Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового федерального государственного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Еще в XIX веке немецкий педагог А.Дистервег говорил о том, что «сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»
Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. А сама человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Итак, системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию ее субъекта. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном же обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, ученик же ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».
Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения, результатом которого должно стать развитие на основе универсальных учебных действий личности ребенка, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Главная же задача для учителя создание и организация условий, инициирующих действие ученика.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система принципов:
· обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.);
· не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей;
· является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:
1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, проекта. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории и обществознантя:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
- Дискуссии
- Дебаты (особенно хорошо проходят в старших классах)
- Ролевые игры
- Различные виды групповых работ
- Деловые игры
- Турниры знатоков
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Изучая данную тему, я наткнулась на статью И.В. Крутовой, Л.П. Разбегаевой, Р.В. Пазина «Системно деятельностный подход: методический аспект (на примере изучения истории)», опубликованную в журнале Преподавание истории в школе в июне 2015 г. Прочитав данную статью, вынуждена была во многом согласиться с ее авторами.
Они отмечают, что «в практике обучения истории иногда встречается упрощенная конкретизация в понимании системно-деятельностного подхода» (пример с картиной: если ее описывает ученик – деятельностный подход, если говорит – учитель недеятельностный. В форме аналогии на такое утверждение возникает вопрос: значит ли это, что в театре у зрителей при просмотре постановки нет никакой деятельности? Ни творческой, ни мыслительной?..). Согласна и с тем, что «текстовый компонент многих учебников беден на исторические образы, довольно схематичен, недостаточно эмоционален, не всегда четко структурирован. Поэтому, к сожалению, самостоятельная работа школьников с учебником зачастую неэффективна в плане создания у них исторических образов и требует иных методических приемов». А «отказ от репродуктивного уровня обучения, который предлагается в качестве панацеи от многих проблем в современном образовании, не является выходом для достижения цели научить учиться. Ведь яркое и образное слово учителя на уроке истории в V–VI кл. может пробудить воображение ученика, способствовать формированию в его сознании определенных образов, что соответствует его возрастным особенностям и является оправданным приемом работы для на данном этапе. Согласна, что «в условиях действующих программ и принятого Историко-культурного стандарта встает вопрос о возможности системного использования деятельностного подхода в условиях дефицита учебного времени».
Совершенно очевидны проблемы деятельностного подхода на современном этапе и практическом уровне. Хотелось бы обратить внимание на возможное решение этих проблем.
Во-первых, на мой взгляд, «деятельностный» и «традиционный» подходы не должны противопоставляться друг другу. Это методы, которые направлены на решение определенных задач, и они призваны сосуществовать и дополнять друг друга с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся, а также поставленных образовательных задач.
Во-вторых, для реализации деятельностного подхода требуется решение как минимум трех задач: увеличение количества часов на преподавание истории, которое сейчас недостаточно даже для бойкого пересказа учителем всего объема материала; реализация новых подходов к предъявлению содержания на новых принципах (системность, образность, ориентированность на ученика) и разработка соответствующего методического контента.
В-третьих, правы наши коллеги, когда пишут, что «может возникать и иная ситуация, когда конспектирование учебника, заполнение таблиц и схем, игры на уроках, групповые формы работы не вызывают активной внутренней деятельности школьника». Поэтому вырисовывается еще одна задача которую нужно решать практическим путем – это разработка и апробация интересного контента заданий к конкретному содержанию, конкретным темам и конкретным урокам, позволяющих пробудить эту активную внутреннюю деятельность (хотя роль личности учителя в достижении этой цели является превалирующей). В этом направлении ориентированы разработки интерактивных исторических карт и заданий к ним, заданий по иллюстративному ряду и условно-графической наглядности. К примеру, в том же номере ПИШ №6 2015 г. Учителя Э.Н.Абдулаев и А.Ю.Морозов опубликовали два практико-ориентированных весьма интересных материала: вариант курса истории Отечества как системы учебных задач и разработку темы «Дворцовые перевороты» в формате реализации деятельностного подхода. Кроме того, могу поделиться ссылками на интерактивные карты по истории России и мира, которые можно использовать как в готовом варианте, так и в отредактированном. Как отредактировать историческую карту и основные правила работы с картой прилагаются.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...
Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает...
Реализация системно-деятельного подхода на уроках истории и обществознания
В стаатье поднимаются вопросы о том, как дать ученику не просто знания, а умения их добывать материал. Предлагаются различные формы работы на уроках истории и обществознания...