Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему

Понамарева Татьяна Ивановна

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь внимание к проблеме сохранения озера как уникального памятника природы. Кроме того,тема относится к малоизученным аспектам истории Владимирского края; Разработка адресована учителям, ведущим региональный краеведческий курс в 9 классе, занимающимся с детьми исследовательской работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

                                          по региональному курсу

                           « История Владимирского края»

 

                                                       ТЕМА УРОКА:

                                « ИСТОРИЯ  УРВАНОВСКОГО  ОЗЕРА»

                                   

Scan_Pic0300      Интегрированный урок  в 9 классе с учетом межпредметных связей с курсами географии, биологии, экологии, ОБЖ, ИЗО.

На занятие отводится  2 учебных часа.

 

Цель урока: расширить знания учащихся об озере Урвановском, привлечь  

                     внимание к проблеме сохранения его как уникального памятника  

                     природы.

Задачи:

  1. продолжить работу по формированию у учащихся навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  2. создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, отбором информации по заданной тематике и оформлением полученного материала;
  3. формирование интереса к малоизученным аспектам истории Владимирского края;
  4. воспитание любви к малой Родине, экологической культуры личности.

     Тип урока: урок получения новых знаний (сбор  и обобщение материала).

     Вид урока: урок – экспедиция. Урок практической самостоятельной работы                      

     ( исследовательского типа).  Данная форма урока дает возможность развить  

     личностные качества учащихся, творческие способности и ответственность

     к порученному делу.

      Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карта  села Урванова

     и  Урвановского озера, альбом по краеведению «История села Урванова»,

     фотографии, рисунки, вырезки из газет.

   На предварительном этапе подготовки к уроку была проведена совместная работа учителя и учащихся в области целеполагания и планирования предстоящей деятельности по поиску необходимого материала по истории озера Урвановского. Учащимся была предложена памятка по сбору и обработке полученной информации.

В целях повышения мотивации учащимся заранее даются задания по поиску материала на выбор:

  1. Географическая характеристика озера. Легенды, связанные с названием озера.
  2. Флора и фауна озера. Экологические проблемы озера.
  3. История паводков и разливов. Борьба людей со стихией.
  4. Местный озерный фольклор.

5)     Памятные события, связанные с озером.

  1. Безопасная вода и лед. Как себя вести себя на озере.

Учащимся было предложено:

  1. изучить имеющуюся  справочную литературу по данной теме;
  2. познакомиться с подборкой статей из районной газеты «Коммунар»;
  3. встретиться со старожилами деревни Шохино и расспросить их о паводках на озере, имевших место  в прошлом;
  4. встретиться с учителями биологии и географии и попросить их оказать необходимую помощь;
  5. расспросить родителей, друзей и родственников о памятных событиях, связанных с озером;
  6. использовать знания, полученные на уроках ОБЖ и классных часах о безопасном поведении на воде;
  7. подобрать наглядный ( иллюстративный)  материал или нарисовать рисунки;
  8. оформить собранный материал.

                       

                                    Рекомендуемая литература:

  1. С.А. Мамаев. Меленковский край. Очерки истории. Екатеринбург «Ривера»,  

2004.

  1. «Коммунар», № 41, 27 мая 1994 г.
  2. «Коммунар», № 76, 12 октября 2004 г.
  3. « Ва Банк», № 37, 14 сентября 2005 г.
  4.  Данные мониторинга окружающей среды Владимирской области за 2000г.
  5. Информация отдела ГО и ЧС администрации Меленковского района. Правила безопасного поведения на льду.

                                                Ход урока:

  1. Урок начинается с показа видеофрагмента об озере Урвановском, который носит эмоциональный характер.

  1. Во вступительном слове учитель говорит об уникальности памятника природы,  рядом с которым учащимся посчастливилось проживать – озере Урвановском. В каждом населенном пункте есть свои достопримечательности, замечательные люди. Знать их – долг каждого человека. Знать историю своей малой Родины, изучать ее, решать ее проблемы  – это значит быть патриотом своего города, села, деревни.

