Обобщающий урок МХК "Древняя Греция и Древний Рим" 10 класс.
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
Урок повторения и систематизации по темам "Древняя Греция и Древний Рим" построен в формате КВН, где каждой команде необходимо применить не только полученные на уроках МХК знания, но и творчество, фантазию, элементы артистизма. Данный урок расчитан на 10-й класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок МХК в 10 кл. "Культура Древней Греции и Древнего Рима" | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок МХК по теме
«Культура Древней Греции и Древнего Рима» в 10 кл.
Вступит. слово учителя.
В МХК особое место занимает творчество мастеров Др. Греции и Др. Рима. В истории цивилизаций этот период получил название АНТИЧНОСТЬ – от лат. «АНТИКВУС» - ДРЕВНИЙ. И как говорили древние: «ARS LONGA, VITA BREVIS» (Жизнь коротка, искусство вечно»).
Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить замечательные памятники искусства творцов античности, соприкоснуться с вечным…
Своеобразным гладиаторским боем можно назвать сегодняшнее состязание между 2-мя командами 10 «А» и 10 «В» классов.
В качестве почетных гостей у нас присутствует жюри.
(Представление жюри)
Все остальные ребята не просто зрители, но и болельщики, способные помочь своей команде заработать дополнительные баллы.
Итак, болельщикам желаю получить максимум удовольствия от игры команд; жюри – справедливости и объективности, а командам - удачи и пусть победит сильнейший!!!
(Проходит жеребьевка)
I. Конкурс. «Визитка».
Представление команд. ( Оценивается по 3-х бальной шкале).
II. Конкурс. «Разминка».
Задание: Вопросы звучат для обеих команд. Ваша задача: как можно быстрее поднять руку и дать правильный ответ. Если команды затрудняются, болельщики имеют право помочь.
Вопросы:
1. Как называется архитектурный комплекс в Афинах, построенный в честь победы греков над персами? (Акрополь)
2. Кто такие коры? (девушки)
3. Назовите создателя скульптуры «Дискобол»? (Мирон)
4. Как называется крупнейший римский амфитеатр? (Колизей)
5. Назовите виды архитектурных ордеров. (Дорический, ионический, коринфский.
Доп. ответ - Тосканский)
6. Какова высота статуи Афины в центре Акрополя? (12 метров)
7. Что такое пропилеи? (Входные ворота Афинского Акрополя).
8. В чем отличие краснофигурного стиля вазописи от чернофигурного? (Краснофигурный – светлые фигуры на черном фоне, а чернофигурный – черные фигуры на светлом фоне.)
9. Как называется древнегреческий сосуд, в котором жил философ Диоген? (Пифос)
10. Когда в Риме был возведен храм, увенчанный огромным куполом, диаметром 43,5 м., верноподданный сенат хотел посвятить сооружение Октовиану Августу. Однако император отказался от такого подарка и распорядился посвятить его всем богам, не только римским, но и богам порабощенных Римом народов. Так появился храм всех богов. Как он назывался?
( Пантеон)
11. Назовите главного архитектора афинского Акрополя? (Фидий)
12. Откуда в наш язык пришло слово ФОРУМ и что оно обозначает? (Из Др. Рима, собрание)
13. В каком государстве зародилась традиция устанавливать триумфальные арки? Что являлось поводом для их создания? (Рим, триумфальные арки воздвигались в честь побед, триумф – победа).
14. В скульптуре какого народа проявлялись индивидуальные черты? ( римского)
III. Конкурс. «Архитектура».
Памятник славы и величия Афин – это Акрополь. Фидий посвятил созданию этого комплекса 16 лет своей жизни. Созданный архитектурно-скульптурный ансамбль поражал современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой зданий. «Они так хороши и многочисленны, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти»,- утверждал в 4 веке до н.э. оратор Демосфен.
Как вы уже догадались, в этом конкурсе речь пойдет об афинском Акрополе.
Задание: Командам раздается схема Акрополя, на которой необходимо указать архитектурно-скульптурные сооружения. В этом конкурсе учитывается ПРАВИЛЬНОСТЬ И БЫСТРОТА ОТВЕТОВ.
IV. Конкурс. «Скульптура».
Задание: Приглашаются капитаны команд.
Вытянув карточку с названием скульптуры, вы должны, используя ТОЛЬКО мимику и жесты, позу показать эту скульптуру так, чтобы ваша команда определила ее название.
За этот конкурс команда получит 3 балла за сходство, верное определение названия скульптуры и её автора.
( Дискобол – Мирон, Дорифор(копьеносец) – Поликлет).
V. Конкурс. «Вазы, их виды и назначение».
Задание: Каждый капитан команды вытягивает по 2 карточки с названием ваз.
Задача состоит в том, чтобы изобразить её на листке бумаги, указав её назначение.
(макс. кол-во баллов- 4 б.)
Килик, амфора, лекиф, пифос.
- Литература, как и искусство, зарождается в недрах мифов. Создавая сказания о богах и героях, человек совершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. Это были первые попытки понять и объяснить мир, его происхождение, место и роль в нем человека.
У народов Др. Греции и Др. Рима также было свое представление о мире и о человеке в нем.
Следующий конкурс проверит ваши знания о богах и героях античности.
VI. Конкурс. «Литература. Мифология».
Задание: ведущий называет бога, покровителя чего-либо команда должна определить, как он назывался в греческой и римской мифологиях.
