Рабочая программа «РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» ( 6 класс)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Одобрено» решением педсовета лицея, протокол №1 от 27. 08. 2015 Председатель педсовета ______________ Л.В. Чернова «27» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Звениговский лицей» ________________ Л.В. Чернова «27» августа 2015 г. |
Программа
«РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
( 6 класс)
на 2015 – 2016 учебный год
(68 часов)
учитель истории первой категории Трифонова Ольга Александровна
г. Звенигово
2015 год
I. Пояснительная записка.
Данная программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Данная программа преемственна по отношению к программам «Всеобщая история» и «История государства и народов России» для 5–9-х классов, работавшим в системе «Школа 2100» в 1999–2006 годах и созданных на основе «Обязательного минимума содержания образования...» 1998 года. Необходимость создания новой программы продиктована как принятием нового образовательного стандарта, так и потребностью усилить значение развивающих принципов Образовательной системы «Школа 2100» в преподавании предмета «История».
Указанные в стандарте 2004 года цели изучения истории сформулированы в данной программе в виде линий развития личности средствами предмета – так, как это принято в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».
В текст программы включен весь обязательный минимум содержания образовательного стандарта. При этом авторы воспользовались указанным в стандарте правом на «расширение перечня», «конкретизацию и детализацию дидактических единиц», «определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала»¹.
¹ Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004. – С. 10.
В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.
Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.
Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История» | Соответствие линий развития авторской программы целям Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории |
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. | • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности |
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). | • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности |
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. | • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; |
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. | • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; |
Особенности структуры и содержания программы
Отличительной особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Цель преподавания отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Второй отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в 5-м классе ученикам предложены четыре модуля по всеобщей истории; в 6–8-м классах каждый учебный год представлен двумя модулями по всеобщей истории и двумя модулями по истории России; в 9-м классе – один модуль по всеобщей истории и три – по истории России.
Третьей отличительной особенностью данной программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы понятий авторы положили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы понятий в 5–6-м классах являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»). В 7–9-м классах система достраивается с помощью понятий, «аграрное (традиционное) общество», «модернизация», «индустриальное общество», «информационное общество». Для описания социально-экономических процессов активно используются категории «феодальные отношения», «капиталистические отношения», «социализм» и т.п. В 5–9-м классах, собрав основные понятия в непротиворечивую учебную схему, с ее помощью мы учим школьников научно осмысливать ход истории. С 8–9-го классов – постепенно знакомим учеников с тем, что существует несколько разных теорий, объясняющих исторический процесс. В 10–11-м классах – учим объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций.
6-й класс
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68 ч)
Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступках людей Средневековой эпохи.
4-я линия развития. Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.
5-я линия развития. Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.
Содержание
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.
Вводная тема. Рубеж Древности и Средневековья. (2–3 ч.)
Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?
Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Тема 1. Запад христианского мира. V–X века. (4 ч.)
Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).
Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.
Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.
Тема 2. Восток христианского мира. V–XII века. (3 ч.)
Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века (4 ч.)
Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.
Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.
Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.
Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций
Тема 4. Особенности Католической Европы. X–XV века. (4 ч.)
Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.
Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей.
Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними (инквизиция) (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).
Тема 5. Страны Католической Европы. XI–XV века. (5 ч.)
Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.
Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 ч.)
Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.
Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации
Тема 7. У истоков российской истории. (4 ч.)
Что изучает история России? История Россия – часть всемирной истории.
Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели Ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.
Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
Тема 8. Древнерусское государство. IX–XII века. (6 ч.)
Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).
Владимир I (980–1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.
Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019–1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.
Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Тема 9. Русские земли и княжества XII–XIII веков. (3 ч.).
Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII века в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).
Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.
Обобщение и контроль (2 ч.).
Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII–XV вв.
Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII–XIV века. (7 ч.)
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).
Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.
Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.
Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.
Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона Троица).
Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века. (6 ч.).
Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д.
Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.
Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль).
Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).
Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.
Обобщение и контроль (2 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи в рамках
Образовательной системы «Школа 2100»
Окружающий мир, 3–4-й классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.
Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
III. Календарно – тематическое планирование
ПО КУРСУ «РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
6 класс 68 часов
учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С.М.. «Всеобщая история. Средние века.» М.: Баласс, 2006. («Школа 2100»)
учебник: Данилов А.А, Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. «Российская история с древнейших времен до начала XVI века.» М.: Баласс, 2007. («Школа 2100»)
№ п/п | Тема урока, количество часов на тему | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | Домашнее задание | |||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||
I ЭТАП ВВЕДЕНИЕ К ИСТОРИИ РОССИИ И МИРА | |||||||||
1 | Что такое история Средних веков | Зачем изучать эпоху Средневековья? | Цивилизация | Что такое Средние века, чем они интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. | Познавательные УУД: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – устанавливать причинно_следственные связи – на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. | Формирование ответственного отношения к учению. Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к учёбе . | С.4-12, словарь | ||
2 | Рубеж древности и средневековья | Почему середина первого тысячелетия считается началом новой эпохи - средних веков? | Христианство, гунн-ны, «варварские ко-ролевства», | Великое переселение народов (IV–VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. | Познавательные УУД: – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; Регулятивные УУД: -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | С. 12-25 | ||
МОДУЛЬ 1. Рождение средневековых цивилизаций Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (6 часа) | |||||||||
3 | От варварских королевств к империи Карла Великого. | Почему появилось королевство франков? | Цивилизация, перво бытность, вождь, король, папа Римс-кий, рыцари, услов-ное землевладение, | Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.1, п.1,2 | ||
4 | Рождение феодального общества. | Почему в средневековом обществе люди были не равны между собой? | Феодальная раздробленность, сословия, феодал | Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане. | Регулятивные УУД: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | Формирование ответственного отношения к учению | П.2 | ||
5 | Феодальная раздробленность. | Почему время с девятого века называют периодом раздробленности, если в десятом была восстановлена империя? | Феодальная раздробленность, вассал, сеньор | Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. . | Регулятивные УУД: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | Формирование ответственного отношения к учению | П.3 | ||
6 | Времена викингов. | Почему европейцы не могли дать отпор викингам? | Норманны, викинги, руны, сага | Набеги викингов: причины и последствия | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.4,п 1,2 | ||
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (4 часа) | |||||||||
7 | Византийская империя. | Почему восточные и западные христиане соперничали за право крестить народы? | Духовная красота, христианское миро-воззрение, икона, фреска, мозаика, византийский храм | Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.5, п. 1,2 | ||
8 | Государства славян и кочевников. | Почему у славян схожая историческая судьба? | Православие, Като-лицизм, | Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука | Познавательные УУД: — сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; Коммуникативные УУД: — создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно Регулятивные УУД: — определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Личностные УУД: — извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других', | П. 6, словарь | ||
9 | Раскол христианской церкви. | Почему восточные и западные христиане перестали признавать себя единоверцами? | церковный раскол, католическая цивилизация, православная циви-лизация | Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.7 | ||
10 | Зачет по теме1-2 | ||||||||
II этап Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века. (7 часов) | |||||||||
11 | Свет ислама. | Чем ислам отличается от христианства? | Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мух-хамед – основатель ислама. | Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве) | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.8, таблица | ||
12 | Рождение исламского мира. | Какое значение имели арабские завоевания? | Арабский халифат, халиф, мечеть, мина- рет, эмир, медресе, турки-сельджуки. | Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.9, словарь | ||
13 | Крестовые походы. | Крестовые походы – это освобождение или завоевание? | Крестоносцы, духов но-рыцарские орде-на, крестовые походы | Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.10, карта | ||
14 | Монгольские завоевания. | Почему монголы не создали еще одной цивилизации? | Монгольский улус, Чингисхан | Проблема взаимоотношений разных цивилизаций. Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.11, вопросы | ||
15 | Повт-обобщающий урок:. Рождение Средневековых цивилизаций | Организация самостоятельной работы | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. | эссе | ||||
16 | Зачет по модулю 1 | Организация самокоррекции и самоконтроля | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. | Лента времени | ||||
Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций. Тема 4. Особенности католической Европы. X-X V века. | |||||||||