  1. Сообщается тема урока, цель и порядок выступлений учащихся с     подготовленными заданиями.

  1. Выступления учащихся с информацией о проведенной поисковой работе.

  1. Используется наглядный материал: фотографии, материалы, полученные с помощью Интернета, рукотворная карта села Урванова и озера, рисунки.

  1. Учащиеся рассказывают о личном вкладе в охрану памятника природы.

  1. Собранный материал оформляется в виде коллективного творческого проекта.

8. Анализ ( рефлексия) и оценивание результатов учебной деятельности.

Интегрированный урок создает возможности для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни.

В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергетического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других.

Результатом работы является материал, полученный, обработанный и усвоенный обучающимися в результате самостоятельной поисковой деятельности, обмена полученной информацией.

В ходе урока вырабатывается определенная гражданская позиция в понимании проблемы сохранения озера как чистого природного источника.

Необычная форма учебного занятия, нестандартная подача материала делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным

      ( Обобщенный материал поисковой деятельности учащихся  прилагается)

       

                               История  Урвановского  озера

     Пойма  реки Оки с ее бесконечными меандрами – затонами и озерами оставляет неизгладимое впечатление своим разнообразием, красотой пейзажа, грандиозностью весенних разливов.  Окская долина является итогом многотысячелетней работы водного потока, размывающего древний берег и откладывающего пересортированный минеральный субстрат вдоль своего русла. А этот поток весьма мощный – ширина русла реки достигает 450 – 470 метров. Русло «блуждает» по пойме, приближаясь то к левому коренному берегу ( у Дмитриевых Гор и Ляхов), то уходя к правому (Досчатое), создавая многочисленные « старицы» – старые русла.  В пойме Оки находятся пять озер. Некоторые из них очень протяженные, например Урвановское озеро. Оно вытянуто по пойме в общем направлении почти строго с юга на север,  его длина составляет 12 километров. Оно расположено восточнее Верхозерья, Усада и Урванова, в пятнадцати километрах южнее Мурома.  Это типичная старица в пойме реки Оки, представляющая собой впадину, местами настолько глубокую, что даже не верится.  По словам местных жителей, как-то проводился промер глубин на озере, и в одном месте он показал 42 метра. Озеро занимает площадь в 360 га, глубиной  до 26 м. Дно озера покрыто многометровым слоем ила.Из всех озер это самое крупное.  В районе деревни Шохино его ширина доходит до 400 метров. Ландшафт озера отличается живописностью.

     По поводу названия озера как и названия одноименного села существует две  легенды.

    « Когда-то берега нашего озера были неровные, то есть «рваные». И на берегу этого озера появились первые поселенцы.

Это поселение было у рваного озера. Поселение стало называться Урваново, а озеро Урвановским.

     Вторая легенда. « В муромских лесах было очень много бандитов, их атаманом считался Кузьма Рощин. Банда нападала на купцов, которые ехали в Муром с товаром. Когда купцы добирались благополучно до места, где сейчас находится Урваново, они переводили дух и говорили, что урвали от бандитов. Отсюда и название – Урваново. Характерно, что на «Генеральной карте Владимирской губернии», составленной в С. Петербурге в 1829 году  населенный пункт на западном берегу озера назывался Урвалово. Вот так и получается, что либо озеро дало название древнему поселению, либо по названию поселения стали и озеро называть Урвановским. Все взаимосвязано.

      А еще старожилы села вспоминают, что от их предков из поколения в поколение передавалось название не озера, а ручья. Якобы селение возникло у Рваного ручья. Вот так. Было это 300 лет тому назад.

      В озере обитают ценные породы рыб: судак, лещ, щука, окунь, линь, плотва, густера, ерш, жерех. Водится выхухоль и бобр. Выхухоль занесена в Красную книгу РФ.

      Располагается Урвановское озеро на территории государственного ботанического заказника регионального значения « Окско – береговой», тоже охраняемого. Озеро признано памятником природы в 1976 году.