В этом конкурсе учитывается ПРАВИЛЬНОСТЬ И БЫСТРОТА ОТВЕТОВ.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
№ | Греческая мифол. | Римская мифол. | |
1. | Верховный бог | Зевс | Юпитер |
2. | Богиня земли и земледелия | Деметра | Церера |
3. | Жена верховного бога | Гера | Юнона |
4. | Богиня любви и красоты | Афродита | Венера |
5. | Богиня мудрости | Афина | Минерва |
6. | Бог войны | Арес | Марс |
7. | Бог царства мертвых | Аид | Плутон |
8. | Богиня охоты | Артемида | Диана |
9. | Сын Зевса, совершавший подвиги | Геракл | Геркулес |
10 | Богиня очага | Гестия | Веста |
11. | Бог огня, покровитель металлургов | Гефест | Вулкан |
VII.Конкурс. «Домашнее задание. Бумеранг».
Задание: Каждая команда подготовила по 3 вопроса для команды-противника. Вопросы задаем поочередно. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
- Заключительное слово учителя.
Вот и подошел к концу наш урок, на котором мы с вами вспомнили многое из того, что изучали в разделе «Культура Древней Греции и Древнего Рима». Сегодня вы показали свою эрудицию, находчивость, смекалку, одним словом, все то, что необходимо было для интересной игры – КВН.
И я уверена в том, что знания, полученные вами на уроках МХК, пригодятся вам в жизни, ведь не случайно говорили древние: «Жизнь коротка, искусство вечно».
Дополнительные вопросы:
1. Легенда гласит о том, что волчица выкормила двух младенцев-близнецов, которые впоследствии в 745г до н.э. основали г. Рим. Как звали этих младенцев? (Ромул и Рем)
2.Какие произведения древнегреческого писателя Гомера вы знаете? («Илиада», «Одиссея»)
Это интересно….
Загадки, поиски, открытия.
1. В 1820 году греческий крестьянин на острове Мелос, распахивая свой участок, наткнулся на древний каменный склеп, в котором обнаружил прекрасную женскую статую из мрамора.
Рядом валялось несколько мраморных обломков. После необыкновенных приключений статуя попала в парижский Лувр, и её первый исследователь, секретарь Французской академии художеств Картмер де Кинси, назвал мраморную красавицу Венерой Милосской.
Искусствоведы, художники историки до сих пор ломают копья в спорах о том, были ли у этой Венеры руки. Одни считают, что богиня держала в руке яблоко, а другой придерживала ниспадающие одежды (действительно, среди обломков, найденных рядом со статуей, есть кусок кисти руки с зажатым в пальцах яблоком), другие утверждают, что эта статуя - часть утраченной скульптурной группы. Версий много. Споры и поиски утраченных рук продолжаются вот уже 193 года, но к истине не удалось приблизиться ни на шаг.
2. Немецкий купец Генрих Шлиман, увлекавшийся изучением языков и археологией, зачитывался поэмами Гомера. Еще в детстве он дал себе клятву отыскать древнюю Трою. Используя в качестве путеводителя «Илиаду», он обнаружил неподалеку от турецкой деревушки Бунарбаши, в 5-ти км. от моря, большой холм Гиссарлык. Слово это в переводе означало «дворец», и Шлиман предположил, что в названии холма из поколения в поколение передавалось воспоминание о каких-то развалинах.
Интуиция не подвела изыскателя. Раскопав холм, Шлиман обнаружил один над другим несколько городов. Это были руины Трои, относившиеся к разным эпохам. Среди них находится и знаменитый Илион – Троя, описанная Гомерм.
Приложение№1.
Килик Амфора
Лекиф Пифос
№ | Греческая мифол. | Римская мифол. | |
1. | Верховный бог | Зевс | Юпитер |
2. | Богиня земли и земледелия | Деметра | Церера |
3. | Жена верховного бога | Гера | Юнона |
4. | Богиня любви и красоты | Афродита | Венера |
5. | Богиня мудрости | Афина | Минерва |
6. | Бог войны | Арес | Марс |
7. | Бог царства мертвых | Аид | Плутон |
8. | Богиня охоты | Артемида | Диана |
9. | Сын Зевса, совершавший подвиги | Геракл | Геркулес |
10 | Богиня очага | Гестия | Веста |
11. | Бог огня, покровитель металлургов | Гефест | Вулкан |
Канфар (рис 1.) – чаша для вина.
Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.
Объемный кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.
Изящная гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф, (рис.5) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»
Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.
Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)
Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"
Презентация содержит занимательные вопросы по данной теме, разные задания позволяют провести урок интересно и творчески....
Тест к повторительно-обобщающему уроку " Древняя Греция" История древнего мира 5 класс
Дяанный тест разработан для проведения повторительно-обобщающего урока в 5 классе , он завершает изучение темы " Древняя Греция". Все задания составлены с учётом психологических особенностей учащихся ...
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...
презентация повторительно-обобщающего урока по теме: «Путешествие по Древней Греции»
презентация повторительно-обобщающего урока по теме: «Путешествие по Древней Греции»...
Обобщающее занятие "Древний Восток и Древняя Греция"
5 класс. История Древнего мира. Игра "Древний Восток и Древняя Греция"...
Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"
Повторительно-обобщающий урок брейн - ринг по теме«Путешествие по Древней Греции» завершает изучение раздела «Древняя Греция».Главной особенностью являе...