17 | Города Европы. | Почему люди стремились жить в городе? | остовщик, банк, ярРмарка, город, ре-месленные цеха, ку печеские гильдии, частная собствен-ность | Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик | Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: владение письменной речью | - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.12, схема | ||
18 | Феодальный мир. | Почему между сословиями возникали конфликты? | Сословия, рыцарь, барщина, оброк, цер ковная десятина, фе одал, вассал, зави-симый крестьянин, соседская община | Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей | Познавательные УУД: — сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; Коммуникативные УУД: — создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно Регулятивные УУД: — определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Личностные УУД: — извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других', | П.13, сообщение | ||
19 | Культура католического мира. | Средневековые европейцы пытались осмыслить мир разумом или принимали на веру его религиозное объяснение? | Фома Аквинский, Роджер Бэкон, романский стиль | Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам) | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.15 | ||
20 | Зачет по теме 4 | ||||||||
III этап. Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века. (5 часов) | |||||||||
21 | Раздробленность в Англии и Франции. | Почему историю Англии и Франции мы изучаем вместе? | Вильгельм Завоева-тель, Генрих II План тагенет, Великая хартия вольностей, парламент, Гене-ральные штаты, сос-ловно-представи-тельная монархия | Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, | Познавательные УУД: — сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; Коммуникативные УУД: — создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно Регулятивные УУД: — определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Личностные УУД: — извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других', | П.16, таблица | ||
22 | Столетняя война. | Почему мир между Англией и Францией сменился Столетней войной? | Столетняя война, Жакерия, Уот Тайлер, | Столетняя война (1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и УоттаТайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.17, презентация | ||
23 | Централизация Англии и Франции. | Почему короли смогли усилить свою власть в их странах? | Сословно-представительная монархия | формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.18 | ||
24 | Итальянское Возрождение. | Почему в Италии в 15 веке изменилось отношение к человеку? | Эпоха Возрождения гуманисты | Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П.19, презентация | ||
25 | Границы Священной империи. | Какое значение имела немецкая колонизация для восточных соседей Германии? | «Золотая булла», орден Меченосцев, Тевтонский орден, Грюнвальдская битва, гуситы | Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: - смысловое чтение - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | -Формирование ответственного отношения к учению -формирование целостного мировоззрения. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; | П. 20 | ||
6. Судьбы средневековых цивилизаций | |||||||||
26 | Рубежи православия и ислама | Латинская империя, турки-османы, Флорентийская уния, Османская империя | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | развитие эстетического через сознания освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | ||||
27 | Индийская средневековая цивилизация | Касты, индуизм | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | ||||
28 | Дальневосточный мир Китая и Японии | Конфуцианство, даосизм, синтоизм | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам | формулировать и обосновывать выводы | ||||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Судьба средневековых цивилизаций» | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | формирование целостного мировоззрения | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | |||||
30 | Зачет по модулю 2 | ||||||||
IV ЭТАП МОДУЛЬ 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации Тема 7. У истоков российской истории | |||||||||
31 | Что такое российская история | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | формирование целостного мировоззрения | ||||||
32 | Древние жители Северной Евразии | Первобытное общество, родовая, соседская община, государство, народ | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | формулировать и обосновывать выводы | ||||
33 | Северная Евразия в начале Средневековья | Города-государства, греческие колонии | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | ||||
34 | Мир восточных славян | Славянские языческие боги, языческие праздники | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях связанных с деятельностью первых киевских князей | формулировать и обосновывать выводы | ||||
Тема 8. Русь в IX-первой половине XII вв. (8 часов) | |||||||||
35 | Становление Древнерусского государства | Варяги, полюдье, уроки, погосты | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение | ||||
36 | Князь Владимир и крещение Руси | Княжеская власть Крещение Руси | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | ||||
37 | Жители Древнерусского государства | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению | способность решать творческие задачи | |||||
38 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром | Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | ||||
39 | Начало распада Древнерусского государства | Вотчина, закуп, рядович, хоромы | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы | ||||
