План-конспект урока истории в 7 классе на тему "Основные сословия российского общества в 17 веке"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Данная разработка предназначена для 7 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sosloviya_rossiyskogo_obshchestva_v_17_veke._7_klass.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза А.В. Гусько
станица Новоминская Каневской район
Конспект урока по истории России
в 7 классе на тему
«Основные сословия российского общества в 17 в.»
подготовила
учитель истории
Сергиенко Марина Владимировна
станица Новоминская Каневской район
План-конспект урока истории в 7 классе
Тема: «Основные сословия российского общества в XVII в.»
Цель урока: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из них.
- развивать логическое мышление в процессе формирования представлений об особенностях каждого сословия;
- воспитывать внимание и интерес к истории своей страны.
Основные понятия: барщина, белые слободы, черносошные крестьяне, оброк, крепостные, подворная подать, ясак, приказные люди.
Важнейшие даты: 1649 г – Соборное Уложение
Оборудование: карта «Россия в XVII веке».
План урока:
1.Феодалы
2.Крестьяне
3.Городское население
4.Духовенство.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Проверка д/з
1) Опрос по параграфу 16.
- Назовите новы черты в развитии сельского хозяйства
- Какова была специализация районов России?
- Какие изменения произошли в XVII веке в ремесленном производстве? Что такое мануфактура? Какие мануфактуры вы знаете?
- Каковы особенности торговли в XVII веке?
- Какие же новые явления зарождались в экономике России?
2) Работа у доски с терминами:
Мелкотоварное производство, бобыли, мануфактура, всероссийский рынок, засечная черта.
3)Работа по карточкам:
№1: Последствия Смуты.
№2: Дайте характеристику развития мануфактурного производства в 17 веке.
3. Изучение нового материала.
В России наступают новые времена после окончания Смуты. На предыдущем уроке вы рассмотрели, какие изменения произошли в экономике, т.е. в хозяйстве страны. Постепенно налаживается жизнь в сельском хозяйстве, появляются районы, специализирующие на производстве отдельных культур. Происходят изменения и в ремесленном производстве, появляются новый тип предприятия – мануфактуры. Сегодня на уроке мы с вами охарактеризуем сословный строй российского общества, постараемся определить права и обязанности основных сословий.
Тема нашего урока «Основные сословия российского общества».
А скажите, что такое «общество», «сословие»
.Задача класса, слушая рассказ учителя, заполнять таблицу.
Основные сословия российского общества.
Сословие | Состав сословия | Служба или повинность |
Феодалы Вотчинники Помещики | Владельцы вотчины Владельцы поместья | Несли государеву службу на общих основаниях |
Посадское население | Ремесленно-торговое население городов | Платили налоги (тягло) |
Духовенство | Белое (приходские священники), черное (монахи). | Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям. |
Крестьяне | Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; черносошные . | Работали на земле и выполняли различные повинности. |
Приказные люди | Служащие государственных учреждений. | Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам. |
Приборные люди | Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживающие в приграничных районах и городах. | Несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание. |
Казаки | Военное население Дона, Терека и Яика. | Несли военную службу. |
Ясачные люди | Нерусские народы, платившие ясак (дань пушниной). | Платили подать мехами. |
Работа с документами.
Бояре.
До недавнего времени только мы были _________________ сословием в России, т. к. исправно состоим на государевой службе. Представляя феодальное сословие, мы имеем родовые земельные владения –__________. Царская власть относится к нам благосклонно, укрепляет наши ________на землю и подвластных крестьян, так розыск __________ _________увеличен до 15 лет. А в 1649 году Земский собор принял новое__________, по которому закреплялось вечное наше _______ на зависимых крестьян, и запрещался переход от одного хозяина к другому. Мы этому очень рады. Но нам принадлежит _____% крестьянских дворов.
И в отношении государственного управления, нас постепенно теснит _______________. К сожалению, прежняя система замещения высших должностей в государстве, по родовитости происхождения, так называемая ________________, в 1682 году была отменена окончательно.
Дворянство.
Мы, дворяне – главная ________царской власти. Мы исправно несём государственную службу, за что царь жалует нам земли с крестьянами –__________. И мы тоже рады новому Уложению______ г, по которому мы дворяне имеем _______ право на зависимых крестьян. И нам, принадлежит около ___ % крестьянских дворов, и постепенно хозяевами земли и крестьян становимся мы.
И мы дворяне несказанно рады отмене ____________, т. к теперь феодалы уравнены в правах. И это означает нашу победу в соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьянство.
Основную массу населения по-прежнему составляем мы – крестьяне. Наше положение остаётся быть трудным. Именно на наши плечи легло тяжкое бремя________. Среди нас есть _______________ и черносошные. Владельческие являются полной собственностью дворян, _______, царской семьи и ______________.
