Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс )
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) по теме
Календарно-тематический план и рабочая программа Российская и Всеобщая история (9 класс ) - образовательная система "Школа 2100" Д.Д.Данилов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.xls | 72 КБ |
rabochaya_programma_9_klass_istoriya.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«В АДАПТАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Соловьева Е.А.
___________________
«____» ______201__г.
Рабочая программа
по истории
9 класс
2013-2014 учебный год
Составитель:
Звонкий Д.А.
учитель истории и обществознания
Год разработки
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандартна основного общего образования (2004.), приказа Министерства образования РФ от 10.11.2011 г № 2643, примерной программы основного общего образования по истории и обеспечена УМК для 9 класса авторов Д.Д. Данилова, Д.В.Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин, А.Я.Юдовская , разработанной в рамках образовательной системы «Школа 2100»
Цели обучения
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новейшей истории: мировые войны, кризис индустриального и зарождение информационного общества, проблемы модернизации, строительства социализма и становление демократии в России, а так же другие явления в истории нашей страны и человечества в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации и кризиса индустриального общества, создание и соперничество разных социальных моделей, международные отношения.
4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях резких общественных перемен и потрясений, слома традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху Новейшего времени.
5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, острых международных конфликтов. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
Цель курса: новейшей истории и истории России состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Материалы истории Сибири и родного края включаются в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи – формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества
Цели обучения сформулированы как линии развития личности обучающегося средствами предмета «История».
Соответствие линий развития авторской программы целям Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории:
1-2. Овладение исторической картиной мира:
умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
3. Формирование открытого исторического мышления:
умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
4. Нравственное самоопределение личности:
умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности:
умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир.
Цель преподавания отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Второй отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в 5-м классе ученикам предложены четыре модуля по всеобщей истории; в 6–8-м классах каждый учебный год представлен двумя модулями по всеобщей истории и двумя модулями по истории России; в 9-м классе – один модуль по всеобщей истории и три – по истории России.
Третьей отличительной особенностью данной программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы положено сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы понятий в 5–6-м классах являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»). В 7–9-м классах система достраивается с помощью понятий, «аграрное (традиционное) общество», «модернизация», «индустриальное общество», «информационное общество». Для описания социально-экономических процессов активно используются категории «феодальные отношения», «капиталистические отношения», «социализм» и т.п. В 5–9-м классах, собрав основные понятия в непротиворечивую учебную схему, с ее помощью учим обучающихся научно осмысливать ход истории. С 8–9-го классов – постепенно знакомим обучающихся с тем, что существует несколько разных теорий, объясняющих исторический процесс. В 10–11-м классах – учим объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций.
Модуль 1. Всеобщая история: Новейшая история зарубежных стран
Вводная тема. Что изучает Новейшая история? 2 часа.
Мир на рубеже Нового и Новейшего времени: основные противоречия в развитии индустриального общества.
Тема 1. Потрясения мировой войны (Мир в 1914-1922 гг.). 5 часов.
Первая мировая война (1914-1918 гг.): причины, участники (Антанта и центральные державы), основные этапы военных действий: 1914 г. – переход к затяжной войне, 1915-1916 гг. – война на истощение, 1917 г. – революция в России и ее выход из войны, 1918 г. – победа Антанты. Итоги: Версальско-Вашингтонская система (новые границы, выплата репараций, унижение Германии, Лига Наций).
Мир после Первой мировой войны: острый социально-экономический кризис, распад империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской) и образование новых государств (Прибалтика, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия и т.д.). Международные последствия революции в России – возникновение коммунистического движения и Коминтерна (цель – мировая социалистическая революция). Революционный подъем в Европе: революции в Германии и других странах, демократизация общественной жизни, резкое усиление влияния социалистических партий, возникновение фашизма (Б. Муссолини, основные идеи). Революционный подъем в Азии: рост антиколониального движения. В Индии - движение М. Ганди (отличительные особенности идей). В Китае – образование Сунь Ятсеном (отличительные особенности идей) партии Гоминьдан.
Тема 2. Мир между войнами ( 1922-1939 гг.). 3 часа.
Ведущие страны Запада в 1920-х гг.: стабилизация (экономическое процветание, научно-технический прогресс, пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг.) Становление современной научной картины мира (теория относительности А. Эйнштейна, ядерная физика). Мировой экономический кризис с 1929 года: причины, начало и последствия в разных странах.
