Рабочая программа внеурочной деятельности "История становится ближе"
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа «История становиться ближе» рассчитан на углубленную работу с учащимися 12-15 лет по изучению истории своей семьи. Развивает интерес учащихся к предмету история, позволяет найти точки сопряжения между глобальной историей и собственной историей школьника. Специально организованная работа по личностной идентификации семейной истории и Истории Отечества позволяет учащимся почувствовать себя, своих предков в мире истории. Формы организации деятельности учащихся формируют навыки исследования, развивают творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности История становится ближе | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новобачатская средняя общеобразовательная школа»
История становится ближе.
(рабочая программа
для внеурочной деятельности)
Автор:
Колчегошева Валентина Ильинична
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Новобачатская сош»
Беловского района
Содержание
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 8 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «История становиться ближе» рассчитан на углубленную работу с учащимися 12-15 лет по изучению истории своей семьи. Развивает интерес учащихся к предмету история, позволяет найти точки сопряжения между глобальной историей и собственной историей школьника. Специально организованная работа по личностной идентификации семейной истории и Истории Отечества позволяет учащимся почувствовать себя, своих предков в мире истории. Формы организации деятельности учащихся формируют навыки исследования, развивают творчество.
Концепция «самоистории» разработана Ю.А. Троицким. Параллельно с изучением официальной истории, она дает возможность создать ее «эговариант» Работа ведется по выявлению семейных реликвий, документальных материалов, устных воспоминаний. Прослеживаются этапы работы: сбор материала, обсуждение анализ, оформление. Систематизированный материал эгоистории становится инструментом познания.
Осмысление своего труда позволяет активнее адаптироваться к сложным противоречивым переменам в обществе, менее болезненно проходить путь социализации.
Цель курса:
Изучение истории своей семьи через поисковую деятельность.
Задачи курса:
- Изучить свою родословную.
- Собрать материал по истории своей семьи на фоне важнейших событий 20 века.
- Оформить материал для экспозиции в школьном музее «Судьба семьи в судьбе страны.»
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- составить свою родословную;
- беседовать с информаторами и собирать материал;
- систематизировать материал и оформить экспозицию;:
Должны знать:
- важнейшие события истории страны в 20 веке;
- историю края и села.
Рабочая программа по разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерные программы по учебным предметам. (Стандарты второго поколения);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новобачатская сош»;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных федеральным государственным стандартом ООО второго поколения.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности учащегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса «История становится ближе»:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об истории своей семьи.
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика учебного курса
Изучая историю при получении основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Место учебного курса «История становится ближе» учебном плане
Учебный курс «История становится ближе» изучается при получении основного общего образования в качестве внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение родословной, семейных традиций.
- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.
-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике.
-принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Программа курса « История становиться ближе»
Курс рассчитан на 34 часа.
Тема 1. Откуда есть пошла фамилия. Понятие родства. Что такое родословная. Создание таблицы «Моя родословная» Происхождение фамилий близких родственников. (5 часов)
Тема 2. Жизнь и деятельность предков в начале 20 века .Быт ,увлечения, состав семьи Социальный статус семьи в начале века. Если нет материалов о семье этого времени ,поиск фотографий, печатного материала о том периоде.(5 часов.)
Тема 3. Революция и гражданская война в судьбе моей семьи. Как восприняли те события в Сибири. Памятники ,вещественные материалы ,воспоминания о событиях гражданской войны в Кузбассе ,районе, селе.( 5 часов)
Тема 4. 30ые годы в истории семьи. Место жительства моей семьи в 30ые годы .Где работали, как жили .Чем занимались .Как отразились сталинские преобразования на членах моей семьи.(5 часов)
Тема 5.Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны. Как ковалась победа в тылу. Когда и как пришла весть о войне в семью .Как жили, работали, учились в военное время.(5часов)
Тема 6. Моя семья в послевоенное время .Кто из членов моей семьи и как жили в этот период. Какой вклад внесли в дело восстановления послевоенной жизни.(2 часа)
Тема 7. Семья, в которой я живу. Состав. Чем занимаются мои родители, бабушки и дедушки. Семейные традиции и праздники. Любимые песни и фильмы семьи.( 7 часов)
Структура курса.