Черносошные крестьяне лично свободные и несём мы только ______________ ________________. Мы, крестьяне, живущие на землях бояр и дворян, полностью ____________от их произвола. И имущество наше тоже принадлежит _____________. По Соборному Уложению 1649 г. вводился бессрочный розыск беглых крестьян, что закрепило полное _____________________ право.
Мы отрабатываем барщину, платим натуральный и денежный оброк. Кроме работ в поместье феодалов, нас привлекают к работам на________________________.
С каждым годом меняется система налогообложения: вместо поземельной подати введена _____________подать. А земли у нас как было немного, так и осталось всего по 1-2 десятины.
Городское население.
Численность нас горожан в XVII веке выросла. Наряду с крепостями появляются ________. Посадское население это ремесленники и торговцы, _______, стрельцы, дворяне и бояре.
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые _________________ и купцы. Они занимались торговлей, мануфактурным производством и также платили налоги и пошлины государству. А мы мелкие ремесленники и торговцы несли всю тяжесть налогового бремени. Конечно, было завидным положение боярских, дворянских и монастырских ________, которые в свободное от службы время промышляли ____________ и ремеслом. Они, как и их хозяева были жителями белых слобод и не несли повинности в пользу государства. Но в1649 г эти права белых слобод были отменены и теперь все платят государственные __________. А жители черных слобод платят оброк боярам и монастырям.
И среди нас горожан появляются зажиточные ремесленники, которые начинают применять _____________ труд.
Духовенство.
Численность нашего сословия к концу XVII века значительно _______________. Число церквей и монастырей по всей стране росло. В их владения входили земли с крестьянами. А с принятием ___________________ в конце XVI века Русская православная церковь стала полностью __________________. И мы этим довольны.
Высшим слоем среди нас являются епископы, ________________ и митрополиты. Возглавляет русскую православную церковь – патриарх Московский и всея Руси.
Мы, приходские священники, относимся к белому духовенству, самые многочисленные из духовенства и мы ближе всех к ___________. Мы имеем право на семью и имущество. Наша обязанность проповедовать слово Божие.
Черное духовенство – монахи, живущие в монастырях, подают пример служения Богу. Лично они ничего не имеют, но монастырям принадлежат земли с крестьянами.
Наша церковь является крупнейшим ______________ земли. Конечно, Соборное Уложение 1649 г. запретило церкви увеличивать владения и ликвидировало право белых слобод. Но всё равно церковь остаётся быть крупным владельцем земли, ей принадлежало до _____ % земель.
4. Закрепление нового материала.
1: Главной опорой царской власти было:
1. боярство 2. дворянство 3. посадское население 4. духовенство
2: В Соборном Уложении:
1. подтверждался указ об "урочных летах"
2. восстанавливался Юрьев день
3. увеличивался срок розыска беглых крестьян до 15 лет
4. закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян
3: Система местничества была окончательно отменена:
1. 1649г. 2. 1653г. 3. 1662г. 4. 1682г.
4: Повинности в пользу государства не несли:
1. черносошные крестьяне
2. жители белых слобод
3. мелкие ремесленники и купцы
4. владельческие крестьяне
5: Новое для России сословие:
1.стрельцы 2. казачество 3. купечество 4. наёмные рабочие.
6: Соборное Уложение было принято в:
1. 1645г. 2. 1649г. 3. 1654г. 4. 1667г.
7: Основным хозяином земли и крепостных крестьян стало:
1. боярство 2. духовенство 3. дворянство 4. представители царской семьи
8: В начале XVII в. была введена новая система налогообложения:
1. полюдье 2. ясак 3. поземельная 4. подворная
9: Главная обязанность служивых людей по отечеству (дворян):
1. военная служба 2. сбор налогов
3. участие в работе приказов 4. осуществление управления
10: Основную часть доходов казачество получало от:
1. занятия скотоводством и земледелием
2. промыслов
3. государственного жалованья и военной службы
4. части, положенного им государственного налога
5.Д/З: параграф 17.
Список литературы:
1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История конец16-18 век. Учебник для общеобразовательных организаций. М., Просвещение, 2013 г.
2 Поурочные разработки к учебнику. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История России 6-7 класс». М., Интеллект-Пресс, 2002 г.
3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.
4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.
5.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.
6. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец 16-18 век. Рабочая тетрадь. М.,Просвещение,2013 г.
7. К. А. Соловьев,Б. Н. Серов Поурочные разработки по истории конец16-18 век. М., « ВАКО», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План конспект открытого урока в 6 классе по теме «Еда и напитки» по системе Преобразования обучения в XXI веке
План конспект открытого урока в 6 классе по теме «Еда и напитки» по системе Преобразования обучения в XXI веке...
План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...
план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян
план -конспект к уроку истории в 5 кл на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....