов технологии критического мышления

Индивидуальная карта с набором заданий в соответствии с ФГООС для учащися  класса при изучении темы "Производные и непроизводные предлоги". Содержит приёмы технологии критического мышле...