Урок истории "Жизнь древних людей" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок истории "Жизнь древних людей" для 5 класса разработан по технологии "перевернутый урок" с применением электронной формы учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx479.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

с использованием электронной формы учебников

Предмет, класс

История Древнего мира 5 класс

Тема урока

«Жизнь древних людей»

ЭФУ

С.В.Колпаков, Н.А.Селунская Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Дрофа, 2015.C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\учебник.jpg

Разработчик урока

Шандра Татьяна Викторовна

Тип урока

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков

Цель урока

Выделение отличительных черт древнего человека и человека разумного

Задачи урока

Сформировать у учащихся представление об образе жизни древних людей, человека разумного; обеспечить усвоение учащимися основных понятий урока.

Способствовать развитию навыков устной и письменной речи учащихся, умений классифицировать, анализировать, обобщать информацию, элементов творческой деятельности, навыков рефлексивной деятельности.

Воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения к учебной  дисциплине, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других, управлять собой, своим поведением.

Основные термины

и понятия темы

Человеческое стадо, родовая община, древнейший человек, «человек разумный»

Планируемые результаты

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с заданными критериями;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

- определение учащимися последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- осуществление  самоконтроля правильности своих ответов и оценивание ответов других участников группы;

- контроль способов действий и их результатов с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формирование умений вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, товарищами.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.  

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.

Организация пространства

Перевернутый урок

Виды деятельности на уроке

Коллективная (фронтальная) работа, групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, творческая работа

Образовательные технологии

Личностно-ориентированное обучение, технология группового обучения, ИКТ, здоровьесбережение, дифференцированное обучение, метод проектов, технология деятельностного обучения

Правила работы на уроке (если они существуют)

Используемые виды контроля

и оценивания на уроке

Самооценивание и  взаимооценивание учащимися,

контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся учителем

Необходимое оборудование

ЭФУ, интерактивная доска, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Макеты 4 корзин на классной доске

Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет

Сеть интернет – документ совместного доступа в облаке OneDrive таблица Человек древнейший и человек разумный», ЭОР в ЭФУ – анимационный ролик «От неандертальца до человека разумного», слайд-шоу «Раскопки в Олдувае»

Рефлексия

Обсуждение озвученного ролика и сравнительной таблицы


Организационная структура урока:

Этапы урока

Длительность этапа, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Материал учебника

Формируемые УУД

Организационный этап.

1

- приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности классного помещения и учащихся к уроку;

- организация внимания школьников

- приветствуют учителя;

- дежурный дает информацию об отсутствующих;

- организуют свое рабочее место;

- демонстрируют готовность к уроку;

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5

- прием «Погружение в урок». Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить себе следующую картину: лес, берег озера, на берегу – группа странных существ, больше похожих на обезьян, чем на людей, у них длинные руки, прыгающая  походка. Общаются они звуками, жестами и криками. Одни из них раскалывают гальку ударами другого камня, другие изогнутые палками копают землю, ищут что-то.

Где мы оказались и кого мы видим?

- но вот картинка изменилась: на этой же поляне мы видим охотников с луками и стрелами, внешне они похожи на нас, общаются с помощью речи. Кто перед нами? На сколько лет назад мы попали?

- вы хорошо поработали дома над темой «Жизнь древних людей», раз смогли узнать древнейшего человека и человека разумного. Перед вами две иллюстрации. Рассмотрите их и определите, что будет  целью нашего урока. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь ее?

- знакомит учащихся с понятиями, которые необходимо усвоить в течение урока, они записаны на доске.

- слушают учителя, представляют описываемую картину;

- отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме (видим древнейших людей, возможно это Африка 2 млн. лет назад)

- слушают учителя, представляют описываемую картину;

- отвечают на вопросы учителя (видим человека разумного, 40 тыс. лет назад);

- сравнивают иллюстрации человека древнейшего и человека разумного;

- формулируют цель урока (выделись отличительные черты древнего человека и человека разумного), намечают план действий по ее достижению

- записывают тему урока и понятия в тетрадь.

Иллюстрации ЭФУC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\2.jpg

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\1.jpg

Познавательные:

- самостоятельно формулируют цель урока

- сравнивают иллюстрации с целью выделения общих и отличительных черт;

Регулятивные:

- планируют действия по достижению цели с учетом конечного результата;

- осуществляют  самоконтроль правильности своих ответов на вопросы учителя;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.  

Актуализация знаний

3

Учитель задает вопросы классу:

- с какими точками зрения на происхождение человека вы познакомились дома?

- какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему?

- можно ли нас с вами отнести к древним людям? К разумным людям? Давайте в этом убедимся!

Данная тема является первой и самой важной в разделе «Как жили древнейшие люди», поэтому будьте внимательны.

- отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме

- дополняют ответы одноклассников

Познавательные:

- развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее;

- высказывают предположения, осуществляют поиск необходимой информации из личного опыта.

Регулятивные:

- осуществляют  самоконтроль правильности своих ответов на вопросы учителя;

Коммуникативные:  отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными вопросами; умения оформлять свои мысли в устной форме, доказывать свою точку зрения

Физкультминутка

1

Учитель предлагает ребятам объединиться в группы, состав которых определяется им заранее

Пересаживаются в группы

Первичное усвоение новых знаний.

10

Учитель дает дифференцированные  задания группам учащихся:

1 группа (учащиеся с высокой познавательной мотивацией) – «озвучивание немого кино» «Жизнь древних людей». При озвучивании необходимо сравнить древнейшего человека  и человека разумного по представленным на карточке критериям: внешний вид, объем мозга, занятия, способы охоты и т.д.