     По обе стороны берегов Урвановского озера расположились села и деревушки некогда многолюдные, но сейчас уже более малочисленные, полностью оживающие лишь в летние месяцы.

Озеро играет большую роль в жизни местных жителей и приезжих. Это и вода, и пища, и водная переправа, и зона отдыха для взрослых и детей в летний и зимний периоды. Это источник наслаждения и восторга, потому что не любоваться живописностью берегов и водной глади с прилегающих высот просто невозможно. Озеро манит к себе,  притягивает, на него хочется смотреть и смотреть в любое время года. Не случайно, кто бы ни посетил Урваново, кто бы ни оказался рядом все стремятся хоть ненадолго, но завернуть на озеро, посидеть на бережку, полюбоваться простором, искупаться.

     Жизнь многих поколений людей была связана с озером, несмотря на то, что не всегда природа была милостива к людям . Человеческая память удерживает в себе сильнейшие разливы в течение одного только XX века. А их было несколько: в 30-е и в 70-е годы, в 1994-м году. Тогда казалось, что вода затопила весь свет, что она кругом, и нет ей ни конца ни краю. В эти годы разливалась река Ока, выходило из берегов озеро и они смыкались, заливая все вокруг, превращая деревни, расположенные на пологом берегу ( Шохино, Анохино, Елино) в небольшие островки суши .

     Так, старожилы вспоминали, что в 30-е годы во время паводка пароходы из Выксы (городка на правом берегу Оки) проплывали мимо затопленных домов, настолько высок был уровень воды. Дома в то время были небольшими, окошки находились не так высоко над землей, а вода подходила вплотную к домам, так что воду для нужд черпали прямо из окон, не выходя из дома. В это нелегкое время приходилось спасать съестные припасы и скот. Картошку из подпола выгружали на чердак, туда же и скот поднимали. Уровень воды в домах доходил до самого пола и даже вода проступала сквозь половицы. Но дома свои тогда никто не покидал.

      Сильный разлив случился в начале 70-х годов. От дома к дому добирались на лодках. Если нужно было куда-то отправиться, то лодки подчаливали  к крыльцу, садились в них и плыли. Даже покойников отправляли в последний путь на кладбище на лодках. А тут вдруг во время разлива ударил сильный мороз, вода застыла,  и все превратилось в настоящий каток. По всей деревне ребятишки катались на коньках.

    В старину, во время таких разливов люди, конечно больше  рассчитывали на самих себя, на свои собственные силы. Выживали кто как мог.

    Сейчас многое изменилось. Если по прогнозам ожидается высокая вода, то заранее в районе и сельской администрации формируются паводковые комиссии, которые разрабатывают комплекс мероприятий по преодолению стихии, по недопущению гибели людей и животных по сведению к минимуму ущерба от подобного стихийного бедствия.

   В 1994 году был сильный паводок, недоставало кормов для скота, возникла угроза затопления деревень Елина, Шохина и Анохина. Комиссия по чрезвычайным ситуациям под руководством первого заместителя главы районной администрации Н.В. Волкова призвала на помощь военных из  воинской части, расположенной в городе Муроме. Они прибыли вместе с ПТС ( плавающими транспортными средствами), так называемыми «амфибиями». Расположились они в здании бывшего детского сада рядом со школой. Одна «амфибия» дежурила на берегу озера, а другая стояла рядом со школой, готовая к тому, чтобы забрать школьников, живущих за озером, и доставить их домой после уроков. Вот восторгу то было у мальчишек и девчонок!

