Урок истории "Жизнь древних людей" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок истории "Жизнь древних людей" для 5 класса разработан по технологии "перевернутый урок" с применением электронной формы учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx | 479.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
с использованием электронной формы учебников
Предмет, класс | История Древнего мира 5 класс |
Тема урока | «Жизнь древних людей» |
ЭФУ | С.В.Колпаков, Н.А.Селунская Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Дрофа, 2015. |
Разработчик урока | Шандра Татьяна Викторовна |
Тип урока | Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков |
Цель урока | Выделение отличительных черт древнего человека и человека разумного |
Задачи урока | Сформировать у учащихся представление об образе жизни древних людей, человека разумного; обеспечить усвоение учащимися основных понятий урока. Способствовать развитию навыков устной и письменной речи учащихся, умений классифицировать, анализировать, обобщать информацию, элементов творческой деятельности, навыков рефлексивной деятельности. Воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения к учебной дисциплине, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других, управлять собой, своим поведением. |
Основные термины и понятия темы | Человеческое стадо, родовая община, древнейший человек, «человек разумный» |
Планируемые результаты | Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с заданными критериями; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - анализ объектов с целью выделения признаков; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; - осуществление самоконтроля правильности своих ответов и оценивание ответов других участников группы; - контроль способов действий и их результатов с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формирование умений вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, товарищами. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий. |
Организация пространства | Перевернутый урок |
Виды деятельности на уроке | Коллективная (фронтальная) работа, групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, творческая работа |
Образовательные технологии | Личностно-ориентированное обучение, технология группового обучения, ИКТ, здоровьесбережение, дифференцированное обучение, метод проектов, технология деятельностного обучения |
Правила работы на уроке (если они существуют) | |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке | Самооценивание и взаимооценивание учащимися, контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся учителем |
Необходимое оборудование | ЭФУ, интерактивная доска, компьютер |
Наглядно-демонстрационный материал | Макеты 4 корзин на классной доске |
Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет | Сеть интернет – документ совместного доступа в облаке OneDrive таблица Человек древнейший и человек разумный», ЭОР в ЭФУ – анимационный ролик «От неандертальца до человека разумного», слайд-шоу «Раскопки в Олдувае» |
Рефлексия | Обсуждение озвученного ролика и сравнительной таблицы |
Организационная структура урока:
Этапы урока | Длительность этапа, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Материал учебника | Формируемые УУД |
Организационный этап. | 1 | - приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности классного помещения и учащихся к уроку; - организация внимания школьников | - приветствуют учителя; - дежурный дает информацию об отсутствующих; - организуют свое рабочее место; - демонстрируют готовность к уроку; | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 | - прием «Погружение в урок». Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить себе следующую картину: лес, берег озера, на берегу – группа странных существ, больше похожих на обезьян, чем на людей, у них длинные руки, прыгающая походка. Общаются они звуками, жестами и криками. Одни из них раскалывают гальку ударами другого камня, другие изогнутые палками копают землю, ищут что-то. Где мы оказались и кого мы видим? - но вот картинка изменилась: на этой же поляне мы видим охотников с луками и стрелами, внешне они похожи на нас, общаются с помощью речи. Кто перед нами? На сколько лет назад мы попали? - вы хорошо поработали дома над темой «Жизнь древних людей», раз смогли узнать древнейшего человека и человека разумного. Перед вами две иллюстрации. Рассмотрите их и определите, что будет целью нашего урока. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь ее? - знакомит учащихся с понятиями, которые необходимо усвоить в течение урока, они записаны на доске. | - слушают учителя, представляют описываемую картину; - отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме (видим древнейших людей, возможно это Африка 2 млн. лет назад) - слушают учителя, представляют описываемую картину; - отвечают на вопросы учителя (видим человека разумного, 40 тыс. лет назад); - сравнивают иллюстрации человека древнейшего и человека разумного; - формулируют цель урока (выделись отличительные черты древнего человека и человека разумного), намечают план действий по ее достижению - записывают тему урока и понятия в тетрадь. | Иллюстрации ЭФУ | Познавательные: - самостоятельно формулируют цель урока - сравнивают иллюстрации с целью выделения общих и отличительных черт; Регулятивные: - планируют действия по достижению цели с учетом конечного результата; - осуществляют самоконтроль правильности своих ответов на вопросы учителя; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
Актуализация знаний | 3 | Учитель задает вопросы классу: - с какими точками зрения на происхождение человека вы познакомились дома? - какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему? - можно ли нас с вами отнести к древним людям? К разумным людям? Давайте в этом убедимся! Данная тема является первой и самой важной в разделе «Как жили древнейшие люди», поэтому будьте внимательны. | - отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме - дополняют ответы одноклассников | Познавательные: - развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее; - высказывают предположения, осуществляют поиск необходимой информации из личного опыта. Регулятивные: - осуществляют самоконтроль правильности своих ответов на вопросы учителя; Коммуникативные: отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными вопросами; умения оформлять свои мысли в устной форме, доказывать свою точку зрения | |
Физкультминутка | 1 | Учитель предлагает ребятам объединиться в группы, состав которых определяется им заранее | Пересаживаются в группы | ||
