Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".
рабочая программа по теме
Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа дополнительного образования по истории Отечества.
Пояснительная записка:
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы, объединяющей не только учителей, учащихся, но и их родителей. Богатейший материал по истории родного края, родной земли позволяет эффективно использовать его в образовательной и воспитательной работе.
Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.
Музейная педагогика является одной из форм поликультурного образования, позволяющая воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школ, формированию у них готовности жить и трудиться в родной стране, в родном городе, участвовать в его развитии, социально-культурном обновлении.
Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы. Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы у учащихся формируется богатое представление о культуре народов нашей страны и её ближайших соседей, а это позволяет сформировать ещё больший интерес к истории Отечества.
Цель программы:
1.Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания , этнического и культурного образования учащихся средствами музейной педагогики.
2.Формирование социальной активности учащихся.
3.Интеллектуальное развитие школьников путем вовлечения их в поисково-исследовательскую и творческую работу.
Задачи программы:
1.Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе музейной работы.
2. Развивающие:
а) развивать мыслительные способности у обучающихся;
б) развивать творческую, познавательную активность учащихся;
3. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к родной земле, к родному краю;
б) формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к духовным ценностям прошлых поколений.
Программа позволяет:
- Научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал.
- Научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии.
- Помочь учащимся лучше разбираться в многообразии культур.
- Развивать у учащихся творческие и организаторские способности, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.
Основные направления работы:
1. Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы и сайта музея.
2. Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, практических занятий , проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
3. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса создания музейных экспонатов своими руками.
4. Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, представителями разных наций и народностей.
5. Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в триместр), презентации, чаепития для «кружковцев» и гостей школы.
Формы организации музейной работы:
• лекции
• экскурсии
• консультации
• литературные и исторические гостиные
• киносеансы
• встречи с интересными людьми
• исторические игры, викторины
• проектная и исследовательская деятельность
• использование интернет – технологий
• создание видеороликов, презентаций
• посещение школьных музеев и музеев города и области
• оформление выставок, обновление экспозиций
Прогнозируемые результаты:
1. ОБУЧАЮЩИЕ. Приобретение учащимися глубоких знаний по истории народов нашей страны, умение свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей Отечества.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими свободу и независимость нашей Родины.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ. Достижение высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы учащихся по основным направлениям музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учета, описания, классификации предметов музейного значения, организации и проведения экскурсий по экспозициям музея, проведение мероприятий по профилю музея (выставки, конкурсы, тематические часы, семинары, конкурсы), развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий.
Реализация программы:
Музейно-образовательная программа представляет цикл тематических занятий по истории народов нашей страны и ряд практических занятий по изготовлению музейных экспонатов своими руками. Основная аудитория-это учащиеся средней и старшей школы. Занятия проводятся еженедельно по 2 часа. Курс рассчитан на 1 года обучения, но сохраняя примерную тематику занятий, возможно продолжение в течение нескольких лет.
Примерный тематический план занятий
№п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. | Знакомство с программой. Беседа об истории возникновения народного костюма. | 2 |
2. | «История места» | Беседа о Карачае-крае священных гор. Лоскуток истории карачаевцев. | 2 |
3. | «Преданья старины красивой» | Основные занятия жителей края. | 2 |
4. | «Что здесь носили?» | Одежда жителей Карачая. | 2 |
5. | «Разбор костюма» | Головные уборы, обувь, аксессуары, орнамент, праздничный костюм и повседневная одежда. | 2 |
6. | «Во что здесь играли» | Различные игры и состязания карачаевцев. | 2 |
7. | «Культура места» | Обряды, праздники, торжества. | 2 |
8. | «Народная кухня» | Национальные блюда карачаевцев. | 2 |
9. | «Карачаевский праздничный костюм» | Практическое занятие. Изготовление куклы и костюма. | 4 |
10. | «История места» | История Киева – летопись Руси. | 2 |
11. | «Преданья старины красивой» | Основные занятия жителей. | 2 |
12. | «Что здесь носили?» | Наряды жителей Киевской губернии. | 2 |
13. | «Разбор костюма» | Летний костюм и украшения к нему. | 2 |
14. | «Во что здесь играли» | Украинские игрушки. | 2 |
15. | «Культура места» | Обряды, праздники, торжества. | 2 |
16. | «Народная кухня» | Национальные блюда украинцев. | 2 |
17. | «Народный костюм Киевской губернии» | Практическое занятие. Изготовление куклы и костюма. | 4 |
18. | «История места» | Край туманов и озёр. | 2 |
19. | «Преданья старины красивой» | Изделия народных промыслов. | 2 |
20. | «Что здесь носили?» | Костюм как отражение истории народа. | 2 |
21. | «Разбор костюма» | Поясная одежда. Понева. | 2 |
22. | «Во что здесь играли» | Белорусские игры. | 2 |
23. | «Культура места» | Приметы и суеверия. Обычаи предков. | 2 |
24. | «Народная кухня» | Цыбрики – шарики из картофеля. | 2 |
25. | «Народный костюм Минской губернии» | Практическое занятие. Изготовление куклы в народном костюме. | 4 |
26. | «История места» | Свободные дети степи. | 2 |
27. | «Преданья старины красивой» | Основные занятия и верования калмыков. | 2 |
28. | «Что здесь носили?» | Бедняк и одним порткам рад, а зайсану и десяти бешметов мало. | 2 |
29. | «Разбор костюма» | Без серьги в ухе – со змеёй на сердце. | 2 |
30. | «Во что здесь играли» | Игры и развлечения калмыков. | 2 |
31. | «Культура места» | Культура, традиции и обычаи древнего кочевого народа. | 2 |
32. | «Народная кухня» | Джомба – калмыцкий чай. | 2 |
33. | «Народный костюм Республики Калмыкия» | Практическое занятие. Изготовление куклы в калмыцком праздничном костюме. | 4 |
Итого: | 74 |
Список используемой литературы:
1. Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.
2. Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.
3. Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.
4. Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.
5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
6. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос, 2001.
7. Ревякин. Музеи мира. М., 1993.
8. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.
9.Журналы «Де Агостин» РАН и Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая «Куклы в народных костюмах». – М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-149562-1353624493.jpg)
Методическая разработка программы дополнительного образования "Довузовская подготовка. Математика 11 кл.".
Дополнительная программа "Довузовская подготовка. Математика. 11 кл." была разработана для работы в Центре Дополнительного Образования детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-184026-1358696041.jpg)
ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-250082-1367242577.jpg)
Разработка программы дополнительного образования по физике для одаренных детей
Программа дополнительного образования - инструмент целенаправленного развития одаренных детей. Написание программы - один из важных моментов в деятельности педагога....
Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-404687-1545153714.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма»
Рабочая программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма» предназначена для учащихся 12-13 лет, 72ч, срок обучения 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-712894-1448034741.jpg)
Разработка программы дополнительного образования по английскому языку "Удивительный английский" для 1 класса
Разработка программы дополнительного образования по английскому языку "Удивительный английский" для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855538-1479883162.jpg)
Материалы по истории Русской православной церкви - дополнительный материал к урокам по истории Отечества
Презентации по истории Русской Православной церкви в синодальный и советский периоды являются источником дополнительного материала по малоизвестным аспектам отечественногй истории. Презентации содержа...