«Новый курс» в США – выход из кризиса через сочетания демократии и государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт (особенности личности и политических взглядов).
Ведущие страны Запада в 1930-х гг.: варианты выхода из кризиса. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Победа национал-социализма в Германии (1933 г.). А. Гитлер (особенности личности и взглядов). Тоталитарная диктатура в Германии: основные черты и пути выхода из кризиса.
Военно-политические кризисы в Европе (выход Германии из Версальского договора, захват Австрии, Чехословакии и Албании, гражданская война в Испании) и на Дальнем Востоке (агрессия Японии против Китая). Формирование мировых центров силы: СССР и коммунистическое движение, «западные демократии», авторитарные государства-агрессоры (Германия, Италия и Япония).
Тема 3. Пожар Второй мировой войны. (1939-1945). 4 часа.
Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий: 1939–1941, 1941–1942, 1942–1943, 1944–1945). Антигитлеровская коалиция: причины и цели создания, внутренние противоречия и их преодоление (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская встречи). .Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин, У. Черчилль (политические цели и черты личности). «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления: причины, формы борьбы, значение. Итоги войны: потери и уроки, территориально-политические изменения.
Тема 4. Эпоха «холодной войны» (1945-1991). 6 часов.
Создание ООН: цели, структура и средства. «Холодная война»: причины начала (противостояние двух общественных систем и двух сверхдержав). Черты противостояния (гонка вооружений и т.п.). Основные кризисы: Корейская война, Карибский кризис, война во Вьетнаме, Афганская война. Создание военно-политических блоков: НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Попытки разрядки. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке: причины и основные последствия.
Научно-техническая революция: общемировой характер, показатели и последствия. Вопрос о сохранении капиталистического общества в развитых странах Запада: формирование смешанной экономики, социальное государство, «общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – начале 70-х гг. и становление информационного общества (его отличительные особенности). Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в. в развитых странах Запада (признание разными направлениями общих базовых ценностей – права человека, демократия, рыночная регулируемая экономика и т.д.).
Утверждение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы: копирование советской модели социализма и последствия для развития данных стран.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.
Тема 5. Рубеж тысячелетий. (1985-2006). 1 час.
Распад «двухполюсного мира»: реформы в СССР и его распад в 1991 году, падение коммунистических режимов в Европе, изменение роли США. Интеграционные процессы: включение бывших социалистических стран в мировую экономику, образование Европейского союза (1991 г.), заявления о прекращении «холодной войны». Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в. Религия и церковь в современном обществе.
Обобщение и контроль (2 часа).
Модуль 2. Российская история: От модернизации к революции
Вводная тема . 1 час.
Проблема примирения исторической памяти разных российских поколений.
Тема 1. «Витязь на распутье» (Россия на рубеже веков). 3 часа.
Проблема пути развития России – общеевропейский или особый? Основные вехи исторического пути нашей страны к началу XX века. Основные проблемы социально-экономической модернизации (крестьянский, рабочий и национальный вопросы).
Основные проблемы культурной и политической модернизации (революция 1905-1907 гг, общество и самодержавие, политический вопрос).
Тема 2. Революционный взрыв (Россия в 1914-1922 гг.). 9 часов.
Россия в Первой мировой войне: причины вступления в войну и национальное объединение, 1914 г.: переход к позиционной войне, 1915 г.: «великое отступление», 1916 г.: перестройка экономики, относительные успехи («Брусиловский прорыв»), нарастание общественных противоречий и усталости от войны. Угроза национальной катастрофы.
Революция в России в 1917 г.: причины и начало – Февральский переворот. Падение монархии: отречение Николая II 2 марта 1917 года. Временное правительство и Советы: возникновение двоевластия в столице, армии и провинции.
Позиции разных политических сил. В.И. Ленин и цели большевиков. Кризисы Временного правительства и постепенная утрата общественной поддержки.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.: Октябрьский переворот (Октябрьская революция) в Петрограде 24–25 октября 1917 года, первые решения: «Декрет о мире», «Декрет о земле», рабочий контроль, право наций на самоопределение. Выборы, созыв и роспуск Учредительного собрания.
Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры: распад союза с левыми эсерами, фактический запрет других партий, контроль ВЧК, однопартийное правительство РКП(б). Брестский мир 1918 г. и выход России из Первой мировой войны. Распад Российской империи: отторжение западных областей, отделение Финляндии, казачьих окраин, Закавказья и т.д.