Первичное усвоение новых знаний. | 10 | Учитель дает дифференцированные задания группам учащихся: 1 группа (учащиеся с высокой познавательной мотивацией) – «озвучивание немого кино» «Жизнь древних людей». При озвучивании необходимо сравнить древнейшего человека и человека разумного по представленным на карточке критериям: внешний вид, объем мозга, занятия, способы охоты и т.д. 2 (учащиеся со средним уровнем познавательной мотивации) ,3 группа (учащиеся с уровнем познавательной мотивации ниже среднего) – заполнение сравнительной таблицы «Человек древнейший и человек разумный» в документе совместного доступа в облаке OneDrive. 2 и 3 группы заполняют разные графы таблицы (Приложение). При выполнении заданий учащиеся могут пользоваться текстом учебника. | - работают в группах, обсуждают задание, варианты текста, озвучивают анимационный ролик; - заполняют сравнительную таблицу, обсуждают ответы, заносят их в документ совместного доступа в облаке OneDrive. | Анимационный ролик (1 группа) Текст учебника (2,3 группы) | Познавательные: - развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее; - высказывают предположения, - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные: - осуществляют самоконтроль правильности своих ответов и ответов других участников группы; - определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; - контролируют способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (таблица, критерии озвучивания ролика); - вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, товарищами; Коммуникативные: -планирование сотрудничества со сверстниками по поиску и сбору информации; - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме в соответствии с выставленными критериями; - доказывать свою точку зрения - управление поведением партнера. |
Первичная проверка понимания | 7 | - учитель предлагает проанализировать сравнительную таблицу, которая демонстрируется на интерактивной доске; - предлагает оценить работу 1 группы, работавшей над озвучиванием ролика, с точки зрения соответствия заданным критериям; -контролирует ответы учащихся, корректирует их по необходимости | - анализируют содержание сравнительной таблицы, дополняют и корректируют ее содержание при необходимости; - дают определения основным понятиям урока; - смотрят и обсуждают озвученный ролик с точки зрения соответствия заданным критериев; - пересаживаются на свои места по парам. | Познавательные: - анализируют представленную информацию в соответствии с заданными критериями; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: - осуществляют контроль правильности ответов других участников группы; Коммуникативные: - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме в соответствии с заданными критериями | |
Первичное закрепление. | 7 | - Учитель предлагает учащимся при помощи закладок выделить в тексте учебника 1 вариант – отличительные черты древнейшего человека (синие закладки), 2 вариант – отличительные черты человека разумного (розовые закладки); - учащимся предлагается произвести взаимоконтроль в паре, внести при необходимости дополнения в ответ товарища; - учитель проводит выборочный фронтальный опрос, предлагая выделить отличительные черты. | - работают с закладками ЭФУ; - производят взаимоконтроль в паре, вносят при необходимости дополнения в ответ товарища; - отвечают на вопрос учителя во фронтальном режиме, выделяют отличительные черты. | Текст ЭФУ | Познавательные: - развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее; - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: - осуществляют взаимоконтроль в паре; - вносят необходимые дополнения и коррективы в ответ товарища; Коммуникативные: - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме; - доказывать свою точку зрения |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 5 | -Учитель: достигли ли мы цели урока? - можем ли мы назвать изменения, которые произошли с появлением человека разумного? -остались ли вопросы по теме? - предлагает оценить ребятам свою работу на уроке с помощью приема «4 корзины»: на доске прикреплены 4 корзины, на них фразеологизмы: «спустя рукава», «не покладая рук», «душа в душу», «бил баклуши»; -корректирует при необходимости отметки. | - отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме; -оценивают свою работу на уроке с помощью цветных стикеров | Познавательные: - обобщение полученной информации по теме урока; Регулятивные: оценивание учащимися уровня своих знаний и умений, соотнесение собственной оценки с отметкой учителя; Коммуникативные: - отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме; - доказывать свою точку зрения | |
Информация о домашнем задании, инструктаж | 2 | - Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание: параграф 2, а также творческое задание на выбор: озвучить анимационный ролик «по-своему», подготовить сообщение по материалам слайд-шоу в параграфе «Раскопки в Олдувае», написать сочинение от лица человека разумного на свободную тему. -создает познавательную мотивацию к изучению следующей темы с помощью иллюстрации на доске, задает вопрос «Кто автор картины? Мог ли им быть первобытный художник? Об этом мы узнаем на следующем уроке» -благодарит за работу на уроке. | -Записывают домашнее задание; -высказывают предположения -прощаются с учителем. | Иллюстрация из ЭФУ на доске | Познавательные: умение анализировать, извлекать нужную информацию из различных источников (при выполнении творческого домашнего задания). Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата при выполнении творческого домашнего задания Коммуникативные: отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с поставленными задачами |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР
№ | Название объекта ЭФУ/ЭОР | Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) | Скрин страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет | Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.) |
1 | Иллюстрации «Древнейший человек», «Человек разумный», «Древнее изображение охоты» | Сравнение иллюстраций позволило учащимся самостоятельно определить цель урока и задачи урока. Выработка умений высказывать предположения. | ||
2 | Анимация «От неандертальца до человека разумного» | Позволяет наглядно представить образ жизни древних людей | ||
3 | Текст учебника параграфа 2 | Развивает умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать и классифицировать ее; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | ||
4 | Слайд-шоу «Раскопки в Олдувае» | Позволит учащимся сделать сообщение по теме «Раскопки в Олдувае» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)
Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А. Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...
Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.
Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....
технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....
Обобщающий урок МХК "Древняя Греция и Древний Рим" 10 класс.
Урок повторения и систематизации по темам "Древняя Греция и Древний Рим" построен в формате КВН, где каждой команде необходимо применить не только полученные на уроках МХК знания, но и творч...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/
Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...
Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"
Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...