2 (учащиеся со средним уровнем познавательной мотивации) ,3 группа (учащиеся с уровнем познавательной мотивации ниже среднего)  – заполнение сравнительной таблицы «Человек древнейший и человек разумный» в документе совместного доступа в облаке OneDrive. 2 и 3 группы заполняют разные графы таблицы (Приложение). При выполнении заданий учащиеся могут пользоваться текстом учебника.

- работают в группах, обсуждают задание, варианты текста, озвучивают анимационный ролик;

- заполняют сравнительную таблицу, обсуждают ответы, заносят их в документ совместного доступа в облаке OneDrive.

Анимационный ролик          (1 группа)

Текст учебника (2,3 группы)C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\4.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\5.jpg

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\6.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\7.jpg

Познавательные:

- развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее;

- высказывают предположения, 

-  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные:

- осуществляют  самоконтроль правильности своих ответов и ответов других участников группы;

- определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;

- контролируют способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (таблица, критерии озвучивания ролика);

- вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, товарищами;

Коммуникативные:   

-планирование сотрудничества со сверстниками по поиску и сбору информации;  

- отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме в соответствии с выставленными критериями; - доказывать свою точку зрения

- управление поведением партнера.

Первичная проверка понимания

7

- учитель предлагает проанализировать сравнительную таблицу, которая демонстрируется на интерактивной доске;

- предлагает оценить работу 1 группы, работавшей над озвучиванием ролика, с точки зрения соответствия заданным критериям;

-контролирует ответы учащихся, корректирует их по необходимости

- анализируют содержание сравнительной таблицы, дополняют и корректируют ее содержание при необходимости;

- дают определения основным понятиям урока;

- смотрят и обсуждают озвученный ролик с точки зрения соответствия заданным критериев;

- пересаживаются на свои места по парам.

Познавательные:

- анализируют представленную информацию в соответствии с заданными критериями;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные:

- осуществляют  контроль правильности ответов других участников группы;

Коммуникативные:   

- отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме в соответствии с заданными критериями

Первичное закрепление.

7

- Учитель предлагает учащимся при помощи закладок выделить в тексте учебника 1 вариант – отличительные черты древнейшего человека (синие закладки), 2 вариант – отличительные черты человека разумного (розовые закладки);

- учащимся предлагается произвести взаимоконтроль в паре, внести при необходимости дополнения в ответ товарища;

- учитель проводит выборочный фронтальный опрос, предлагая выделить отличительные черты.

- работают с закладками ЭФУ;

- производят взаимоконтроль в паре, вносят при необходимости дополнения в ответ товарища;

- отвечают на вопрос учителя во  фронтальном режиме, выделяют отличительные черты.

Текст ЭФУ

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\8.jpg

Познавательные:

- развивают умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать ее;

-  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные:

- осуществляют  взаимоконтроль в паре;

- вносят необходимые дополнения и коррективы в ответ товарища;

Коммуникативные:   

- отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме;

- доказывать свою точку зрения

Рефлексия (подведение итогов занятия)

5

-Учитель: достигли ли мы цели урока?

- можем ли мы назвать изменения, которые произошли с появлением человека разумного?

-остались ли вопросы по теме?

- предлагает оценить ребятам свою работу на уроке с помощью приема «4 корзины»: на доске прикреплены 4 корзины, на них фразеологизмы: «спустя рукава», «не покладая рук», «душа в душу», «бил баклуши»;

-корректирует при необходимости отметки.

- отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме;

-оценивают свою работу на уроке с помощью цветных стикеров

Познавательные:

- обобщение полученной информации по теме урока;

Регулятивные: оценивание учащимися уровня своих знаний и умений, соотнесение собственной оценки с отметкой учителя;

Коммуникативные:   

- отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме;

- доказывать свою точку зрения

Информация о домашнем задании, инструктаж

2

- Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание: параграф 2, а также творческое задание на выбор: озвучить анимационный ролик «по-своему», подготовить сообщение по материалам слайд-шоу в параграфе «Раскопки в Олдувае», написать сочинение от лица человека разумного на свободную тему.

-создает познавательную мотивацию к изучению следующей темы с помощью иллюстрации на доске, задает вопрос «Кто автор картины? Мог ли им быть первобытный художник? Об этом мы узнаем на следующем уроке»

-благодарит за работу на уроке.

-Записывают домашнее задание;

-высказывают предположения

-прощаются с учителем.

Иллюстрация из ЭФУ на доскеC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\10.jpg

Познавательные:

умение анализировать, извлекать нужную информацию из различных источников (при выполнении творческого домашнего задания).

Регулятивные:

определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата при выполнении творческого домашнего задания

Коммуникативные:   

отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с поставленными задачами


 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР 

Название объекта ЭФУ/ЭОР

Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Скрин страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет

Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)

1

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\11.jpg

Иллюстрации «Древнейший человек», «Человек разумный», «Древнее изображение охоты»

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\1.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\2.jpgC:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\10.jpg

Сравнение иллюстраций позволило учащимся самостоятельно определить цель урока и задачи урока. Выработка умений высказывать предположения.

2

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\12.jpg

Анимация «От неандертальца до человека разумного»

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\5.jpg

Позволяет наглядно представить образ жизни древних людей

3

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\13.jpg

Текст учебника параграфа 2

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\6.jpg

Развивает умение извлекать информацию из текста учебника, обобщать и классифицировать ее; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

4

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\14.jpg

Слайд-шоу «Раскопки в Олдувае»

C:\Users\user\Desktop\курсы ЭФУ\15.jpg

Позволит учащимся сделать сообщение по теме «Раскопки в Олдувае»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)

Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А.   Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Обобщающий урок МХК "Древняя Греция и Древний Рим" 10 класс.

Урок повторения и систематизации по темам "Древняя Греция и Древний Рим" построен в формате КВН, где каждой команде необходимо применить не только полученные на уроках МХК знания, но и творч...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...

Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"

Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...