Гражданская война (1918–1922 гг.): причины, противоборствующие лагеря: красные, белые и зеленые (цели и социальная опора). Иностранная интервенция. «Военный коммунизм»: основные черты. Красный и белый террор, казнь царской семьи. Создание Красной Армии (Л. Троцкий, командиры). Белое движение: лидеры (А. Колчак, А. Деникин), цели, причины поражения и победы красных.
Кризис советской власти 1921 года (крестьянские восстания) и объявление НЭПа. Образование СССР: завершение Гражданской войны на окраинах бывшей империи, образование советских республик и их объединение в СССР в 1922 году: федеративная форма и роль аппарата коммунистической партии в реальном государственном устройстве. Вопрос о причинах победы большевиков.
Обобщение и контроль по модулю 2. (1 час)
Модуль 3. Российская история: От разрухи к сверхдержаве
Тема 3. Строительство социализма. (СССР в 1922-1939 гг.). 6 часов.
Новая экономическая политика: основные черты и результаты. Начало восстановления экономики. Поиск путей построения социализма: борьба в высшем руководстве компартии и установление диктатуры И.В. Сталина (черты личности, их влияние на политику, годы руководства).
Советская модель ускоренной модернизации: причины принятия, первая пятилетка (1928–1932). Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства: основные методы (1929 год и раскулачивание), черты, первые результаты и цена. Проблема оправданности ускоренной модернизации СССР.
Формирование централизованной (командной) экономики: плановое руководство промышленностью, роль колхозов, их внутреннее устройство, противоречивость результатов.
Формирование тоталитарного режима в СССР: власть партийно-государственного аппарата, массовые репрессии (причины, методы и значение), культ личности. Конституция 1936 г. Оппозиционные настроения в обществе.
Коренные изменения в духовной жизни: утверждение марксистско-ленинской идеологии (основные черты, значение монопольности), борьба с религией, социалистический реализм в литературе и искусстве (цели, черты, результаты). Достижения советского образования, науки и техники: ликвидация неграмотности, примеры научно-технических побед.
СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.: противоречивость целей (СССР и Коминтерн), участие в Генуэзской конференции (1922 г.) и признание СССР, участие в международных конфликтах и кризисах 1930-х годов, Договор о ненападении с Германией (причины).
Тема 7. Огонь Великой войны (СССР в 1939-1945 гг.). 7 часов.
СССР во Второй мировой войне: проблема взаимоотношений со странами-агрессорами в 1939-1941 гг., расширение советской территории (Советско-финская война, присоединение прибалтийских государства и Молдавии – причины и значение), подготовка к войне.
Соотношение сил накануне войны. Начало Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (этапы и крупнейшие сражения войны). Причины поражений на начальном этапе и причины срыва немецкого плана молниеносной войны. Московское сражение: силы, ход и значение. Г.К. Жуков (особенности личности, роль в войне).
Советский тыл в годы войны: перестройка жизни страны, мобилизация всех сил, трудовой героизм. Геноцид на оккупированной территории: цели, методы, результаты. Партизанское движение: причины, формы борьбы, значение.
Коренной перелом в ходе в войны: предпосылки и ход. Сталинградская битва: цели немецкого командования, героическая оборона, контрнаступление 19 ноября 1942 года, значение. Битва на Курской дуге: цели и планы сторон, ход, результаты.
Вклад СССР в освобождение Европы: советская территория, страны Центральной и Восточной Европы, мощь Красной Армии (солдаты, военачальники, вооружение). СССР в антигитлеровской коалиции: цели создания, противоречия и соглашения, Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции.
Итоги Великой Отечественной войны: значение и цена победы. Участие СССР в войне с Японией: цели и результаты. Послевоенное устройство.
Обобщение и контроль по модулю 3. (2 часа)
Модуль 4. Российская история: От социализма к демократии.
Тема 5. «Через тернии к звездам» (СССР 1945-1985). 5 часов.
Втягивание СССР в «холодную войну». Послевоенное восстановление хозяйства: цели, средства, результаты. Укрепление тоталитарного режима. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг.
«Оттепель» и XX съезд КПСС: причины реформ сталинской модели социализма, их черты и значение. Н.С. Хрущев: черты личности, их влияние на политику, годы руководства. Противоречивость внешней политики СССР в 1953 – 1964 гг: между разрядкой и кризисами.