40 | Достижение культуры Древней Руси | Феодальная раздробленность Руси – историческая неизбежность или ошибка князей? | Междукняжеские усобицы | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | |||
41 | Повт-обобщающий урок:«Древнерусское государство. IX-XII века» | Сообщения по теме урока Летопись, проповедь, фольклор, былина | Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | ||||
42 | Зачет по теме 7-8 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | формирование целостного мировоззрения | умение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы | |||||
V ЭТАП Тема 9. Русские земли и княжества. XII- XIII века | |||||||||
43 | Раздробленность русских земель | Работа с исторической картой Удельные княжества | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | формирование целостного мировоззрения | Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века | ||||
44 | Владимиро-Суздальское княжество | Удел, упадок Киева, последствия феодальной раздробленности | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формирование целостного мировоззрения | смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы | ||||
45 | Господин Великий Новгород | Презентации «Главные политические центры Руси» | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | формирование целостного мировоззрения | Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века | ||||
46 | Общий взгляд на начало российской истории | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | устанавливать причинно-следственные связи | |||||
47 | Зачет по модулю 3 | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, | умение использовать речевые средства | |||||
МОДУЛЬ 4. Судьбы народов России Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века | |||||||||
48 | Нашествие Батыя | Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Умение логического рассуждения, умозаключения | ||||
49 | Русь после нашествия | Уния | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | работать индивидуально и в группе: | ||||
50 | Борьба русских земель с западными завоевателями | Сообщения по теме урока Местные художественные школы | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | |||||
51 | Золотая Орда | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | |||||||
52 | Великое княжество Литовское и Русское | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий | |||||||
53 | Повторительно-обобщающий урок: «Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века» | ||||||||
54 | Зачет по теме 10 | ||||||||
VI ЭТАП Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XIV- XVI века | |||||||||
55. | Возвышение Москвы | Сообщение «Иван Калита» Порядок наследования престола, вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | ||||
56. | Собирание русских земель вокруг Москвы | Сообщение «Дмитрий Донской» Куликовская битва, рать | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | ||||
57. | Возрождение русской культуры | Политика московских князей | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | уважение к культуре других народов, толерантность. | Умение работать в группе | ||||
58. | Распри в московском княжестве | Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье | Умение правильно употреблять исторические термины | формирование целостного мировоззрения | Умение анализировать и обобщать факты | ||||
59. | Судьба Золотой Орды | Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день | Уметь работать с историческими источниками | формирование целостного мировоззрения | представлять результаты в виде схемы | ||||
60. | Создание Российского государства | Ереси, нестяжатели, иосифляне | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | формирование целостного мировоззрения | представлять результаты в виде схемы | ||||
61. | Власть в Российском государстве | Сообщения по теме урока | формирование целостного мировоззрения | анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план | |||||
62. | Жители Российского государства | Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев | формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | формирование целостного мировоззрения | |||||
63. | Культура Российского государства XV- начала XVI века | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | ||||||
64. | Общий взгляд на российское Средневековье | Уметь работать с историческими источниками | осознание своей этнической принадлежности знание истории | Умение анализировать и обобщать факты | |||||
65. | Зачет по модулю 4 | Умение составлять сравнительную таблицу | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | ||||||
66. | Работа над ошибками | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | анализировать и обобщать факты | |||||
67. | Обобщающее повторение | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Уметь работать с историческими источниками | представить результаты в виде таблицы | |||||
68. | Итоговый зачет в формате ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс )
Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс ) - образовательная система "Школа 2100" Д.Д.Данилов...
Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» разработана в соответствии с тре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Всеобщая история .История древнего мира /5 класс/
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая Программа «РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» ( 7 класс)
Рабочая программа по УМК "ШКОЛА 2100"...
Рабочая программа по курсу Всеобщая история. История России, 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класса, соответстует ФГОС...