    А в это время за озером разворачивалась настоящая операция по спасению коров и телят, которым угрожала голодная гибель и которых с помощью военных пришлось переправлять на ПТС из одной деревни в другую. Грузовики с животными устанавливали на ПТС, закрепляли их, и «амфибия» отправлялась в водный путь. А руководил этой работой майор Николай Матин. Дело, казалось бы, не очень сложное. Но оно требовало хорошей организованности и сосредоточенности, так как водных путешественников подстерегали самые разнообразные трудности. Даже при высокой проходимости и устойчивости «амфибий» может возникнуть опасность опрокинуться или застрять – земля под водой таит все, что угодно, вплоть до глубоких промоин. Плюс к тому – затопленный кустарник, так называемые деревянные топляки, коряги и тому подобное. Майор Матин и его подчиненные знали обо всем этом и подготовились основательно. У них были радиосвязь, армейского образца моторная лодка для контроля, достаточно сил и средств для того, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям. Случилось в пути, что одна из «амфибий» неудачно подошла к деревне Шохино. Пришлось оказывать помощь. Прапорщик Михаил Литвиненко ловил трос, чтобы помочь друзьям. И наконец «амфибия» выбралась из неудобного положения и вышла на берег деревни. Вот такие события порой разворачиваются вокруг озера Урвановского, в так называемой владимирцами местной Швейцарии.

    Жители деревни Шохино вспоминают как  в 2000 году тоже во время сильной воды сети для ловли рыбы ставили прямо около дома, так как все вокруг было залито водой и идти на озеро не было никакого смысла.

    Трудно передать чувства людей, находящихся в ожидании паводка. Еще труднее описать тот страх перед стихией, когда люди воочию видят как стремительно приближается вода, как бы накатывается что-то неотвратимое. В то же время люди как будто связаны невидимыми нитями с озером. Держатся за него, никуда не уезжают, доверяют ему. Нет в Шохине ни колодцев, ни  тем более колонок, воду для питья берут в озере и до последнего времени даже пили ее некипяченую. Те, чьи дома располагаются на берегу озера поливают озерной водой свои огороды.

    В доперестроечную эпоху существовала в деревне Анохино даже рыбацкая артель. Рыбы ловила она немало. За одну тоню рыбаки сетями вылавливали леща до 120 пудов. Рыбу привозили на продажу в село Урваново:  в колхозную столовую и  местный магазин. В начале 90-х годов эта артель распалась, так как все рыбаки состарились, местный колхоз распался, а молодежь подалась в город, да и рыбы стало меньше.

   На другом берегу озера недалеко от Урванова построили муромляне домик охотника. Места там живописные, да и расстояние от села приличное, самое место, чтобы отдохнуть от благ цивилизации. Приезжают туда наслаждаться красотами озера отдыхающие. К их услугам и бильярд, и музыкальные инструменты, и рыбалка, и охота. Хорошо еще, что мусор за собой увозят. Так конечно не везде. По всему берегу озера от Урванова и до Усадского моста остаются следы пребывания отдыхающих, особенно все это бросается в глаза по весне. Не привыкли еще наши граждане к культурному отдыху. Убирать этот мусор приходится урвановским школьникам, которые более трепетно относятся к родным местам. Традиционными стали экологические десанты по уборке мусора с берегов живописного озера.

    Зима 1988 года выдалась суровая. Стояли сильные морозы., снега много навалило. На озере образовался лед такой толщины, что рыба буквально задыхалась. Тогда местные жители стали делать так называемые «обманы» - пробивали пешнями прорубь, а вокруг этой проруби долбили лед, но не до самого конца, и вот туда через прорубь заходила рыба, спасаясь от недостатка кислорода. И рыбе хорошо, и местным жителям, которые сачками выбирали рыбу из этого «обмана». Весной был разлив, а после схода воды на берегу осталось много погибшей от недостатка воздуха очень крупной рыбы – щуки, лещи.

    Во время перелетов птиц немало белых лебедей садится на водную гладь озера. Порой до 12 штук насчитывали местные жители. Однажды, осенью 2002 года остался на озере раненый лебедь, не смог улететь. Рядом с ним остался еще один лебедь. И долго они еще плавали вместе, вдвоем. Начались морозы, озеро от берегов постепенно покрывалось льдом и все меньше становилось пространство, где плавали лебеди, пока совсем  полынья не замерзла. А лебеди так и не смогли улететь, их перестрелял кто-то из местных. Грустная история.