«Застой» и кризис советской системы: причины, черты, значение. Л.И. Брежнев: черты личности, их влияние на политику, годы руководства. Достижение военно-стратегического паритета, разрядка, Афганская война. Диссиденты и оппозиционные настроения в обществе.
Достижения советского образования, науки и техники, искусства 1950-1980-х годов: успехи в освоении космоса (1957 г. и 1961 г.), исследовании атомной энергии, всеобщее среднее образование и доступность высшего образования. .
Тема 6. Испытание свободой (От СССР к России 1985-2006…). 5 часов.
Перестройка: причины и направленность. М.С. Горбачев: черты личности, их влияние на политику, годы руководства. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни: восстановление свободных выборов, I Съезд народных депутатов, возникновение оппозиции коммунистическому руководству страны.
Обострение межнациональных противоречий: причины и последствия. Рост популярности демократического общественного движения, избрание 12 июня 1991 года Президентом России Б.Н. Ельцина. Противоречия между союзным руководством и новыми лидерами республик СССР. Августовские события 1991 г.: образование ГКЧП (его цель), противостояние с российскими властями 19-21 августа, развязка. Распад СССР: вопрос о причинах, «беловежские» соглашения лидеров России, Украины и Белоруссии 21 декабря 1991 г., образование СНГ (цель и участники).
Образование Российской Федерации как суверенного государства. Переход к рыночной экономике: причины, основные методы (либерализация цен, приватизация) и первые итоги. Острый социально-экономический кризис 1990-х годов.
События октября 1993 г.: причины и значение. Принятие Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года).
Российское общество в условиях реформ: борьба различных политических сил и социально-экономические проблемы, проблема сохранения единства федерации и война в Чеченской республике.
Избрание Президентом России В.В. Путина (президентские выборы 2000 г., 2004 г.). Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность, методы и результаты.
Культурная жизнь современной России: основные потери и достижения.
Россия в мировом сообществе: преемник международного статуса СССР, проблема выстраивания новых отношений со странами Запада и Востока.
Обобщение и контроль по модулю 4. (2 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
- Добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
- Разделять российскую и всеобщую историю Новейшего времени на этапы и объяснять выбранное деление.
- В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Новейшего времени: социализм и коммунизм, информационное общество, тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
- Определять основные причины и следствия кризиса капиталистического индустриального общества, социалистических преобразований в нашей стране и их последствия, развитие системы международных отношений в Новейшее время.
- Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей Новейшего времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
- Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, мировых войн Новейшего времени.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей Родины, изменению общественных порядков.
- Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
- Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах Новейшего времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УМК: Данилов Д.Д.Кузнецова А.В.Павлова Н.С.Рогожкин В.А Всеобщая история. Новейшее время XX- начало XXI века. Учебник для 9-го класса основной школы.-М.:Баласс,2009.
Данилов А.А. , Косулина Л.Г. История России,XX- начало XXI века. — М.:Баласс, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
- Кириллов, В. В. История России. VI-XXI в. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. - М. : Эксмо-Пресс, 2004.
- Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ, пособие / М. Н. Зуев. - М. : Дрофа, 2009.
- Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М. : Экзамен, 2008.
- 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. - М. : ACT, 1996.
Дополнительная литература для учащихся:
- 100 великих сокровищ : энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М. : Вече, 2007.
- История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М. : Слово, 1996.
- Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М. : Вече, 2001.
- Цибульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цы- бульский. -М. : Просвещение, 1982.
- История России в датах : справочник школьника / сост. Г. Михайлов. - М. : Литера, 2008.
- Ушакова, О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. - М. : Литера, 2006.
- Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ, пособие / Ю. С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 1998.
- Левандовский, А. А. История России / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Н. С. Борисов. - М.: Росмэн, 2004.
- Ушакова, О. Д. Повелители России : Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Ушакова. - М.: Литера, 2008.
ПРИНЯТО
педагогическим советом школы
№______ от ______________
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР__________
Потулова Т.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...
Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» разработана в соответствии с тре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Всеобщая история .История древнего мира /5 класс/
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа «РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» ( 6 класс)
Рабочая программа по УМК "ШКОЛА 2100"...
Рабочая Программа «РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» ( 7 класс)
Рабочая программа по УМК "ШКОЛА 2100"...