№ темы | тема | количество часов | форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Откуда есть, пошла моя фамилия. | 5 | 2 | 3 | таблица |
2 | Начало 20 века | 5 | 2 | 3 | викторина |
3 | Революция и гражданская война в судьбе моей семьи. | 5 | 2 | 3 | Что. Где, когда? |
4 | 30 ые годы в истории моей семьи. | 5 | 2 | 3 | Альбом |
5 | Мои близкие в годы Великой Отечественной войны. | 5 | 1 | 4 | проект |
6 | Моя семья в послевоенное время | 2 | 2 | Выставка творческих работ | |
7 | Семья, в которой я живу | 7 | 2 | 5 | Проект |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
курса «История становится ближе»
Четв. | Тема раздела | К-во часов | № занятия | сроки | Тема занятия | ||||
1 | Откуда есть пошла фамилия. | 5 | 1 | Что такое родословная. | |||||
2 | Понятие родства. | ||||||||
3 | Моя родословная. | ||||||||
4 | Происхождение фамилии. | ||||||||
5. | Занятия и социальный статус членов семьи. | ||||||||
Начало 20 века в истории семьи. | 5 | 1-6 | Характеристика времени. | ||||||
2-7 | Место жизни предков на карте России. | ||||||||
3-8 | Быт, увлечения, занятия категории населения, к которому относились мои предки. | ||||||||
4-9 | Реликвии и вещественные материалы времени. | ||||||||
5-10 | Обобщение материала. | ||||||||
Революция и гражданская война. | 5 | 1-11 | События в стране. | ||||||
2-12 | События в крае. | ||||||||
3-13 | Памятники, вещественные материалы времени. | ||||||||
4-14 | Песни гражданской войны. | ||||||||
5-15 | Как события отразились на моей семье. | ||||||||
30 ые годы в истории семьи. | 5 | 1-16 | Состав моей семьи в 30 ые годы. | ||||||
2-17 | Занятия членов моей семьи. | ||||||||
3-18 | Обычаи, традиции, обряды времени. | ||||||||
4-19 | Как выглядело село в это время. | ||||||||
5-20 | Карта передвижения семьи в 30ые годы. | ||||||||
Мои близкие на фронтах Великой отечественной войны. | 5 | 1-21 | Весть о начале войны в моей семье. | ||||||
2-22 | Как отправляли на фронт земляков. | ||||||||
3-23 | Карта участия в военных действиях моих земляков. | ||||||||
4-24 | Наше село в годы войны. | ||||||||
5-25 | Моя семья в годы войны. | ||||||||
4 | Семья в послевоенное время. | 2 | 1-26 | Как жили, учились, трудились после войны. | |||||
2-27 | Село после войны. | ||||||||
Семья, в которой я живу. | 7 | 1-28 | Состав моей семьи. | ||||||
2-29 | Чем занимаются мои родители. | ||||||||
3-30 | Чем занимаются мои бабушка и дедушка | ||||||||
4-31 | Традиции в нашей семье. | ||||||||
5-32 | Праздники в нашей семье. | ||||||||
6-33 | Любимые занятия членов моей семьи. | ||||||||
7-34 | Обобщение материала. |
Литература.
- Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками.// Преподавание истории и обществознания в школе – 2006, №6 – С.19
- Колмаков А.И. История становиться ближе.// Преподавание истории в школе – 1998,№5 – С.44
- Кузнецова Ф.С.Роль национально – регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе – 2006,№6 – С.46
- Кушнерева В.Ю. Старожилы и переселенцы, Ролевая игра.// Преподавание истории и обществознания в школе – 2006,№7 – С.12
- Соколова М.В. Работа с вещественными источниками на уроках истории.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006,№6 – С.19
6.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию.// Преподавание истории и обществознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...