За озером раскинулись заливные луга, традиционное место заготовки сена для общественного животноводства колхозом «Луч коммунизма». Когда-то было там настоящее разнотравье, а  теперь трава там растет в основном сеянка, однообразная. Возить оттуда сено всегда было большой проблемой для колхоза. Мост старый деревянный, понтоны, на которых он держался постоянно затапливало, благоустроенных подъездов к мосту не было. Шофера возили сено на свой страх и риск и всегда мечтали о хорошем мосте. А сколько из-за этого моста уходило под воду  машин, особенно большегрузных и тяжелогруженых. Ведь со всей страны ехали на местный паточный завод за квасным суслом, а расположен он на другом берегу озера. Сколько приходилось вызывать на помощь водолазов из района, а потом вытаскивать тяжелой техникой затонувший транспорт незадачливых водителей.  Часто приходилось перегружать груз с большой машины на маленький грузовик и таким образом перевозить его. На зиму мост отводили к берегу, и пока озеро не замерзало,  никакой переправы, кроме как на лодках не было. Зимой ходили и ездили по льду,  и это часто приводило к трагедиям. Сколько раз отрывало мост от берега сильным ветром  и уносило куда-нибудь далеко! Радовались наверное только школьники, живущие за озером, неожиданно свалившимся на их голову незапланированным каникулам.

    В 2005 году был построен новый мост: железный на больших понтонах. Широкий – две машины разъезжаются да еще пешеходная дорожка предусмотрена. И подъезды к мосту и спуски хорошие. Теперь мост не нужно разводить, он служит людям и зимой и летом, даже зимой бульдозер чистит его от снега. Любые грузы можно перевозить по мосту. Такой не утонет! Спасибо  районной администрации за заботу. Большое участие в строительстве нового моста принимал тогдашний директор Усадского паточного завода Беляев Александр Михайлович.

      Есть на озере свои особые названия мест. Например, Рогачиха. Так называется северный конец озера, где оно   раздваивается как бы на рога. И это действительно так, если посмотреть на снимок из космоса. Местные жители конечно в космосе не были, но подметили эту особенность с необыкновенной точностью. Речка Рогачиха  наличием окуня и плотвы привлекательна не меньше озера. Рогачиха связывает один из заливчиков озера с Окой.

      Конец озера разветвляется здесь на несколько рукавов, точнее заливчиков, называемых «прорвами».

      Так есть Большая прорва или,  так называемые «Штаны». Очертания берегов озера в этом  месте достаточно извилисты и в сочетании с отдельными островками чем-то напоминают штаны. Поистине нашему народу не занимать в юморе. А недалеко отсюда  есть еще Малая прорва. Здесь между озером и Окой находится не менее десятка небольших озер.

      Небольшая речушка, идущая с лугов и впадающая в озеро дает название низкому месту,  называемому Доляком, что совсем рядом с селом Урвановым.

      Ну а у урвановской ребятни есть свои любимые места на озере. И если они говорят, что они пошли купаться на Скважку или Плиты, то всем местным понятно, где нужно их искать. Ведь Скважина – это место купания для всех, так называемый местный пляж, а если нужно уединиться, то пожалуйте в Кустики, что ближе к  Поповке.  Плитой называют место, где дно озеро усеяно камнями. Это – напротив сада. В Усаде,  рядом с  пекарней дно озера резко уходит из под ног и вы оказываетесь в песчаной яме. Это место прозвали Бомбой.

     На другой стороне озера у деревни Шохино есть местечко называемое Бочкой. А купальное место для детей называется Ребячье. Так что на любой вкус, кому что нравится.

     Однако все-таки озеро – это стихия и порой необдуманные действия людей, прежде всего взрослых приводят к трагедии. Ежегодно в озере тонут люди как местные так и приезжие. Происходит это в любое время года. Часто тонут рыбаки. Бывали случаи, когда уходили под лед тяжело груженые и легковые машины, трактора с сеном вместе с людьми, которых не удавалось спасти.  2 мая 2002 года на озере произошла трагедия, которая потрясла всех. Лодка, перегруженная людьми, где также находились и дети, перевернулась недалеко от берега. Погибли двое взрослых молодых людей и один ребенок. Остальным четверым чудом удалось спастись.

