Разработка урока "Счет лет в истории"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Нестерова Оксана Геннадьевна

Разработка урока "Счет лет в истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока для 5 класса по курсу

«Всеобщая история. История Древнего мира»

Тема:   «Счет лет в истории».

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, календарь.

Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.

План изучения нового материала:

  1. Год, век, тысячелетие;
  2. Как считали время в древности?
  3. Современное летоисчисление;

I этап. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель: Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий было раньше, а какое позже, на сколько позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории».


II этап. Изучение нового материала.

  1. Год, век, тысячелетие.

Учитель: Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени".

Хронология – наука, определяющая последовательность событий мировой истории.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счетдням, неделям, месяцам, годам.

Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Они поняли, то от одного лета до другого, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта.

Вопрос классу: Сколько дней в году? (365 дней)

Учитель: Древние египтяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это было достаточно точно.

Вопрос классу: Век – это сколько лет? (100 лет, столетие)

Если век – это 100 лет, то сколько веков составляют тысячелетие? (10 веков)

Учитель: Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Решение хронологических задач.

1380 г. IV век. Чтобы определить какой это век, нужно

948 г. X век закрыть две последние цифры. Остается

2012 г. XXI век цифра – 13, значит прошло 13 полных

223 г. III век веков, а идет 14-й.

1833 г. XIX век

1700 г. XVII век


Как считали время в древности?

Учитель: Последовательность событий, их удаленность от нашего времени удобно обозначать на линии времени.

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 36)

Учитель: В Древнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правили цари – фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год – вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Учитель: Иным был счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Современное летоисчисление.

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Учитель: Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слева направо. Отметим на линии текущий год (2012 г.)и еще одну-две даты: скажем год основания Москвы (1147 г.) и год рождения А.С. Пушкина (1799 г.).


Отметим также Рождество Христово – начало нашей эры (н.э.). В нашем летоисчислении этот год считается первым, мы ведем счет лет от Рождества Христова. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.


Решение хронологических задач.


1. Какой год был раньше и насколько был раньше: 33 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

Действия:

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

2. Какой год был раньше и насколько раньше: 33 г. до н.э. или 14 г. до н.э.?

3. Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

5. Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим. В каком году был основан этот город? (825 год до н.э.)

6. Карфаген просуществовал 971 год. В каком году его разрушили римляне? (146 год н.э.)

7. Через 1900 лет после основания Рима был основан другой город. В каком году и что это за город? (в 1147 году, Москва)


8. Вашингтон моложе Москвы на 644 года. В каком году был основан этот город? (1791 год)









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".

Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь вним...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...