     У жителей села Урваново, расположенного на берегу живописного озера есть свои памятные события, и все это благодаря озеру. Вряд ли посетил бы когда-нибудь  село Урваново знаменитый артист Алексей Булдаков даже проездом, если бы не озеро. А случилось это несколько лет назад во время одной из избирательных кампаний. Пригласили знаменитого артиста поддержать одного из кандидатов в депутаты в Государственную Думу в поселок Вербовский Муромского округа, а он решил махнуть на Урвановское озеро. Дело было зимой. Приехал он вместе с доверенным лицом на «Мерседесе» и еще автомобиль «Соболь» да полевая кухня в придачу с ними. Собрали всех рыбаков, что были на озере от Усада до Урванова, весь улов и провели что-то вроде соревнования на самый большой улов, на самую большую пойманную рыбу. Победителям вручили призы в виде необычных бутылок с горячительным: что для рыбака может быть дороже в такой момент! Потом из всего улова сварили в полевой кухне уху. Тут и содержимое «Соболя» пригодилось.

    Рыбаки, среди которых были не только местные жители, но и муромчане запросто общались со знаменитостью, спрашивая его о фильмах «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты», что да как, называя его по сценически Михалычем.  «Какой я вам Михалыч, - говорил он -  я Иванович». Анекдоты рассказывал и даже изобразил процесс ловли рыбы на озере. Посадили его на ящик у лунки, дали в руки удочку, прицепив к крючку рыбешку, попросили  в рот взять трубку курительную и все так натурально выглядело.  Потом всей компанией сфотографировались. Все были довольны!

    Житель села Урванова Власов Сергей Иванович запросто пообщался с артистом. Спросил его о планах на будущее. Алексей Булдаков сказал, что идут съемки фильма «Особенности  национальной политики» с его участием, смотрите, мол, скоро выйдет на экраны. Спросили его также как он будет добираться до Москвы. Он ответил, что его во Владимире ждет вертолет, вот на нем его в столицу и доставят.

     Сколько лет прошло, а местные рыбаки с восторгом рассказывают об этой удивительной встрече на льду Урвановского озера.

                           Гидрохимическое состояние озера.

    Как памятник природы Урвановское озеро находится под охраной государства. И хотя на его берегах не расположены никакие промышленные предприятия,  тем не менее качество воды в озере постепенно ухудшается.

    Чтобы определить гидрохимическое состояние, берутся пробы воды. Так, по данным на 1. 11. 2000 г. в озере снижена прозрачность вод ( 20 см). В озере обнаружены несколько повышенные         концентрации     меди        ( 8 ПДК),         БПК  -

( биохимическое потребление кислорода) – 1,45 ПДК, нефтепродуктов ( 1,7 ПДК). Качество воды характеризуется повышенным содержанием фосфатов ( 1,5 ПДК). Избыточное поступление соединения фосфора в непроточный водоем приводит к резкому приросту растительной биомассы с преобладанием гнилосных процессов, росту сине-зеленых водорослей, многие из которых токсичны. Действительно, у берегов озера с каждым годом появляется все больше и больше ряски.  Другого  неорганического вещества  -  диоксида углерода  

( СО2) – в озере очень мало, что ведет к торможению процессов фотосинтеза. Таким образом, мы видим, что Урвановское озеро относится к достаточно загрязненным водоемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...

Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"

Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др....

Методическая разработка "Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма"

Материал может быть интересен учителям и педагогам гуманитарной направленности...

Методическая разработка "Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС"

На протяжении более чем 15 лет преподавания информатики у меня накопилось достаточное количество материала (тексты, картинки, таблицы и т.д.), содержащего те или иные элементы национально-региональног...

Методическая разработка урока литературы. Е.Габова "Не пускайте Рыжую на озеро"

Данный урок направлен на развитие критического мышления....